Цели:
- ознакомить учащихся с приемами выполнения сложения десятичных дробей;
- подвести к пониманию того, что сложение выполняется по разрядно.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод обучения: исследовательский.
Оборудование: карточки с упражнениями, цветные мелки, карандаши.
Этап урока и комментарии к нему | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
Организация работы. Привлечение ранее
изученного материала к рассмотрению нового |
Записываем тему урока, дату в тетради. Вопросы: 1. Какие дроби называют десятичными? В чем их отличие от обыкновенных? 2. Можно ли из обыкновенных дробей получить десятичные дроби? 3. Выполните необходимые операции для перехода от обыкновенных дробей к десятичным. |
Записывают тему урока, дату в тетради. Отвечают на вопросы. | ||
Рассмотрение нового материала | Сейчас я предлагаю выйти к доске некоторых ребят и попробовать "в уме" решить следующие примеры. (У доски работают учащиеся "среднего уровня".) | Примеры 1. 4,3 + 0,11 = 2. 14,3 + 2 = 3. 32,3 + 0,03 = 4. 6,9 + 2,6 = |
Устный счет 4,41 16,3 32,33 8,15 |
Письменно |
Проверим устно выполненные примеры письменно по правилам сложения обыкновенных дробей. То есть, прежде всего переведем наши дроби в обыкновенные | Решение учащихся | |||
Вопрос классу: - Откуда взялась одна целая в последнем примере? |
Сравнение решения через обыкновенные дроби с устным счетом. | |||
Вывод правила действия при сложении десятичных дробей | Каким способом легче и правильнее решать примеры с десятичными дробями? Как выполнить сложение через десятичную запись? | 4,30 + 0,11 = 4,41 или записью
столбиком При сложении столбиком нужно записывать числа так, чтобы запятая была под запятой. |
||
Учащимся даются задания, которые выполняются, опираясь на ранее сделанные выводы | Теперь попробуйте сами решить следующие примеры с карточки № 2 | Карточка № 2 1. 5,3 + 2,45 = 2. 1,7 + 1,75 = 3. 0,3 + 17 = 4. 216,03 + 0,1 = |
||
Далее дается карточка № 3, в которой необходимо проверить правильность решения | Карточка № 3 1. 4,5 + 1 = 4,6 2. 0,2 + 0,8 = 0,10 3. 23,1 + 22 = 45,1 4. 16,1 + 13,9 = 30 |
|||
Подведение итогов | Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: | 1. В чем сходство и различие
обыкновенных и десятичных дробей? 2. Как выполнить сложение десятичных дробей? Какими дополнительными операциями оно сопровождается? 3. Отметьте фигурку, которая соответствует вашему настроению после урока: |
||
Запись домашнего задания | В качестве домашнего задания вам будут даны два примера |
Тема: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
Цель:
- обобщить и закрепить умения и навыки учащихся работы с координатной прямой;
- вывести правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками;
- развивать умение аргументировать свои выводы, опираясь на ранее полученные знания.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: поисково-исследовательский.
Оборудование: карточки для каждой группы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовительный этап.
Сегодня, ребята, я предлагаю вам самим вывести правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками. А поможет вам в этом карточка-путеводитель. (Консультация по работе с карточкой-путеводителем.)
3. Актуализация опорных знаний: УЭ - 0, 1, 2.
4. Изучение нового материала.
- Вывод правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками: УЭ - 3.
- Проверка верности вывода правила: УЭ - 4.
- Обсуждение и представление своих выводов: УЭ - 5.
5. Итог: УЭ - 6.
6. Домашнее задание: индивидуальные карточки.
Карточка-путеводитель
Группа 1
УЭ | Задания | Инструкции к деятельности |
УЭ - 0 | Общая цель: вывести правила сложения
отрицательных чисел. Устно ответьте на вопросы: - Какие числа называются отрицательными? - Как они расположены на координатной прямой? |
Послушайте инструкции учителя |
УЭ - 1 | Цель: решить примеры с помощью
координатной прямой и найти закономерность: -3 + (-4) = -2 + (-1) = -5 + (-6) = |
Работай индивидуально. Обсудите свои результаты в группе |
УЭ - 2 | Цель: проверить правильность найденной
закономерности. На основе найденной закономерности решите следующие примеры без помощи координатной прямой: -10 - 3 = -9 - 2 = -7 - 9 = Проверьте правильность с помощью координатной прямой |
Работай индивидуально |
УЭ - 3 | Цель: сформулировать правило сложения
отрицательных чисел без помощи координатной
прямой. Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел. Сверьте свой вариант с правилом, приведенном в учебнике. |
Работы с учебником |
УЭ - 4 | Цель: обсуждение и подведение итогов. Выберите представителя группы для презентации своего правила | Представитель от группы работает у доски, раскрывает суть своей работы, итоги |
УЭ - 5 | Цель: ознакомиться с работой другой группы | Сделать краткий конспект в тетради, записать вывод второй группы |
УЭ - 6 | Итог урока. С какими двумя новыми
правилами сегодня познакомились? Сформулируйте
их. Примените при решении следующих примеров.
