Цели мероприятия:
- Обобщить знания детей о «Красной книге Волгоградской области.
- Приучать детей бережно относиться к окружающей природе.
- Учить мыслить, делать выводы на основе полученных знаний, развивать речь, логику.
- Воспитывать активную жизненную позицию.
Оборудование:
- плакаты, рисунки детей о природе, редких животных Волгоградской области;
- выставка книг о природе Волгоградской области, главной из которых является «Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области» (Волгоград, 1997г.);
- музыкальная фонограмма.
Предварительная подготовка: на протяжении четырех лет обучения дети знакомились с «Красной книгой. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области». В 4 классе на уроках Окружающего мира, во внеклассной работе дети готовили доклады, сообщения по материалам, описанным в этой книге. Данное мероприятие является итогом проведенной работы.
Класс делится на 3 команды, каждая из которых выбирает представителей на игру.
Ход мероприятия
Звучит фонограмма сигнала «Внимание».
1 ученик:
Как много в нашем мире красоты,
Все потому, что каждый день встречаем
Ее давно знакомые черты.
2 ученик:
Мы знаем, что красивы облака,
Река, цветы, лицо любимой мамы,
И Пушкина летящая строка,
И то, что человек красив делами.
1 ученик:
Но есть другая красота,
Которая не кажется красивой,
К примеру, красота крота.
2 ученик: Крота?
1 ученик: Да-да!
2 ученик:
Или пчелы трудолюбивой,
Или змея, лягушки и жука,
Или другого странного «народа».
1 ученик:
Не зря все бесконечные века
Его ваяла мудрая природа.
2 ученик:
Вглядись в лицо любого существа –
И ты увидишь, как она права!
Звучит фонограмма песни «Не дразните собак».
Ведущий: Сегодня наше мероприятие посвящено Красной книге Волгоградской области. Мы еще раз вспомним ярких представителей флоры и фауны нашей области.
Итак ... (Слайд 1)
1 тур. (Слайд 2)
Довольно крупная птица (размахом крыльев до 1,5 м), орлиного облика, охотиться как крупная чайка, величественно летая на полусогнутых крыльях в нескольких метрах от воды; заметив рыбу, задерживается на одном месте и камнем падает вниз, хватает когтями добычу и взмывает вверх. (Скопа.)
2 тур. (Слайд 3)
Редчайший и древнейший зверёк, внешне напоминает ежа, но покрыт шелковистым мехом (темно-бурым на спине и серебристо-белым на брюшке). Зверёк почти слепой. Хвост длинный и служит отличным рулем при плавании. Ведет подводно-подземный образ жизни. Всеяден. Почти истреблен из-за ценного меха. (Выхухоль.)
3 тур. (Слайд 4)
Крупный (диной 22-34 мм) жук, имеющий черное, сильно вытянутое тело. Ведет хищный образ жизни, но может питаться и растительным кормом. (Жужелица.)
Игра для зрителей. (Слайд 5)
Самая крупная осетровая рыба нашей области. Размеры ее колеблются от 120 до 370 см, а масса тела от 17 до 460 кг. (Белуга.)
Финал. (Слайд 6)
Эта бабочка названа именем второго героя троянской войны – брата Подалирия. Размах её крыльев достигает 85 мм. Основная окраска желтая с крупным сетчатым рисунком. У внутреннего края заднего крыла выделяется красное с синим блеском пятно, а с наружи черный хвостик. Гусеница зеленая с черными поперечными полосками и красными точками. Питается листьями моркови, петрушки, дикого укропа и другими растениями. (Махаон.)
Суперигра. (Слайд 7)
При упоминании слова «Орхидея» невольно возникает ассоциация с великолепными ажурными цветами, напоминающими крылья бабочек. И действительно, природа щедро одарила это семейство необычной красотой и разнообразием цветков. Поэты посвящали орхидеям стихи, художники изображали их на своих полотнам, ботаники давали им имена богинь и красавиц. В пределах Волгоградской области встречаются несколько видов орхидей. В финале речь пойдет о многолетнем декоративном, лекарственном растении, которое имеет крупные листья и белые цветы с приятным запахом. Назовите научное название этого растения Любка двулистная. А как это растение называют в народе? (Ночная фиалка.)
Подведение итогов, награждение победителей. (Слайд 9)
1 ученик:
Береги природу, человек,
И тогда счастливым будешь ты навек.
Ведь природа – дом родной,
Создаёт уют, покой.
2 ученик:
Дом, в котором мы живём,-
Как легко, просторно в нём!
Будем мы оберегать,
Наш долг – природу защищать!
3 ученик:
Если ты хочешь долго прожить -
Родную природу надо любить!
Если ты хочешь успешным быть -
Родную природу надо любить!
4 ученик: Чтобы в мире со всеми жить –
Все: Природу надо беречь и любить!
Звучит финальная песня «Не дразните собак!»