Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики" (8-й класс)

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 8


Цели мероприятия:

  1. Выявить учащихся, которые увлеклись химией.
  2. Развивать устойчивый познавательный интерес к предмету среди учащихся 8-го класса.
  3. Развивать умения работать с дополнительной литературой по предмету, творчество учащихся, коммуникативные навыки, навыки работы в группе
  4. Прививать учащимся умения и навыки выступлений перед аудиторией.

Оборудование: пробирки, спиртовка, штатив для пробирок, держатель для пробирок, колба коническая, плоскодонная колба, мензурка, химические стаканы, воронка, платок, спирт, вода, асбестовая сетка, стеклянный колокол, тигельные щипцы, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка,спички, носовой х/б платок.

Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц.), H2SO4 (конц.), сульфат железа (III), гексацианоферрат калия (III), CoCl2*6H2O, KМnO4, FeCl3, KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт, р-р гидрооксида натрия, фенолфталеин, хлорид бария, р-р серной кислоты, бертолетова соль, фосфор, йод, алюминий, бихромат калия.

Предварительная подготовка классов:

О проведении мероприятия классам сообщается заранее, яркая красивая афиша вывешивается в начале сентября). Задача классов: выставить команду из 7 человек, подготовить «визитку», выбрать отличительный цвет – элементы одежды (кепка, футболка, лента и т.д), номер художественной самодеятельности, стенгазету по теме «Химия»(готовят учащиеся класса, не являющиеся участниками команды)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! В этом году вы приступили к изучению удивительного, интересного, но нелегкого предмета «Химия». Для успешного изучения которого, нужно пройти ритуал «Посвящения» на острове «Химия». Попасть на остров можно только преодолев все препятствия на своем пути используя свои знания и умения по предмету, которые вы получили за это время.

Командами и активными пассажирами трех атомоходов (мы воспользуемся «химическими» морскими судами) мы совершим морское путешествие по следующему маршруту: (показываю карту …).

Результаты нашего следования будут фиксироваться в судовых журналах [приложение 1] штурманами – (представляю «жюри»)

За быстроту, правильность, дисциплинированность прохождения маршрута команды и пассажиры атомоходов будут получать «химоны» (оценочная единица острова Химии). Их количество поможет штурманам выявить Юных химиков I, II, III степени. За нарушения – «химоны» снимаются (помощник фиксирует нарушения, поднимая жетон определенного цвета, он показывает какой команде, либо пассажирам какого атомохода снимаются «химоны»).

Итак, поприветствуем наши команды.

Встречайте умных, красивых, обаятельных и находчивых участников плавания …

Представление команд – 8а, 8б, 8в (штурманы по химону начисляют за «визитнку» команды – оригинальное названии, наличие девиза, эмблемы, приветствия и т.п.)

Пора отправляться в путь. Но вот беда, я забыла названия атомоходов, на которых мы поплывем …Чтобы это выяснить командам необходимо решить кроссворды [приложение 2], ключевыми словами которых являются названия судов на которых они отправятся в путь.. Чтобы показать завершение работы капитан встает.

(Штурманы фиксируют очередность сдачи кроссвордов (это нужно для установления очередности дачи ответов при прохождении препятствий командами и пассажирами атомоходов, выдают « химоны». Сдающие работу первыми получают по – 5 химонов, вторыми – 4 химона, третьими – 3 химона (в зависимости от конкурсов их количество варьирует)

А пока наши команды работают, пассажиры тоже не скучают. Я предлагаю вам перевести с с химического языка на общепринятый следующие выражения:

(право отвечать дается по первой поднятой руке, за правильный ответ – ХИМОН)

1. Не все то аурум, что блестит.
(Не все то золото, что блестит.)
1. Куй феррум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо.)
1. Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик.)
2. Тяжелые плюмбумные тучи.
(Тяжелые свинцовые тучи.)
2. Слово – аргентум, а молчание – аурум.
(Слово – серебро, а молчание – золото.)
2. С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло.)
3. Купрумного гроша не стоит.
(Медного гроша не стоит.)
3. У него феррумный характер.
(У него железный характер.)
3. За купрумный грош удавился.
(За медный грош удавился.)

Итак, капитаны огласите названия ваших атомоходов: 8а – МЕНДЕЛЕЕВ, 8б – ЛОМОНОСОВ, 8в – БЕРЦЕЛИУС. (на столы устанавливаются таблички с названиями атомоходов и номером отплытия) Мы отплываем, впереди «бухта основных понятий», каждому члену команды по очереди необходимо дать ответ на вопрос, правильный ответ – ХИМОН.

1. Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой (свойства веществ) 1. То, из чего состоят тела (вещества) 1. Испарение воды относится к явлению … (физическому)
2. Химический элемент – это … (определенный вид атомов) 2. Индекс показывает (число атомов элемента в молекуле) 2. Вещества, которые состоят из атомов одного химического элемента наз-ся … (простыми)
3. Примером какого вида явлений является ржавление гвоздя (химического) 3. Мельчайшая, химически неделимая частица вещества наз- ся (атом) 3. Изменение окраски, появление запаха, образование осадка – это ... (признаки химической реакции)
4. Вещества, состоящие из атомов разных хим. элементов называются (Сложными) Примеры – вода, сульфид железа, поваренная соль 4. Явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие наз-ся (химическими) 4. Вещества, состоящие из атомов одного хим. элемента называются… (простыми) (Примеры – водород, кислород)
5. Смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа можно заметить частицы других веществ наз – ся … (неоднородными) 5. Что изучает химия (Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях) 5. Мельчайшая частица вещества, состав и свойства которой такие же, как у данного вещества … (молекула)
6. Условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов наз-ся ... (хим.формула) 6. Химический символ обозначает (хим. элемент) 6. Телом или веществом является медная проволока (тело)

 Плывем дальше… Впереди новая преграда – море «Опасностей». Каждой команде будет показана пантонима. Задание – найти ошибки в действиях лаборантов, перечислить их и рассказать, как надо действовать правильно. За верные, полные ответы – 10 жетонов [приложение 3].

Штурманы подводят итоги, а мы подплываем к каналу «Химических знаков». Чтобы его пересечь, необходимо вспомнить игру «крестики – нолики». В данной игре в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует прямой линией соединить три клетки по указанному признаку, являющемуся общим для всех. На, выданных вам таблицах, выигрышный путь составляют названия либо металлов, либо неметаллов. «Таблицы» помещаете на магнитную доску, капитаны объясняют общее решение (пять ХИМОНОВ) [приложение 4].

  • Пассажиры тоже не скучают, для команды «химоны» получают. Предлагаю вам отгадать загадки – О каком веществе идет речь? За каждый верный ответ – 1 химон. (посмотрю по времени, по 1 или 2 им загадки загадать)
 
NaCl – его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин –
В малых дозах в блюдах нужен.
(поваренная соль).
На суку сидит сова,
Выдыхает СО2.
(углекислый газ).
Сапоги мои того,
Пропускают Н2О.
(вода).
Что за чудо посмотри –
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет.
(мел).
Флакон с KМnO4 – обычно имеется в каждой квартире,
С рожденья ребенок любой с ним знаком,
Едва лишь покинет он с мамой роддом,
Его искупают в ванночке с ним, Ведь он для дезинфекции незаменим.
(перманганат калия – «марганцовка»).
Две вещи с разным совсем назначением,
И сделаны обе они из стекла.
Первая в опытах очень нужна,
вторая – сосуд для хмельного вина.

Следующая преграда «Рифы формул», где зная произношение химических знаков, прочитать формулу вещества. От каждой команды вызывается по 1 игроку (капитан отправляет), за каждый верный ответ – химон. [приложение 5]

Впереди еще более опасная преграда – водоворот. Ваша задача – не угодить в него, а, используя порядковые номера элементов периодической системы (номера их квартир) прочесть зашифрованную надпись НАПИСАТЬ МЕЛОМ НА ДОСКЕ [приложение 6] – первым – 5 химонов, вторым – 4, третьим – 3 химона.

24 49 12 77 Я – 8 34 81 44 8 83 Ч 92 Д Е 16 («ХИМИЯ» – ОСТРОВ ЧУДЕС)

Ведущий: Пассажиры не расслабляемся. Пока команды работают, вспомним сказку “Василиса Прекрасная”. В ней Баба Яга поставила перед Василисой требование-проблему, имеющую отношение к химии: разделить рожь с чернушкой, мак с землёй. Предложите варианты её решения. (Смесь ржи с чернушкой можно разделить с помощью сита, используя разницу в размерах ее компонентов. Смесь мака и песка можно взболтать в воде, дождаться оседания в воде песка или земли и собрать мак на поверхности.) – 2 химона, если обе смеси «разделили» верно.

Ведущий: Выслушаем команды, что у них получилось. Действительно – зашифровано «ХИМИЯ» – ОСТРОВ ЧУДЕС, и это не случайно, мы подходим к причалу Явлений, расположенного на острове «Химия», там нас ждут удивительнейшие опыты и последнее испытание – обряд «посвящения». Все внимание на причал…

Королева химии читает отрывок.

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Все – от песчинок малых – до планет
Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Королева химии говорит, что она приветствует их на острове, где продемонстрирует им опыты, и они воочию увидят признаки химических реакций – выделение газов, изменение окраски и т.д. [приложение 7]. Примечание: выбор учителя в соответствии с оснащением кабинета

После демонстрации опытов просит всех встать, положить правую руку на учебник химии и произнести « клятву юного химика» [приложение 8] . После того, как учащиеся произнесли слова клятвы «помощники-жители острова, учащиеся 9кл» из пулевизаторов немного обрызгивают всех участников «Путешествия» «святой водой».

Ведущий: Все препятствия вы преодолели, и теперь смело можете называться Юными химиками. Пока штурманы определяют ваши степени – отдохнем, приглашаем в каюткомпанию (пассажиры атомоходов показывают художественные номера).

Ведущий: Спасибо всем. А теперь итоги испытаний, которые вы прошли, огласят штурманы (вручают сертификаты). Поздравляем Вас! Всем отличной учебы, До свидания!