Цель урока: Рассмотреть критические периоды эмбриогенеза человека и дать классификацию и описание наиболее часто встречающихся уродств и аномалий развития человека; закрепить навыки работы в малых группах; способствовать расширению кругозора учащихся, развитию их логического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний учащихся.
Форма проведения урока: урок открытых мыслей.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, инструктивные карточки.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Сообщение учителем темы и цели урока
Слайд 1 Презентации
Цель урока:
Критические моменты в нашей жизни есть.
Их, право, столько – всех не перечесть.
По нашей теме выделено восемь.
Что будет непонятно – у врача мы спросим.
Роль доктора сегодня исполняю я,
А вас прошу записывать друзья:
Как никотин на плод влияет,
Какие лекарства его отравляют,
Что ядом может быть, что – нет.
На многое найдем ответ.
А в завершение урока,
Чтоб больше было пользы, прока,
Я каждого прошу из вас
Для будущих мам составить наказ.
Кто хочет – в стихах, если нет – можно в прозе,
Хоть несколько строк, можно в крошечной дозе.
Рекомендации будущим мамам дадим
Про алкоголь, препараты, табачный дым,
Что кушать, что делать, чего избегать,
Чтоб только здоровых детей всем рожать!
В конце урока подведем итог.
Вот в общем-то и все, начнем урок?
Я попрошу вас всех открыть тетрадь
И тему нашу быстро записать.
III. Эпиграф урока
Слайд 2
“История развития человека в течение девяти месяцев, предшествующая его рождению, вероятно, гораздо интереснее и содержит события более грандиозные, чем все последующие семьдесят лет его жизни”.
Сэмюель Тейлор Колриджю (1834).
IV. Активизация знаний учащихся
Слайды 3-4
Беседа по вопросам.
V. Постановка проблемного вопроса
Слайды 5-6
От каких факторов зависит рождение здорового ребёнка?
VI. Сообщение учителем новых знаний
Слайды 7-22
Учение о критических периодах развития человека:
Эмбриональное развитие возможно лишь при оптимальном сочетании внутренних и внешних условий. Каждая последующая стадия развития эмбриона или плода вытекает из предыдущей и из имеющихся в данный момент условий развития. Если какого-либо внешнего или внутреннего условия недостаточно, или если возникает необычный внешний фактор, способный кардинально повлиять на ход развития плода, эмбриогенез может отклониться от нормального пути.
Результаты классических исследований эмбриолога П.Г.Светлова (1960) указали на два критических периода в развитии плацентарных млекопитающих, связанных с периодом имплантации и плацентации. Однако этими двумя периодами не исчерпывается проблема критических периодов. В процессе закладки каждого органа также существуют особо чувствительные периоды, когда воздействие неблагоприятных факторов среды может вызвать то или иное отклонение в его развитии (то есть аномалию). В критические периоды зародыш или плод становится высоко реактивным и лабильным по отношению к действию внешних факторов. Аномалии развития возникают при этом в силу того, что борьба организма с разрушительными процессами (то есть, регуляторная функция органов и систем плода) в эти периоды может быть ослаблена. Непосредственной причиной аномалии может послужить либо остановка развития той или иной системы организма в критический период, либо нарушение координации в скорости компенсаторных ответных реакций систем развивающегося плода. Чем на более ранней стадии своего развития находится эмбрион, тем его ответная реакция на действие патогенного фактора более отличается от реакции систем взрослого организма.
В онтогенезе человека к критическим периодам относят:
- оплодотворение;
- имплантацию (7-8-е сутки эмбриогенеза);
- развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентацию (3-8-я недели);
- развитие головного мозга (15-20-я недели);
- формирование основных систем организма, в том числе половой (2024-я недели);
- рождение;
- период до 1 года;
- половое созревание (11-16 лет).
К наиболее частым факторам, нарушающим нормальный эмбриогенез, принадлежат:
Перезревание женской половой клетки, нарушения обмена вещества у матери, гипоксия, содержание в крови матери токсических веществ (например, лекарственных препаратов, наркотических веществ, никотина, алкоголя и др.), инфекция, особенно вирусная. Для развития теплокровных животных и человека большое значение имеет температура тела. Длительное перегревание организма матери приводит к аномалиям развития плода. Рентгеновское облучение опасно в связи с возможными мутациями, так как клетки эмбриональных зачатков особенно чувствитель-ны к радиации.
Гибель эмбрионов в различные периоды онтогенеза неравномерна среди зародышей мужского и женского полов: чем ближе к началу беременности, тем больше среди погибших зародышей мужского пола. Это связано с тем, что в эмбриогенезе возникает больше зародышей мужского пола, чем женского. Так, соотношение количества эмбрионов мужского и женского полов в 1-й месяц беременности составляет 600:100, а на 5-ом месяце – 140:100. Если считать, что в среднем на 1000 беременностей погибает 300 плодов, то величина внутриутробной смертности представляет-ся следующими показателями: в 1-й лунный месяц погибает 112 эмбрионов, во 2-й – 72, в 3-й – 43, а затем показатели снижаются до единичных. То есть, на первые два месяца беременности приходится около 2/3 всех случаев гибели эмбрионов.
