Цель урока: научить сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями, равными числителями, правильные и неправильные дроби, дроби, которые меньше или больше половины.
Место урока в системе уроков по данной теме: формирование умений сравнивать обыкновенные дроби.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, бланки ответов, таблицы на каждое правило.
Тип урока: комбинированный
Для подготовки учащихся к восприятию нового материала проводится фронтальный опрос, который переходит к изучению нового материала. Тему учащиеся дают сами. При изучении нового материала используются информационные средства. Посредством сравнения и сопоставления учащиеся сами выводят правила сравнения дробей.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение.
Математический диктант по рисункам (цель – проверка умений определять закрашенной части фигуры соответствующую дробь)
У каждого учащегося на парте задания. (Приложение 1)
Учитель- Ребята у вас на столах листы с заданиями, при выполнении которых вы должны вспомнить понятие дроби, составить дробь, которая соответствует закрашенной части фигуры, записать рядом с каждым рисунком дробь и еще раз записать этот ответ в бланке ответов. (Приложение 2)
(Время выполнения 8 минут).
После выполнения учащиеся сдают бланки ответов, задания остаются на партах
Проверка.
(Через мультимедийный проектор на доске изображается таблица, где каждой дроби соответствует буква, учащиеся составляют слова, для 1 варианта «сравнение» для 2 варианта «дробей». (Слайд 2.))
Учитель- Ребята, сейчас мы проверим правильно ли вы выполнили задания. На интерактивной доске зашифрованы слова, вместо букв записаны номера фигур, для каждой закрашенной части фигуры вы определили дробь, теперь определите каждой дроби букву из таблицы и составьте слово. (время выполнения 4 минуты)
Учащиеся составляют слова в тетрадях. Каждый выходит и меняет число на соответствующую букву. Получается тема урока «Сравнение дробей»
- Ребята, вы сами определили тему нашего урока. Сегодня на уроке мы научимся, как сравнивать обыкновенные дроби.
3. Изучение нового материала.
Для вывода правил сравнения дробей учащимся предоставляются группы дробей, в которых одна дробь лишняя:
I. , ,
II. , ,
III. , ,
IV. ( , )
Ребята самостоятельно должны выбрать какая лишняя, доказать почему, сравнивать дроби, используя рисунки дробей (Приложение 1), составить правило сравнения, лишние дроби из I , II и III групп выписываются в IV группу. После вывода правила сравнения дробей данной группы , на доске выводятся таблицы по каждому виду, учащиеся самостоятельно заполняют пропуски , учитывая условия сравнивают дроби. После заполнения каждой таблицы на интерактивной доске заполняются пропуски учащимися .
Учитель - Ребята давайте посмотрим первую группу дробей, скажите какая здесь лишняя дробь? (Слайд 3)
Учащиеся-
Учитель - Почему?
Учащиеся - здесь должны быть записаны дроби с одинаковыми знаменателями.
Учитель- Используя рисунок, сравните эти дроби. Какая дробь больше? Учащиеся -
Учитель- А как вы думаете, как можно не используя рисунок , сравнить дроби с одинаковыми знаменателями.
(Учащиеся проговаривают друг другу правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями (работа в парах))
Учитель- Ребята, давайте заполним таблицу и составим сами правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и по заданному условию сравним дроби в последнем столбце. (Слайд 3)
(У каждого учащегося (Приложение 4) таблица, в которой ученики записывают правило и по заданному условию сравнивают дроби, на интерактивной доске такая же таблица, несколько человек проговаривают правило, которое они записали, после чего один из учащихся заполняет пропуск в таблице на интерактивной доске )
- Ребята давайте посмотрим вторую группу дробей, скажите какая здесь лишняя дробь ? (Слайд 5)
Учащиеся -
Учитель- Почему?
Учащиеся - Здесь должны быть записаны дроби с одинаковыми числителями.
Учитель - Используя рисунок, сравните эти дроби. Какая дробь больше?
