Урок чтения в 1-м классе. Л.Н. Толстой. "Косточка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развитие навыков связного высказывания учащихся.
  • Совершенствование навыков осознанного и выразительного чтения детьми.
  • Понимание психологического содержания текста учащимися.
  • Воспитание чувства совести у детей.

Оборудование: запись пословиц на доске, картинка крестьянской избы (горницы) .

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка учебных задач урока

– Для чего необходим урок чтения? Чем поможет предмет в жизни?

3. Сообщение темы урока

– Познакомимся с одним из рассказов писателя Л.Н. Толстого. А какие произведения этого писателя вы читали?

4. Работа по теме

1) Показ сценки по рассказу Л.Н. Толстого.

– Кто играл в сценке лучше?
– Как поняли смысл этой сценки?
– А как бы назвали эту сценку?
– Откройте страницу учебника и прочитайте название рассказа.

2) Чтение рассказа “Косточка”.

– Прочитаем произведение для того, чтобы вы еще лучше смогли разобраться в поступках героев.

3) Работа по рассказу.

а) Словарная работа (показ горницы, комнаты крестьянской избы).

б) Беседа по содержанию рассказа “Косточка”.

– Как вел себя Ваня, когда увидел сливы?
– Почему мальчик взял сливу?
– Почему же он не сразу съел, если очень хотел?
– Почему писатель говорит, что Ваня не взял сливу, а схватил ее?
– Каким представляете мальчика в этот момент?
– Откуда мама узнала, что одной сливы не хватает? Она была жадной?
– Как повел себя папа, узнав, что не хватает сливы?
– Что пережил Ваня за обедом?
– Почему он сначала покраснел как рак, а потом заплакал?
– Как вы понимаете выражение “покраснел, как рак”?
– Когда люди краснеют и бледнеют?
– Что такое совесть? (Показ словаря С.И. Ожегова, прочитывается определение.)
– Была ли совесть у Вани? (Докажите.)
– Есть ли бессовестные люди?
– А всегда ли вы поступаете по совести?
– Ваше молчание говорит, что вы задумались о своих поступках, вы сейчас оцениваете себя, а это хорошо.
– Так о чем же хотел Л.Н. Толстой рассказать в этом произведении?

в) Подбор пословиц к рассказу.

– Прочитайте пословицы и выберете ту, которая подходит к содержанию рассказа.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
Любую ошибку можно исправить.
Сам погибай, а товарища выручай.
Живи всяк своим умом.

– Выскажите свое мнение, почему вы выбрали эту пословицу?

4) Итог урока.

– Ребята, добились ли вы поставленной цели? Оцените себя при помощи кружочков. Если урок полезный – покажите красный, успешный – синий, заставил задуматься – покажите зеленый кружок.
– Спасибо за урок!