Урок по истории Древнего мира "Природа и люди Древней Индии"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

1. Обучающая:

  • акцентировать внимание детей на хозяйственных достижениях древних индийцев;
  • воспитать в учащихся чувство уважения к индийской цивилизации, как к одной из великих цивилизаций древности.

2. Воспитывающая:

  • формировать представление о важнейших особенностях Индии, отличающих ее от других древнейших стран.

3. Развивающая:

  • развивать умение работать с текстом учебника и исторической картой;
  • самостоятельно добывать знания.

Основные понятия: Южная Азия, Индийский океан, Гималаи, Джунгли, Инд, Ганг, сахарный тростник, хлопчатник.

Тип урока: комбинированный.

Оснащение урока:

  • проектор + экран;
  • карта «Древняя Индия»;
  • рабочие тетради по ИДМ ч.1;
  • ЦОР Всеобщая история. История Древнего мира. ЗАО 1с 5 класс.

План изучения нового материала:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Тесты.
  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. Этап усвоения новых знаний. Работа по теме урока.
  5. Систематизация и обобщение изученной темы с использованием раздаточного материала.
  6. Демонстрация наглядности.
  7. Проверка и коррекция знаний.
  8. Итог урока. Домашнее задание.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Основные методы
1. Организационный момент – 1 минута. Приветствие, определение отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета. Проверка подготовленности класса на урок, организация внимания. Организация учащихся к уроку. Словесный.
2. Проверка знаний и умений – 8-9 минут. Проверка и оценка знаний и умений по предыдущей теме. Организация проверки заданий по окончании работы. Выполнение тестовых заданий с самопроверкой. Личностно-ориентированный подход при работе с сильными и слабоуспевающими учениками.
3. Переход к изучению нового материала.

Пункт 1) – 4 минуты.

Пункт 2) – 2 минуты.

1) Постановка цели урока, определение основных моментов, над которыми придется работать. План изучения нового материала:

  1. Страна между Гималаями и океаном.
  2. Джунгли на берегах Ганга.
  3. Деревни среди джунглей.
  4. Животные и боги.
  5. Вера в переселение душ.

2) Учитель показывает Индию на карте «Древние государства мира» и в соответствии с учебником определяет ее местоположение.

Выслушав ответы, учитель обращает внимание учеников на то, что Индия – огромная страна и её природные условия необычайно разнообразны.

1) ЦОР.

Смотрим и запоминаем.

Выполняют задания.

2) Покажите на карте Индию и скажите, где она расположена? Найдите на карте Междуречье.

1) Словесный.

2) Объяснительно-иллюстративный метод. Концентрация внимания.

4. Физкультурная минутка – 2 минуты. Создание здоровьесберегающих условий в образовательной деятельности учащихся и учителя.    
Пункт 3) – 1 минута.

Пункт 4) – 2 минуты.

Отработка пункта №2. Накопление и углубление знаний, развитие познавательных умений.

Вопросы:

  1. Похожи ли леса джунглей на леса Южного Урала?
  2. Какие съедобные плоды росли в джунглях?
Самостоятельная работа с текстом учебника, с последующим ответом на вопросы.

Ответ находят по учебнику.

Закрепление навыков беглого чтения. Разнообразие методов и приемов привлечения всех учащихся к ответу на поставленные вопросы. Развитие межпредметных связей с природоведением и краеведением.
3) Сообщение учителя. Выдвижение учебной проблемы.   Развитие логического мышления учащихся на основе пройденного материала.
4) Показ наглядностей. Отработка пункта №4.

- Каких животных индийцы почитали и почему?

Отработка пункта №5.

Рассказ учителя.

ЦОР.

Смотрим и запоминаем.

Словесный метод.

ЦОР.

5. Рефлексия.

Систематизация и обобщение новых знаний и умений – 5 минут.

Вывод учителя по теме урока:
  • О чём мы сегодня с вами говорили на уроке?
  • А что нового вы узнали?
   
6. Организация домашнего задания. Сообщить домашнее задание. Задание всему классу:
  1. Читать параграф 20, ответить на вопросы стр. 95.
  2. Выполнить задание в рабочей тетради.
Личностно-ориентированная технология обучения.