Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальных классов в условиях этнокультурного компонента

Разделы: Начальная школа


Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребенка. Её решение особенно актуально и для начального звена. Особое место в её решении занимает применение в учебном процессе проектно- исследовательского метода. Данная форма распространена в основном в старших классах, но по нашему мнению, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Так как эта работа способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний, познавательной деятельности. В ходе исследовательской деятельности развиваются логическое мышление, творческие способности, устная и письменная речь, умение обобщать и систематизировать информацию, коммуникативные умения, наблюдательность, внимание, умение работы с художественным и научным текстами.

Большой интерес наши учащиеся проявляют к истории своего края, села к истории своей семьи, фамилии, родословной. Тематика работ здесь очень разнообразна: “ Музеи Казани”, “Города Татарстана”, “Исторические памятники моего села”, “Моя родословная”, “Наш семейный альбом”, “Удмуртская национальная одежда”. Учащиеся могут выбрать и свои темы, например”. Выращивание комнатных лимонов” “Бонсай”, “Парк отдыха”

Все работы защищаются на конференции НОУ лицея, используя мультимедийные средства.

Особый интерес вызывает у учащихся работа в школьном музее. Учащиеся 4 классов устраивают экскурсии для младших школьников. К каждому экспонату сочиняют небольшие стихотворения.

Вот аккуратный сундучок
Его сейчас откроем мы.
Здесь много интересного найдем
Холсты, носки, рубашки и платки.
Все сделано руками мастериц.
Вот скатерть домотканая.
Её ткала ткачиха баба Груня.
Какие в ней подобраны цвета
Какая вышивка на ней.
А это лапоть перед вами
Их сплел Герасим дед.
Носил их бережно весь год
Ведь он не зря старался.

Ещё мы сумели заинтересовать наших учащихся фотографиями. Учащиеся научились фотографировать красивые места нашей местности в разное время года, после чего устраиваются фотовыставки, изготавливаются сувениры, календари. закладки с фотографиями исторических памятников нашего села.

Таким образом, уже учащиеся начального звена могут заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Важно лишь пробудить в детях интерес, вовлечь в атмосферу деятельности. А это в свою очередь ведет к самовоспитанию, самореализации, самосовершенствованию.