Цели урока:
- Ввести понятие «внутреннее» и «внешнее» строение тела человека.
- Познакомить с частями внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
- Развивать интерес к познанию собственного организма, способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций.
- Воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью, окружающих; воспитание умений работать в коллективе.
Оборудование:
- компьютер, медиапроектор;
- поролоновые губки, воздушный шар, бельевая веревка;
- тесты (5 штук).
Ход урока
I. Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу, садитесь.
Посмотрите-ка на нас:
Вот какой хороший класс.
Приготовились учиться,
Ни минуты не сидится,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
Дневники на партах тут.
Дневники «пятерок» ждут.
II. Введение в тему урока.
Вы готовы к работе? Тогда внимание на экран. (Слайд 1)
- Назовите внешние части автомобиля. (Двери, окна, колеса, фары, бампер.)
- А что находится внутри? (Слайд 2)
- Как назвать все это несколькими словами? (Внутренние и внешние строение машины.)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А нужно ли это знать? Зачем? (Это необходимо для того, сохранять и укреплять здоровье.)
Внешнее строение тела человека.
(Слайд 3) Строение тела человека.
- Посмотрите, друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи, что у вас у всех есть? (Голова, тело, руки, ноги.)
Верно.
К внешнему строению тела человека относится голова. Кивните мне головой.
Шея. Покажите шею.
Туловище. Найдите у себя грудную клетку.
Погладьте друг друга по спине.
Потрогайте свой живот, руки ноги.
Похлопайте и потопайте.
- Как назвать руки по-другому? (Руки – верхние конечности, ноги – нижние конечности.)
(Слайд 4) Строение тела человека.
Внутреннее строение тела человека.
Мы рассмотрели внешнее строение человека.
- А кто может рассказать о внутреннем строении человека?
- Из чего состоит наше тело внутри? (Из разных органов.)
Попробуем разобраться, из каких органов состоит тело человека и какую работу они выполняют.
(Слайд 5)
- Внутреннее и внешнее строение.
- Строение тела человека (читаю сама).
- Основные части тела.
Самостоятельная работа в группах.
Сядьте так чтобы работать в группах.
Сейчас каждая группа выберет себе карточку, на которой написано название органа и приготовит сообщение. Затем один от группы выступит с сообщением.
Карточка 1.
Головной мозг состоит из миллионов и миллиардов нервных клеток. Он контролирует все процессы в организме – и управляет движением человека и поддерживает постоянную температуру тела человека, и помогает удерживать равновесие.
Карточка 2.
Сердце находится в левой стороне груди. Это полый мышечный орган, по размеру и по форме напоминающий сжатый кулак. Оно перегоняет кровь по кровеносным сосудам.
Карточка 3.
Легкие похожи на две розовые губки. Они расположены в грудной клетке , по обе стороны сердца. Когда человек вдыхает – они расширяются, а выдыхает – сжимается .В процессе дыхания они снабжают кровь кислородом, удаляют из нее ненужный углекислый газ.
Карточка 4.
Желудок – главное отделение «внутренней кухни» Он находится под ребрами с левой стороны живота. Желудок похож на мышечный мешок , который растет по мере поступления пищи. Стенки желудка содержат железы, которые выделяют желудочный сок.
(Берут и знакомятся.)
- Когда вы выполняете какую-нибудь работу, как вы думаете, это происходит само собой или вами кто-то руководит?
Все верно. Всеми вашими действиями, мыслями, чувствами управляет «главный командный пункт нашего организма» – головной мозг. (Слайд 6)
Чтобы человек не делал, всем управляет мозг.
(Рассказ ученика от группы 1.)
(Даю листок, читают и дополняют о мозге.)
(Слайд)
(Читаю о мозге.)
Работа с книгой. Чтение 3 абз., стр. 128.
Приложите руку к левой стороне груди.
- Что вы почувствовали? (Сердце.)
(Слайд)
(Рассказ про сердце ученика от группы 2.)
(Даю листок, читаю и дополняю о сердце.)
Сожмите кулачок – ваше сердце чуть больше кулачка.
- Какую работу выполняет сердце? (Гонит кровь по сосудам.)
- Что произойдет, если сердце остановиться?
(Слайд)
- С помощью какого органа человек дышит? (Слайд)
- Как думаете, как долго человек может не дышать?
Практическая работа № 1.
Давайте проверим. По моему сигналу задержите дыхание и как только вам захочется вздохнуть, поднимите руку, запомните число которое я вам скажу, и запишу на доске.
Вывод. Без воздуха человек может прожить не долго. Человеку нужно постоянно вдыхать и выдыхать воздух.
Рассказ про легкие ученика 3 группы.
Мы дышим при помощи легких. У человека их два – правое и левое. Находятся они в груди.
Приложите ладони обеих рук к груди. Что вы почувствовали?
Когда воздух вдыхаем, грудь поднимается, а выдыхаем – опускается.
Практическая работа № 2.
Легкие похожи на губку. При выдохе они выпускают воздух и уменьшаются в размере в размере (сжать губку), а при вдохе расширяются, т.к. легкие наполняются воздухом (отпустить губку).
- Скажите, чтобы жить, что мы должны делать каждый день и даже по несколько раз в день? (Есть.)
- А любую пищу мы может принимать наш организм? (Нашему организму нужна обработанная пища. Все что попало в рот, переваривается и попадает в кровь.)
Кто знает, какие органы занимаются переработкой пищи? (Желудок , тонкая и толстая кишка.)
Рассказ ученика 4 группы.
Главное отделение « внутренней кухни» – желудок. Он находится в верхней части живота с левой стороны.
Покажите, где находится желудок.
Когда вы голодны, ваш желудок напоминает спущенный шарик.
Опыт.
Дунешь шарик и он чуть надуется, так и желудок, когда в него попадает пища, он растягивается. Но в желудке пища перерабатывается наполовину. Окончательную обработку она получает в кишечнике, который тянется на 8 метров.
Практическая работа № 3
Растягивание веревки.
- Как же он помещается в нашем животе? (Свернуть плотно.)
(Слайд тонкой и толстой кишки)
Кроме того, с правой стороны от желудка находится печень. Она вырабатывает желчь, которая попадает в кишечник и помогает перерабатывать пищу. Пищевод, желудок, кишечник и некоторые другие органы образуют пищеварительную систему. Она обеспечивает переваривание пищи.
Вывод. Мы поговорили о внешнем и внутреннем строении человека.
- Может ли человек жить без какого-либо органа? Почему?
(Работа с книгой (стр. 128), чтение второго абзаца вслух.)
На доске слова:
- Анатомия человека.
- Физиология человека.
- Гигиена.
- Найдите в книге пояснение этих слов. Прочитайте. Какое слово без обьяснения? (Гигиена.)
- Что оно обозначает?
Специальная наука гигиена учит, как правильно позаботится о своем организме.
Тест (выполняет каждый индивидуально).
III. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что особенно запомнилось ?
- Что расскажите родителям?
IV. Домашнее задание.
Сегодня вы хорошо поработали, в память об этом уроке я подарю вам сердце (бумажное) .
Мне очень хочется, чтобы вы относились к родным и к себе по доброму. И чтобы оно у вас не болело. Спасибо за урок.