Урок окружающего мира по теме "Организм человека"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Ввести понятие «внутреннее» и «внешнее» строение тела человека.
  2. Познакомить с частями внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
  3. Развивать интерес к познанию собственного организма, способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций.
  4. Воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью, окружающих; воспитание умений работать в коллективе.

Оборудование:

  • компьютер, медиапроектор;
  • поролоновые губки, воздушный шар, бельевая веревка;
  • тесты (5 штук).

Ход урока

I. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Посмотрите-ка на нас:
Вот какой хороший класс.
Приготовились учиться,
Ни минуты не сидится,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
Дневники на партах тут.
Дневники «пятерок» ждут.

II. Введение в тему урока.

Вы готовы к работе? Тогда внимание на экран. (Слайд 1)

- Назовите внешние части автомобиля. (Двери, окна, колеса, фары, бампер.)

- А что находится внутри? (Слайд 2)

- Как назвать все это несколькими словами? (Внутренние и внешние строение машины.)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А нужно ли это знать? Зачем? (Это необходимо для того, сохранять и укреплять здоровье.)

Внешнее строение тела человека.

(Слайд 3) Строение тела человека.

- Посмотрите, друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи, что у вас у всех есть? (Голова, тело, руки, ноги.)

Верно.

К внешнему строению тела человека относится голова. Кивните мне головой.

Шея. Покажите шею.

Туловище. Найдите у себя грудную клетку.

Погладьте друг друга по спине.

Потрогайте свой живот, руки ноги.

Похлопайте и потопайте.

- Как назвать руки по-другому? (Руки – верхние конечности, ноги – нижние конечности.)

(Слайд 4) Строение тела человека.

Внутреннее строение тела человека.

Мы рассмотрели внешнее строение человека.

- А кто может рассказать о внутреннем строении человека?

- Из чего состоит наше тело внутри? (Из разных органов.)

Попробуем разобраться, из каких органов состоит тело человека и какую работу они выполняют.

(Слайд 5)

  1. Внутреннее и внешнее строение.
  2. Строение тела человека (читаю сама).
  3. Основные части тела.

Самостоятельная работа в группах.

Сядьте так чтобы работать в группах.

Сейчас каждая группа выберет себе карточку, на которой написано название органа и приготовит сообщение. Затем один от группы выступит с сообщением.

Карточка 1.

Головной мозг состоит из миллионов и миллиардов нервных клеток. Он контролирует все процессы в организме – и управляет движением человека и поддерживает постоянную температуру тела человека, и помогает удерживать равновесие.

Карточка 2.

Сердце находится в левой стороне груди. Это полый мышечный орган, по размеру и по форме напоминающий сжатый кулак. Оно перегоняет кровь по кровеносным сосудам.

Карточка 3.

Легкие похожи на две розовые губки. Они расположены в грудной клетке , по обе стороны сердца. Когда человек вдыхает – они расширяются, а выдыхает – сжимается .В процессе дыхания они снабжают кровь кислородом, удаляют из нее ненужный углекислый газ.

Карточка 4.

Желудок – главное отделение «внутренней кухни» Он находится под ребрами с левой стороны живота. Желудок похож на мышечный мешок , который растет по мере поступления пищи. Стенки желудка содержат железы, которые выделяют желудочный сок.

(Берут и знакомятся.)

- Когда вы выполняете какую-нибудь работу, как вы думаете, это происходит само собой или вами кто-то руководит?

Все верно. Всеми вашими действиями, мыслями, чувствами управляет «главный командный пункт нашего организма» – головной мозг. (Слайд 6)

Чтобы человек не делал, всем управляет мозг.

(Рассказ ученика от группы 1.)

(Даю листок, читают и дополняют о мозге.)

(Слайд)

(Читаю о мозге.)

Работа с книгой. Чтение 3 абз., стр. 128.

Приложите руку к левой стороне груди.

- Что вы почувствовали? (Сердце.)

(Слайд)

(Рассказ про сердце ученика от группы 2.)

(Даю листок, читаю и дополняю о сердце.)

Сожмите кулачок – ваше сердце чуть больше кулачка.

- Какую работу выполняет сердце? (Гонит кровь по сосудам.)

- Что произойдет, если сердце остановиться?

(Слайд)

- С помощью какого органа человек дышит? (Слайд)

- Как думаете, как долго человек может не дышать?

Практическая работа № 1.

Давайте проверим. По моему сигналу задержите дыхание и как только вам захочется вздохнуть, поднимите руку, запомните число которое я вам скажу, и запишу на доске.

Вывод. Без воздуха человек может прожить не долго. Человеку нужно постоянно вдыхать и выдыхать воздух.

Рассказ про легкие ученика 3 группы.

Мы дышим при помощи легких. У человека их два – правое и левое. Находятся они в груди.

Приложите ладони обеих рук к груди. Что вы почувствовали?

Когда воздух вдыхаем, грудь поднимается, а выдыхаем – опускается.

Практическая работа № 2.

Легкие похожи на губку. При выдохе они выпускают воздух и уменьшаются в размере в размере (сжать губку), а при вдохе расширяются, т.к. легкие наполняются воздухом (отпустить губку).

- Скажите, чтобы жить, что мы должны делать каждый день и даже по несколько раз в день? (Есть.)

- А любую пищу мы может принимать наш организм? (Нашему организму нужна обработанная пища. Все что попало в рот, переваривается и попадает в кровь.)

Кто знает, какие органы занимаются переработкой пищи? (Желудок , тонкая и толстая кишка.)

(Слайд про желудок)

Рассказ ученика 4 группы.

Главное отделение « внутренней кухни» – желудок. Он находится в верхней части живота с левой стороны.

Покажите, где находится желудок.

Когда вы голодны, ваш желудок напоминает спущенный шарик.

Опыт.

Дунешь шарик и он чуть надуется, так и желудок, когда в него попадает пища, он растягивается. Но в желудке пища перерабатывается наполовину. Окончательную обработку она получает в кишечнике, который тянется на 8 метров.

Практическая работа № 3

Растягивание веревки.

- Как же он помещается в нашем животе? (Свернуть плотно.)

(Слайд тонкой и толстой кишки)

Кроме того, с правой стороны от желудка находится печень. Она вырабатывает желчь, которая попадает в кишечник и помогает перерабатывать пищу. Пищевод, желудок, кишечник и некоторые другие органы образуют пищеварительную систему. Она обеспечивает переваривание пищи.

(Слайды про печень)

Вывод. Мы поговорили о внешнем и внутреннем строении человека.

- Может ли человек жить без какого-либо органа? Почему?

(Работа с книгой (стр. 128), чтение второго абзаца вслух.)

На доске слова:

  • Анатомия человека.
  • Физиология человека.
  • Гигиена.

- Найдите в книге пояснение этих слов. Прочитайте. Какое слово без обьяснения? (Гигиена.)

- Что оно обозначает?

Специальная наука гигиена учит, как правильно позаботится о своем организме.

Тест (выполняет каждый индивидуально).

III. Итог урока.

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что особенно запомнилось ?
  3. Что расскажите родителям?

(Слайд «Как управлять собой»)

IV. Домашнее задание.

Сегодня вы хорошо поработали, в память об этом уроке я подарю вам сердце (бумажное) .

Мне очень хочется, чтобы вы относились к родным и к себе по доброму. И чтобы оно у вас не болело. Спасибо за урок.