Учащиеся -
Учитель - А как вы думаете, как можно, не используя рисунок, сравнить дроби с одинаковыми числителями.
( Учащиеся проговаривают друг другу правило сравнения дробей с одинаковыми числителями (работа в парах))
Учитель- Ребята, давайте заполним таблицу и составим сами правило сравнения дробей с одинаковыми числителями и по заданному условию сравним дроби в последнем столбце.
(Учащиеся заполняют таблицу, записывают правило сравнения дробей данной группы, сравнивают дроби в последнем столбце, заполняют пропуск на интерактивной доске) (Слайд 6)
-Ребята давайте посмотрим третью группу дробей, скажите какая здесь лишняя дробь? (Слайд 7)
Учащиеся -
Учитель - Почему?
Учащиеся- Здесь записаны правильные дроби с одинаковыми знаменателями и неправильная дробь.
Учитель - Мы уже сравнивали дроби с одинаковыми знаменателями, поэтому оставим дроби и , используя рисунок сравним эти дроби. Какая дробь больше?
Учащиеся-
Учитель - А как вы думаете, как можно , не используя рисунок , сравнить правильную и неправильную дроби.
( Учащиеся проговаривают друг другу правило сравнения дробей с одинаковыми числителями (работа в парах))
Учитель - А теперь давайте заполним таблицу и составим сами правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и по заданному условию сравним дроби в последнем столбце. (Слайд 8)
(Учащиеся заполняют таблицу, записывают правило сравнения дробей данной группы, сравнивают дроби в последнем столбце, заполняют пропуск на интерактивной доске)
Учитель - Ребята, а теперь рассмотрим оставшиеся дроби и . Можно использовать вышеперечисленные правила. (Слайд 9)
Учащиеся - Нет
Учитель - Давайте подумаем ,как можно с помощью рисунков сравнить эти дроби. С чем можно их сравнить
Учащиеся - Дробь больше половины, а дробь меньше половины
Учитель - А как вы думаете, как можно не используя рисунок , сравнить правильные дроби с разными числителями и знаменателями.
(Учащиеся проговаривают друг другу правило сравнения дробей с разными числителями и разными знаменателями, которые можно сравнить с половиной (работа в парах))
Учитель - А теперь давайте заполним таблицу и составим сами правило сравнения правильных дробей с разными числителями и знаменателями и по заданному условию сравним дроби в последнем столбце.
(Учащиеся заполняют таблицу, записывают правило сравнения дробей данной группы, сравнивают дроби в последнем столбце, заполняют пропуск на интерактивной доске) (Слайд 10)
Учитель- ребята давайте проверим, какие правила мы ч вами составили для сравнения дробей. (Слайд №11)
4. Физкультминутка
5. Практическая работа.
Устная работа. На доске записаны дроби.
Учитель -Ребята один ученик уже сравнил дроби и получил такой результат. Проверьте правильно ли он выполнил задание.
Учащиеся делают вывод, определяют по какому правилу сравнили дроби, объясняют. Один ответ с ошибкой. Учащиеся должны доказать почему неправильно, пользуясь таблицей с правилами сравнения по каждой группе
На интерактивной доске таблица, которую учащиеся заполнили. (Слайд 11)
Задание:
1) > ; 2) > ; 3) > ; 4) > .
6. Самостоятельная работа.
На доске 3 задания разной степени трудности. (Слайд 12)
Учащиеся решают в течение 10 минут..
1 задание . Сравнить дроби
и ; и ; и ; и .
2 задание . Расположить в порядке возрастания
; ; ; ; .
3 задание. Задача
В танцевальном кружке занимается 35 учащихся , из них 17 девочек , в театральном 25 учащихся, из них 11 мальчиков. Какую часть составляют девочки в каждом кружке? В каком кружке девочки составляют большую часть?
Проверка через компьютер (Cлайд)
7. Домашнее задание
№966, №971