Цели:
- Развитие навыков связного высказывания учащихся.
- Совершенствование навыков осознанного и выразительного чтения детьми.
- Понимание психологического содержания текста учащимися.
- Воспитание чувства совести у детей.
Оборудование: запись пословиц на доске, картинка крестьянской избы (горницы) .
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка учебных задач урока
– Для чего необходим урок чтения? Чем поможет предмет в жизни?
3. Сообщение темы урока
– Познакомимся с одним из рассказов писателя Л.Н. Толстого. А какие произведения этого писателя вы читали?
4. Работа по теме
1) Показ сценки по рассказу Л.Н. Толстого.
– Кто играл в сценке лучше?
– Как поняли смысл этой сценки?
– А как бы назвали эту сценку?
– Откройте страницу учебника и прочитайте
название рассказа.
2) Чтение рассказа “Косточка”.
– Прочитаем произведение для того, чтобы вы еще лучше смогли разобраться в поступках героев.
3) Работа по рассказу.
а) Словарная работа (показ горницы, комнаты крестьянской избы).
б) Беседа по содержанию рассказа “Косточка”.
– Как вел себя Ваня, когда увидел сливы?
– Почему мальчик взял сливу?
– Почему же он не сразу съел, если очень хотел?
– Почему писатель говорит, что Ваня не взял
сливу, а схватил ее?
– Каким представляете мальчика в этот момент?
– Откуда мама узнала, что одной сливы не хватает?
Она была жадной?
– Как повел себя папа, узнав, что не хватает
сливы?
– Что пережил Ваня за обедом?
– Почему он сначала покраснел как рак, а потом
заплакал?
– Как вы понимаете выражение “покраснел, как
рак”?
– Когда люди краснеют и бледнеют?
– Что такое совесть? (Показ словаря С.И. Ожегова,
прочитывается определение.)
– Была ли совесть у Вани? (Докажите.)
– Есть ли бессовестные люди?
– А всегда ли вы поступаете по совести?
– Ваше молчание говорит, что вы задумались о
своих поступках, вы сейчас оцениваете себя, а это
хорошо.
– Так о чем же хотел Л.Н. Толстой рассказать в
этом произведении?
в) Подбор пословиц к рассказу.
– Прочитайте пословицы и выберете ту, которая подходит к содержанию рассказа.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
Любую ошибку можно исправить.
Сам погибай, а товарища выручай.
Живи всяк своим умом.
– Выскажите свое мнение, почему вы выбрали эту пословицу?
4) Итог урока.
– Ребята, добились ли вы поставленной цели?
Оцените себя при помощи кружочков. Если урок
полезный – покажите красный, успешный – синий,
заставил задуматься – покажите зеленый кружок.
– Спасибо за урок!