(Работаем устно.) а) 50 + (-70) б) -20 - 30 в) 32 + (-20) г) -12 - 13 |
Вместе с классом |
Домашнее задание |
Карточка-путеводитель
Группа 2
УЭ | Задания | Инструкции к деятельности |
УЭ - 0 | Общая цель: вывести правила сложения
положительных и отрицательных чисел. Устно ответьте на вопросы: - Какие числа называются отрицательными? - Как они расположены на координатной прямой относительно начала координат? |
Послушайте инструкции учителя |
УЭ - 1 | Цель: решить примеры с помощью
координатной прямой и найти закономерность: -3 + 5 = -5 + 2 = 4 + (-3) = |
Работай индивидуально. Обсудите свои результаты в группе. |
УЭ - 2 | Цель: проверить правильность найденной
закономерности. На основе найденной закономерности решите следующие примеры без помощи координатной прямой: -10 + 5 = -25 + 10 = 1 + (-4) = Проверьте правильность с помощью координатной прямой. |
Работай индивидуально |
УЭ - 3 | Цель: сформулировать правило сложения
отрицательных чисел без помощи координатной
прямой. Сформулируйте правило сложения положительных и отрицательных чисел. Сверьте свой вариант с правилом, приведенным в учебнике. |
Работай с учебником |
УЭ - 4 | Цель: обсуждение и подведение итогов. Выберите представителя группы для презентации своего правила. | Представитель от группы работает у доски, раскрывает суть своей работы, итоги |
УЭ - 5 | Цель: ознакомиться с работой другой группы. | Сделать краткий конспект в тетради, записать вывод второй группы |
УЭ - 6 | Итог урока. С какими двумя новыми
правилами сегодня познакомились? Сформулируйте
их. Примените при решении следующих примеров
(работаем устно): а) 50 + (-70) б) -20 - 30 в) 32 + (-20) г) -12 - 13 |
Вместе с классом |
Домашнее задание |
Тема: "Десятичные дроби. Операции над десятичными дробями"
Цели:
- обобщить и закрепить знания и умения учащихся на правила выполнения операций над десятичными дробями;
- проверить сформированность ЗУН учащихся на выполнение операций над десятичными дробями.
Тип урока: устная контрольная работа.
Метод обучения: игровая форма.
Оборудование: карточки с упражнениями, карточки лото, карточки-основы.
I. Ход урока. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
- Что такое десятичные дроби?
- Какие операции мы можем совершать над десятичными дробями?
- Каких правил при этом мы должны придерживаться?
III. Проверка ЗУН через игру.
Теперь поиграем необычное лото. Прежде чем вы соберете картинку с помощью лото, вам предстоит решить примеры на выполнения действий с десятичными дробями. Каждая команда получает задания, делит примеры по количеству учащихся. А теперь, если вы готовы, то вперед! Задания на карточках у каждого.
Карточка
1. 0,5 : 0,01 =
2. 0,14 + 0,46 =
3. 6,4 * 0,1 =
4. 0,32 - 0,31 =
5. 200,2 - 100,3 =
6. 7,1 * 2 =
7. 0,12 - 60 =
8. 1,6 : 0,2 =
9. 8,4 + 1,2 =
10. 9 - 1,5 =
11. 13 - 0,4 =
12. 0,7 * 0,7 =
13. 0,12 : 6 =
14. 1,7 + 3,3 =
15. 11 - 4,6 =
16. 0,09 * 90 =
17. 96 : 20 =
18. 2,08 + 2,2 =
19. 0,07 * 8 =
20. 20,1 * 5 =
IV. Подведение итогов. Если вы правильно все решили, то у вас должна получиться некоторая картинка, но предупреждаю, что не все так просто. А где именно подвох вы поймете сами, едва взгляните на получившуюся картинку.
V. Домашнее задание. Придумать кроссворд по теме.
Приложение
Карточки лото. С лицевой стороны произвольная картинка, с оборотной стороны ответы на примеры - обязательно упорядочены. Желательно сделать кармашки-вкладыши из полиэтилена с нумерацией согласно примерам.