Занятие по тьюторскому сопровождению во 2-м классе по теме "Развитие познавательных интересов учащихся при обучении математике с использованием современных технологий"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,
кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться»
А. Тофлер.

Цель урока: формирование ценностно-смысловых, информационных, коммуникативных и учебно-познавательных компетентностей у учащихся с использованием игровых и проектно-исследовательских технологий.

Задачи урока:

  1. Формирование представления о танграме как математической головоломке.
  2. Развитие умения отстаивать свои права; способности к созидательной деятельности; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; положительной самооценки, толерантности и эмпатии, понимания других людей и их потребностей; умения сотрудничества; умений слушания и коммуникации; конструкторских способностей.
  3. Воспитание готовности к сотрудничеству; толерантности к чужому мнению, обеспечение возможности ценить умения других, признавать их, поощрение новаторства и творчества.

Оборудование.

  • Для учащихся: в каждой группе 2 набора танграма, клей, основа (лист формата А3), фломастеры.
  • Для учителя: мультимедийная презентация (Приложение 1), ПК, мультимедийный проектор.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Слайд 1)

Здравствуйте, ребята!

Сегодня нас пригласили в гости. Угадайте, кто?

Про это животное в энциклопедии пишут так:

  • Активны в основном в сумерки и ночью.
  • Шкурка непрочная и слабо прикреплена к телу, поэтому часто клочья шкуры остаются в зубах хищника, как хвост ящерицы.
  • Летом питаются травянистыми растениями, зимой – чаще корой и побегами деревьев и кустарников.
  • Следы имеют очень характерный вид: два более длинных отпечатка задних лап расположены рядом, а позади один за другим лежат круглые отпечатки передних.
  • Задние ноги намного длиннее передних и при движении выносятся далеко вперед.
  • Уши длиннее головы, хвост снизу белый, шерсть мягкая.

Угадали? Да, это заяц.

2. Актуализация знаний.

Но мы пойдем к зайчику не настоящему, а сказочному. Напомните мне, а в каких сказках живет зайчик?

Вот в одну из этих сказок мы с вами и отправимся, на чай с морковными ватрушками.

(Слайд 2)

Ой, а куда это наш зайчик отправился? Почему гостей не встречает? Отчего плачет? (В его домике поселилась лиса.)

Ребята, в какую сказку мы попали? («Заюшкина избушка».)

Давайте вспомним с чего все началось...

«Жили-были зайчик и лисичка. (Слайд 3)

Построил себе зайчик избушку лубяную, (Слайд 4) а лисичка ледяную. (Слайд 5).

Пришла весна. Избушка у лисы растаяла.

Попросилась она к зайчику жить, да его же и выгнала...» (Слайд 6)

3. Постановка проблемной ситуации.

Грустная получилась сказка...

Вам нравится такое продолжение сказки?

Ребята, а мы ведь не зря все это время учились. Неужели наши знания нам не пригодятся?

Как можно помочь зайчику так, чтобы и лисичку не обидеть? (Можно построить лисичке домик.)

4. Сбор информации.

Можно построить домик из геометрических фигур.

Такая игра называется Тангам. (Слайд 7)

Тангам — самый известный и популярный из «геометрических конструкторов».

Существует множество легенд о происхождении этой игры. Вы собирали материал о танграме. Давайте послушаем небольшие сообщения, которые вы подготовили.

(Слайд 8) По легенде, 4 тысячи лет назад у одного мужчины выпала из рук керамическая плитка и разбилась на 7 частей. Взволнованный, он посохом попытался её собрать. Но из вновь составленных частей каждый раз получал новые интересные изображения.

Это занятие вскоре оказалось настолько захватывающим, головоломным, что составленный квадрат из семи геометрических фигур назвали Доской Мудрости.

(Слайд 9) Другая легенда гласит...

«Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад.

У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.

Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.

Три мудреца придумали такую игру...»

(Слайд 10) Так что же это за игра?

  • Основой этой игры стала популярная в Китае геометрическая головоломка. В Китае игру называют «чи тао ту», т.е. умственная головоломка из семи частей.
  • Название «танграм» возникло в Европе от слова «тань», что означает «китаец» и корня «грамма».
  • (Слайд 11) Сущность игры заключается в складывании из 7 частей, полученных разрезанием квадрата определённым образом, различных фигурок, а также придумывании новых.

Правила игры: в состав каждой фигурки должны входить все семь частей, при этом они не должны перекрываться.

5. Групповая работа.

Этапы работы над проектом.

  1. Подготовительный (определение темы, цели, содержания).
  2. Планирование (анализ проблемы, постановка задач, выбор критериев, оценки результатов).
  3. Принятие решений (сбор информации, обсуждение альтернатив, выбор варианта, уточнение плана).

(Слайд 12) План работы в группе:

  1. Обсуждение проекта
  2. Выкладывание танграма.
  3. Приклеивание частей.
  4. Украшение.
  5. Защита.
  6. Выполнение (работа над проектом).
  7. Оценка результатов (оценка выполнения проекта: цель и результат).
  8. Защита проекта (раскрытие содержания и результатов проекта; работа оппонентов).

(Слайд 13) План защиты проекта:

  1. Название проекта. Обоснование названия.
  2. Почему именно ваш домик должна выбрать лисичка?
  3. Соблюдение правил построения танграма, самооценка.
  4. Общая оценка своей работы.

(Слайд 14)

6. Подведение итогов.

Ребята, посмотрите, какие замечательные домики мы сделали.

Как вы думаете, лисичка сможет теперь освободить зайчику домик?

Что нового мы сегодня узнали и освоили ли новый прием? (собирание сразу из двух наборов)

Получилась ли у вас работа в группах? Что понравилось? На что стоит обратить внимание в дальнейшем?

Лисичка благодарит вас за такие подарки для нее и приготовила небольшие подарки для вас (вручение картинок «от лисички»). (Слайд 15)