Точное число аномально развивающихся беремен-ностей на стадии зиготы неизвестно, поскольку на этой стадии беременность сложно диагностировать. Приблизительно подсчитано, что из числа беременностей, заканчивающихся спонтанными абортами, половина сопровождается хромосомными дефектами зародыша. Подобные аборты расцениваются как “естественное средство” элиминации зародышей с генетическими дефектами и уменьшения числа врожденных уродств. По современным прогнозам, за счет спонтанного аборта генетически неполноценных зародышей число новорожденных с врожденными генетическими дефектами снижается с 12% до 2-3%. Используя методы фертилизации “in vitro” и разрабатывая современные биологические технологии, мы приближаемся к возможности анализировать состояние ДНК зародышей, предупреждать и корригировать врожденную патологию. Расшифровка генома человека, о которой было сообщено 26 июня 2000 г., практически завершена и в большой степени будет этому способствовать.
Патологические процессы, протекающие в организме матери в течение первых 7-и суток после оплодотворения, могут привести к эктопической (внематочной) беременности. Последняя составляет 0.8-2.4 случая на 100 доношенных беременностей (около 6% стационарной гинекологической патологии). В 98-99% случаев зародыш прикрепляется в маточной трубе. Яичниковая, шеечная и абдоминальная формы беременности встречаются редко. Летальность при эктопической беременности составляет около 7% всех смертей беременных женщин. Наличие эктопической беременности в анамнезе является частой причиной втооричного бесплодия. Действие разнохарактерных патологических факторов в раннем эмбриогенезе человека может вызвать предлежание плаценты и пузырный занос. При продолжающемся влиянии неблагоприятных факторов в патологическое формирование вовлекаются многие органы зародыша, в первую очередь – ЦНС, сердце и др. Только с 63 дня беременности опасность развития аномалий эмбриогенеза начинает уменьшаться. Все представленные выше факты накладывают большие обязательства на будущих родителей в плане предупреждения действия на организм беременной женщины вредных факторов среды и эмоционального стресса, особенно в период, когда зародыш находится в ранней фазе развития, и женщина не знает о своей беременности.
Таким образом, гибель зародыша возможна с самых ранних стадий развития, в результате спонтанных абортов (до 30% зародышей) и внематочной (эктопической) беременности.
Следующим после оплодотворения наиболее чувствительным периодом к действию тератогенов является период с 3-й по 8-ю недели развития. Именно в раннем эмбриогенезе человека закладывается большая часть аномалий и уродств развития (таблица). Статистика утверждает, что у 2.5% новорожденных регистрируются резко выраженные аномалии развития. Около 10% причин смерти детей после рождения обусловлено врожденной патологией. Существующие данные о сроках возникновения некоторых видов аномалий суммированы в таблице (приложение 1)
VII. Работа учащихся в группах по инструктивным карточкам.
Группа № 1 – выявить влияние лекарственных препаратов на развитие плода (приложение 2).
Группа № 2 – выявить влияние алкоголя и никотина на развитие плода (приложение 3).
Группа № 3 – выявить влияние наркотиков на развитие плода (приложение 4).
VIII. Ответы учащихся по результатам работы с инструктивными и информационными карточками.
IX. Закрепление изученного материала.
Рекомендации будущим матерям:
Употребление психоактивных веществ может подвергнуть здоровье ребенка значительному риску еще до рождения. Какие же мероприятия стоит проводить для того, чтобы это влияние снизить до минимума?
- За месяц до зачатия перестать употреблять спиртные напитки. Примерно столько времени требуется, чтобы вывести из организма алкоголь.
- Проконсультироваться с врачом по поводу лекарственных веществ, которые принимаются будущей матерью. По возможности исключить употребление снотворных и успокоительных средств.
- Расстаться с курением, а также стараться избегать тех мест, где собираются курящие люди.
- Перед зачатием пройти полное обследование здоровья и необходимое лечение. В частности это относится и к зубам. Некоторые лекарства, применяемые при стоматологическом лечении, могут повредить будущему ребенку. Малышу также может повредить инфекция из больного зуба.
X. Буриме.
Учитель:
Составьте рекомендации будущим мамам, используя предложенные рифмы и другие слова:
- Он – эмбрион
- Яд – препарат
- Боль – алкоголь
- Наркотик – животик
- Табачный дым – еда, едим
- Рот – плод
- Никотин – аспирин
XI. Подведение итогов.
Учитель:
К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.
Что вам запомнилось, что нет?
На все ли вы нашли ответ?
XII. Домашнее задание
Учитель:
Через минуту раздастся звонок,
Увы, но к концу подошел наш урок
Большое спасибо я всем говорю,
Мы цели достигли – благодарю!