Технологии: метод групповой работы, дифференцированное обучение, метод моделирования (создание шаростержневых моделей спиртов), метод проектов, метод проблемного обучения, игровые технологии (“Угадай вещество”, “Третий лишний”), химический эксперимент, ИКТ (интерактивная презентация, программированные тесты).
Аннотация: В 10 классе блок “Кислородсодержащие соединения” начинается с урока по теме “Одноатомные спирты”, на изучение данной темы в программе отводится два урока. Начинаю изучение этой темы, используя урок объяснения нового материала. На уроке использованы методы: групповой работы, дифференцированное обучение, метод моделирования (создание шаростержневых моделей спиртов), метод проектов, метод проблемного обучения, игровые технологии (“Угадай вещество”, “Третий лишний”), химический эксперимент, ИКТ (интерактивная презентация, программированные тесты).
Цель: Сформировать представление о классификации спиртов. Познакомиться с отдельными представителями спиртов, их строение, физическими свойствами, номенклатурой, изомерией, рассмотреть влияние спиртов на живые организмы.
Методика данного урока позволяет проявить всем учащимся класса в течение всего урока познавательную активность и интерес. Использование ИКТ стимулирует мотивацию учащихся на результативность и успех.
Конспект урока:
Идея: создать условия для формирования устойчивого интереса учащихся к предметам химии через использование различных методических приемов и средств обучения.
Цели: Сформировать представление о классификации спиртов. Познакомиться с отдельными представителями спиртов, их строение, физическими свойствами, номенклатурой, изомерией, рассмотреть влияние спиртов на живые организмы.
Задачи:
- образовательные: изучить состав, физические свойства, номенклатуру и изомерию спиртов, научиться проводить химический эксперимент; выявить причины токсичности этилового спирта, обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме;
- развивающие: создавать условия для развития логического мышления учащихся, умение анализировать, сравнивать, обоснованно высказывать свою точку зрения, делать выводы;
Формировать навыки работы с различными информационными источниками (инструктивными картами, дополнительной информацией, программированными тестами);
- формирование навыков умения работать в группе;
- создать условия для формирования коммуникативных способностей, умений слушать и слышать своих товарищей;
- развитие творческих способностей, социальной активности учащихся через установление межпредметных связей химии с биологией, экологией, медициной.
воспитательные: пропаганда здорового образа жизни, формирование активной позиции в отношении охраны своего здоровья, воспитание ответственности
Методы: беседа, рассказ, метод проектов, метод проблемного обучения, метод моделирования, игровые технологии, химический эксперимент, групповая работа, информационно-коммуникационные технологии: программированные тесты, презентация.
Учебный материал:
- таблицы; выставки творческих работ учащихся и применения спиртов.
- опорные конспекты, реактивы (вода, этиловый спирт, раствор яичного белка), лабораторное оборудование.
- мультимедиа проектор, экран, компьютеры (10).
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Мы начинаем изучать группу веществ и ихотносят к кислородсодержащим химическим соединениям. Как вы считаете, почему они называются кислородсодержащими?
(тема, цели и задачи урока) (слайд 1, 2, см. Приложение 1)
2. Объяснение нового материала
1. Какие вещества называются спиртами? (слайд 3)
Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп – ОН, соединенных с углеводородным радикалом.
На столах у вас пластилин и спички давайте построим модели спиртов:
- Задание 1 группе – метиловый спирт;
- Задание 2 группе – этиловый спирт;
- Задание 1 группе – пропиловый спирт
Учитель демонстрирует модель спирта метанола, обращает внимание на угол СОН=109 градусам.
2. Физические свойства и применение спиртов.
- Задание 1 группе – практикам: изучить физические свойства этилового, изопропилового спирта и глицерина;
- Задание 2 группе – теоретикам: пользуясь дополнительной информацией рассказать о метиловом спирте;
- Задание 3 группе – теоретикам: пользуясь дополнительной информацией дополнить рассказ практиков об этиловом спирте;
Каждая группа отвечает на поставленные вопросы.
3. Почему низшие представители имеют жидкое агрегатное состояние – ответить на этот вопрос нам поможет флеш ролик (слайд 3).
Ребята после просмотра отвечают на вопрос – образование водородных связей. Учитель обращает внимание на строение молекул спиртов и ребята сравнивают с моделями, построенными ими.
Учащимся предлагается игра "Угадай меня". В закрытой шкатулке предлагается одно из веществ, которое получено из этанола. Задав только один вопрос учителю, учащиеся должны определить вещество (это J2 – спиртовой раствор).
Демонстрационный эксперимент – опыт “Несгораемый платок”
Вопрос учащимся: какое свойство спиртов демонстрирует этот опыт.
4. Номенклатура спиртов (слайд 4).
5. По каким признакам классифицируют спирты? (слайд 5, 7)
А). По числу гидроксильных групп (одноатомные,
двухатомные, трехатомные);
Б). По характеру углеводородного радикала
(предельные, непредельные, ароматические);
В). По характеру атома углерода, с которым связана
гидроксильная группа (первичные, вторичные,
третичные).
Что такое изомеры?
6. Какие виды изомерии характерны для спиртов? (слайд 8)
А). По положению функциональной группы;
Б). Изомерия углеродного скелета;
В). Межклассовая с простыми эфирами.
3. Закрепление
- Построение изомеров (слайд 8) и проверка усвоенного материала.
- Работа по проверочным листам в группах
Соотнесите названия спиртов с их формулами:
2. Выполните соответствие
1. СН3ОН А). Т. кип. = 64,7°C
бесцветная жидкость, смешивается с водой в любых соотношениях.2. С2Н5ОН Б). Растворитель органических веществ. Яд. 3. Найдите “третий лишний”, объясните условия выбора:
4. Метод проектов
Тема “Влияние этилового спирта на организм человека”, сопровождающийся презентацией и опытом “Влияние спирта на молекулы белка” – рассказ ученицы 10 класса.
5. Повторение
А). Фронтальный опрос (слайд 9)
Б). Кроссворд
6 . Контроль знаний.
Программированный тест.
Учащимся предлагается индивидуальная
работа программированный тест на компьютерах.
Компьютерная программа позволяет учащимся
проверить уровень усвоения материала,
показывает результаты тестирования и оценку.
7. Домашнее задание
Первый уровень.
Составить изомеры для
гептанола -2 и назвать их.
Второй уровень
Третий уровень
Составить кроссворд по
теме "Спирты".