Данное занятие из авторской программы «Мир вокруг меня». Программа предназначена для детей классов выравнивания или учащихся, не справляющихся со школьной программой. Программа состоит из 30 занятий. При соблюдении режима проведения 1 раз в неделю, цикл рассчитан на учебный год. Оптимальное число учеников 4-8 человек.
Реализация программы направлена на коррекцию и развитие познавательных процессов и знаний об окружающем мире.
В играх-занятиях обе задачи тесно переплетаются. Время проведения зависит от того, как быстро учащиеся справляются с поставленными перед ними задачами и обычно составляет от 30 до 50 мин. Если в результате групповых занятий у большинства детей наблюдается значительное повышение уровня развития мышления, внимания и памяти, то индивидуальные занятия целесообразно посещать только тем детям, динамика развития которых не значительна. Реализация данной программы возможна также в рамках занятий в детском саду.
Цель программы – всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Основные задачи программы:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
- развитие общеучебных явлений: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- обогащение словаря, расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка, умение видеть мир глазами другого человека.
В программе использованы упражнения, загадки, наглядные пособия и игры, разработанные психологами и педагогами, а также автором программы.
Апробация данного курса показала, что дети активно и с интересом учавствуют в занятиях, не переутомляются, т.к. виды деятельности регулярно сменяют друг друга.
Косвенным показателем эффективности данных занятий служило повышение успеваемости, а также повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности учащихся классов с ограниченными возможностями здоровья.
Возраст участников: младший школьный.
Количество участников: 6-8 детей.
Используемый материал: игра «Волшебные открытки».
Игра «Волшебные открытки».
Инструкция по изготовлению игры.
На каждого участника игры нужно приготовить по одному «игровому полю», разделенному на 8 частей. В каждой части наклеены (нарисованы) различные грибы. На второй картинке с одной стороны сначала изображают одного из животных: белку, лося, северного оленя, кабана и барсука, переворачивают на другую сторону. Делят картинку на 8 частей, как на «игровом поле» и приклеивают такие же грибы. Затем разрезают карточку на 8 частей.
«Игровое поле» и 8 маленьких карточек складываются в пакет с многоразовой застежкой. Маленькие карточки желательно сложить в пакет вверх изображением грибов.
Цель: всесторонние развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- обогащение словаря, расширение у детей знания и представления о грибах;
- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления, межполушарного взаимодействия;
- развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
Ход занятия
Орг. момент. «Отгадай загадку». Введение в тему. На доске тыльной стороной висят картинки с изображением грибов, при отгадывании загадки ребёнком, картинки переворачиваются.
Маленький удаленький,
Сквозь землю прошел –
Красну шапочку нашел. (Красноголовик)Этот гриб нарядный растет с осиной рядом,
На головку одет ярко-красный берет. (Подосиновик)Крепкий маленький грибок, маслянистый, как блинок. (Масленок)
Этот гриб красивый, красный,
Но поверьте, он опасный. (Мухомор)Этот грибок –
Березы сынок, кто его найдет,
Всяк в лукошко кладет. (Подберезовик)Желто-рыжие сестрички,
Величают нас … (Лисички)Вот грибочек ярко-рыжий.
Вы узнали? Это … (Рыжик)Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк,
Бросить – жалко, съесть – сыро. (Груздь)Стоит на полянке в красном платье Татьянка:
Вся в белых крапинках. (Мухомор)
Загадка про боровик, сыроежки.
Психолог. О чём мы с вами будем сегодня говорить?
Дети. О грибах
Нарисуй одновременно двумя руками гриб.
Рассказ «Какие грибы любят лесные жители»
Психолог: «Слушайте внимательно. После прочтения я вам буду задавать вопросы по тексту».
Белкам нравятся боровики, подосиновики, подберезовики и рыжики. Лоси любят угостится белыми грибами, а лечатся они мухоморами. Северные олени с аппетитом поедают маслята. Кабаны – грузди. Прежде чем съесть грузди, кабаны топчут их копытами, давят клыками и валяют в грязи. Такое блюдо приходится им по вкусу!
Бурундуки и барсуки подсушивают на зиму грузди, лисички и сыроежки.
Игра «Волшебные открытки».
Задание. Рассмотрите игровое поле , вспомните название грибов, если забыли, спросите. Запомните какие грибы изображены на карточках, и в каком порядке. Даётся время на запоминание. Достаньте маленькие карточки, положите их справа. Переверните большую карточку изображением вниз (её доставать не надо). Маленькие карточки разложите в таком же порядке, как на игровом поле. Переверните карточки на другую сторону. Местами карточки менять нельзя. Посмотрите, что у вас получилось на картинке. Если ребёнок плохо запомнил, то картинка не получается, тогда ему предлагается собрать картинку.
Каждому ребенку предлагается назвать название животного, которое у него получилось. Задаются дополнительные вопросы.
Дополнительные вопросы
- Какие грибы любят белки?
- Какие грибы любят лоси?
- Какие грибы любят кабаны и как они их для себя готовят?
- Какие грибы любят бурундуки и барсуки и как они их для себя готовят?
Физкультминутка.
Под высокою березой,
Где растут ромашки,
Вырос подберезовик
В серенькой рубашке.
(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями. )
Считалочка-бормоталочка.
Выучите с детьми фразу: «Крепкий подосиновик вырос под осинами». Они должны несколько раз произнести эту фразу. В первый раз он произносит вслух все пять слов, во второй раз он произносит вслух только слова «крепкий подосиновик вырос под», а слово «осинами» произносит «про себя», хлопая при этом в ладоши. Во второй раз он произносит вслух только слова «крепкий подосиновик вырос», а слова «под осинами» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. И т. д. последний раз дети произносят все слова «про себя», заменяя их хлопками.
Крепкий – подосиновик - вырос – под – осинами.
Крепкий – подосиновик - вырос – под – (хлопок).
Крепкий – подосиновик - вырос – (хлопок) - (хлопок).
Крепкий – подосиновик - (хлопок) – (хлопок) - (хлопок).
Крепкий – (хлопок) - (хлопок) – (хлопок) - (хлопок).
(Хлопок) – (хлопок) - (хлопок) – (хлопок) - (хлопок).
Психолог. Найди гриб-образец и дорисуй остальные грибы
Разгадай кроссворд
Игра «По грибы».
Боровик, малина, сыроежка, рыжик.
Калина, малина, земляника, дождевик.
Масленок, опенок, мухомор, подосиновик.
Бледная поганка, шампиньон, мухомор, ложный опенок.
Яблоко, груша, подберезовик, слива.
Сосна, осина, береза, груздь.
Опенок, рыжик, масленок, сосна.
Найди предложения.
Людипаолдоджлдэжжлюбятпролйццкненшгншщгщзшсобиратьапоролдомситьгрибыапролджждэмтьтонийццкуенкнегшшщварятггрььтлдшзщгрибовницу
Фывввввпрпоживотныерпдлолдлжлюбятибьюббюразныевпррлокеншгрибы
Рефлексия занятия.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие грибы вам нравятся?
-Какими грибами питаются лесные жители?
- Назовите названия съедобных грибов.
- Назовите названия ядовитых грибов.
- Понравилось ли вам занятие?
- А что особенно понравилось?
- Какое задание было наиболее трудным?
Используемая литература:
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И.Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры усной речи. –М.: АРКТИ, 2001.(Развитие и воспитание дошкольника)
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. -М.:ТЦ Сфера, 2003
- Узорова О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и рисования/О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.-М.: ООО «Издательство Астрель», 2003