На современном этапе развития общества возрастают требования к качеству профессионального образования, предъявляются новые требования к осуществлению преподавательской деятельности, ее целям, содержанию и технологиями обучения. Информатизация областей социальной жизни, новые методики в сфере педагогической деятельности привели к модернизации системы образования.
В системе среднего профессионального образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции новых информационных технологий и учебно-методического обеспечения, основанные на применении современных технических средств обучения и телекоммуникаций, которые призваны решить задачу формирования единого открытого образовательного пространства, доступного для преподавателя и студента. В связи с чем, становится актуальным вопрос о комплексном использовании в процессе обучения электронных учебно-методических материалов в рамках преподавания отдельно взятой дисциплины.
В ФГОУ СПО Южно-Сахалинский промышленно-экономический техникум проводится подготовка студентов по специальностям: «Право и организация социального обеспечения», «Государственное и муниципальное управление», «Документационное обеспечение управления и архивоведение» и д.р. Изучение дисциплины «Информатика» предусмотрено стандартами по данным специальностям. Особенностью изучения дисциплины «Информатика» является быстрое устаревание теоретической и технической базы, что влечет за собой смену методов обучения. При формировании комплекса электронных материалов следует учитывать данную особенность и при проектировании структуры электронного учебно-методического комплекса ориентироваться на реализацию материала блочно-модульным способом.
Преподаватель посредством предоставления разработок уроков, методических рекомендации, пособий, справочников, вспомогательных учебно-методических материалов осуществляет проектирование педагогической деятельности. Знание теории помогает преподавателю планировать последовательность своих педагогических действий, предвидеть их результаты, приводить их в систему. В процессе проектирования деятельности преподавателем достигается определенная цель, т. е. представление о результате. В творческом педагогическом процессе возникают ситуации, которые невозможно предусмотреть заранее. Поэтому преподаватель в каждой новой ситуации должен действовать самостоятельно, решать каждый раз новые практические задачи. Таким образом, педагогический процесс реализуется сначала в проекте, а затем в действительности.
Преподавателю важно умение оценивать целесообразность применения электронных учебных материалов и собственные наработки с научных позиций, ему приходится выбирать материал, пользуясь ориентирами, заложенными в образовательных стандартах, которые помогают не упустить существенное, но и позволяют самостоятельно выстраивать методику работы в соответствии с общими целями образования.
Преподавание – один из основных компонентов процесса обучения. В процессе обучения используются технические средства обучения. Технические средства обучения – это устройства, помогающие преподавателю обеспечивать студентов учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Комплексная система учебных и методических материалов, которая полностью обеспечивает проведение занятий по учебным дисциплинам с применением современных информационных технологий называется учебно-методическим комплексом учебных материалов. Электронный учебно-методический комплекс – комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса.
Электронные учебно-методические материалы создаются в рамках реализации Концепции информатизации образования РФ на 2006-2011гг.
Выделим этапы разработки ЭУМК:
- Определение целей и отбор содержания обучения.
- Формирование творческого коллектива.
- Разработка психолого-педагогического сценария.
- Программная реализация.
- Тестирование и отладка.
- Разработка сопроводительной документации.
Разработка электронного комплекса материалов в обеспечение задач и функций учебной дисциплины строится на основе нормативно-правовой базы образования. Как правило, для разработки УМК требуется проанализировать требования стандарта дисциплины, в рамках которой происходит обучение, разработать паспорт дисциплины, утвердить рабочую программу, составить тематическое планирование, разработать систему лекционных занятий, практических занятий, систему тренировочных упражнений, спроектировать систему контроля знаний, умений и навыков (ЗУН) студентов.
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – самостоятельное гипертекстовое электронное пособие комплексного назначения, которое обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержит систематизированные теоретические, практические и контролирующие материалы в соответствии с учебной программой дисциплины, с использованием элементов мультимедиа технологий.
ЭУМК – модульный программный продукт, который представляет собой совокупность учебно-методических, программно-технических и организационных средств, обеспечивающих полную совокупность образовательных услуг организационных, методических, теоретических, практических, экспериментальных, консультационных и других, которые необходимы и достаточны для изучения конкретной учебной дисциплины и предоставляют преподавателю и студентам комплекс информационных материалов и образовательных функций, которые сопровождают учебный процесс и делают его эффективным.
Проектирование программного обеспечения - этап жизненного цикла программного обеспечения, во время которого исследуется структура и взаимосвязи элементов разрабатываемой системы. Результатом этого этапа является проект, содержащий достаточное количество информации для реализации системы.
Макет-модель объекта в уменьшенном масштабе. Нормативно-правовые документы регламентируют структуру и содержание дисциплины «Информатика». Учебно-методическое обеспечение позволяет студентам перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Рассмотрим методические приемы и инструменты, обеспечивающие интерактивность в процессе обучения дисциплине «Информатика».
Учебные ситуации, при рассмотрении которых студенты должны применять понятия, представленные в курсе; данная форма работы помогает развивать аналитические способности. Обсуждение сложных тем, терминов, ситуаций в on-line режиме позволяет студентам выделить главное, приучает студентов к взаимодействию между собой и преподавателем. Контрольные работы представимы блоками вопросов, которыми должен заканчиваться каждый модуль. Позволяют осуществлять текущий, промежуточный и итоговый контроль и самоконтроль студентов. Ролевые игры можно применить в тематической деловой игре. Этот прием ведет к обеспечению благоприятного психологического климата в группе студентов, побуждает к творчеству и инициативе. Проектная деятельность требует умений анализировать и применять полученный в рамках курса материал и новую информации из разных источников. Метод проектной деятельности способствует развитию творческого подхода к решению нестандартной задачи.
Контроль должен носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи, так и текущего автоматического контроля. Для контроля знаний рекомендуется использовать апробированные в образовательном процессе системы тестирования. Примером может служить программа Test Maker.
Определим структуру электронного учебно-методического комплекса (см. Схема).
- Нормативно-правовые документы.
- Учебно-методическое обеспечение.
- Контрольно-аналитические материалы.
Проект ЭУМК дисциплины «Информатика» разработан в формате html. Представленный ЭУМК дисциплины «Информатика» – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения. Она предоставляет теоретический материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика» является важнейшим методическим средством, обеспечивающим эффективность обучения студентов ФГОУ СПО ЮСПЭТ и оказывающий влияние на повышение качества обучения дисциплине. ЭУМК позволяет в системном виде представить содержание учебной дисциплины, стандартизировать деятельность преподавателя, применить современные информационно-коммуникационные методы изучения дисциплины.