Программное содержание
- закрепить знания детей о пустыни как огромном песчаном пространстве земли, об особенностях животного и растительного мира пустынь;
- формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах;
- дать элементарные представления о происхождении песка, об использовании человеком песка в быту;
- учить отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарь детей за счет прилагательных и существительных;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия
1. Письмо от Умки
«Здравствуйте ребята. Я живу на северном полюсе в Арктике. Мой край очень красивый – белые бескрайние просторы, ледяная пустыня. А моя мама говорит, что на Земле есть еще пустыни, но другие – из песка. А что такое песок? Напишите мне о нем».
2. Вопросы:
Что такое пустыня?
На какое слово оно похоже?
Огромная ненаселенная территория, где жарко или наоборот холодно (как у Умки), называется пустыней?
3. Показ моделей (3 альбомных листа: белый, желтый, зеленый)
Что они означают?
Вот желтая страница –
Пустынная страна.
Песок по ней кружиться,
Несется, как волна.
4. Выставляется картина с изображением пустыни
Вопросы:
Какого цвета листок пошлем Умке?
Какая самая большая пустыня в мире?
Какие животные и растения живут в пустыне?
Какая неживая природа царствует в пустыне?
5. Опыты с песком
Определить влажный, сухой песок.
В какой песок легче входит палочка (мокрый или сухой).
Какой песок тяжелее мокрый или сухой?
Рассмотреть сухой и влажный песок через лупу. Чем отличаются песчинки?
Что можно сделать из сухого или мокрого песка?
По утру из мокрой тучи
Падал дождик целый час,
Отсырел песок сыпучий
За калиткою у нас.Сразу взялся я за дело
И построил дом с окном,
В полдень солнышко пригрело –
И рассыпался мой дом.
6. Физкультминутка
Игра «Сухой – влажный» (на слово сухой – дети сидят на корточках, на слово влажный – берутся за руки, на слово ветер – бегают).
7. Сравнение речного, морского песка
(Где еще есть песок: в море, реке, озере?)
8. Словесная игра
Образование слов (море – морской, река – речной, озеро – озерный).
9. Рассматривание иллюстрации «Пустыня»
Вопросы:
Что такое барханы?
Как они образуются? (Опыт с трехлитровой банкой, в которой лежат песок и феном)
10. Дыхательная гимнастика: сдуваем песчинки с ладошки
11. Опыты
Опыты с песчаником. (Потереть камни друг о друга, рассмотреть песчинки в лупу)
Вопросы:
Откуда привозят песок в детский сад?
Нужен ли нам песок?
Где применяется песок? (При строительстве домов; песок очень хороший фильтр; из него делают песочные часы; из песка делают бисер; изготавливают стекло)
12. Изготовление детьми картин из цветного песка в подарок Умке