С 2009 года сдавать экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ придется всем выпускникам общеобразовательных школ, и учащимся экстерната в том числе. Педагоги начали подготовку к этому испытанию. Сложность подобной работы в экстернате обусловливается в первую очередь особенностями контингента. Ведь сюда приходят многие для ускоренного обучения. Есть и те, кто давно работает. Среди экстернов немало людей семейных, спортсменов, выезжающих на сборы, соревнования, учащихся вузов. И, наконец, сложность – в самом характере учебного процесса: здесь нет классно-урочной системы, большое значение имеет самоподготовка учащихся. Но ею надо руководить.
Учащимся-экстернам была предложена система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку. Проанализировав опубликованные тесты ЕГЭ, учителя составили информационные карты. С одной стороны, они представляют собой план проведения занятий для преподавателей русского языка, а с другой – их можно использовать экстернам для самостоятельной подготовки, особенно тем, кто по каким-либо причинам пропустил занятия. В силу ограниченного времени очень важно дать учащимся импульс для самостоятельной работы. Обычно учитель обозначает тему занятия, дает направление (какие знания и умения нужно приобрести), адресует к учебным пособиям, в которых можно почерпнуть необходимую для этого информацию, обращает внимание, на чем конкретно следует сосредоточиться при подготовке к проверочным, контрольным работам, аттестации. По окончании таких занятий проводится контрольный тест. Информационные карты выдаются на руки, а необходимые учебные пособия учащиеся-экстерны приобретают сами или пользуются библиотечным фондом школы.
Для составления информационных карт был выявлен уровень знаний учащихся и проанализирована структура теста ЕГЭ. Было выяснено, что наибольшие трудности у выпускников при выполнении части А (задания с выбором ответа) вызвали задания по следующим темам и разделам:
- Орфоэпия. Ударение.
- Орфография. Правописание суффиксов Н/НН.
- Синтаксис. Синтаксический разбор простого и сложного предложений.
- Синтаксис и пунктуация. Простое и сложное предложения с союзом И.
- Пунктуация. Предложение с однородными членами.
- Пунктуация. Тире в простом и сложном предложении.
- Культура речи. Синтаксические нормы (согласование).
- Культура речи. Лексические нормы.
- Лексика. Анализ лексики текста.
- Текст. Выделение проблемы текста, авторской позиции.
Оказался низким процент верных ответов на задания части В (задания с коротким конструируемым ответом, в которых ответ должен быть сформулирован и записан в виде слова или числа). Это связано с тем, что угадать верный ответ невозможно. Ученику нужно вспомнить соответствующий термин, найти в тексте нужное слово или конструкцию. По сути, все эти задания представляют собой разные варианты анализа текста: смысловой, композиционный, стилистический, языковой.
Педагоги пришли к выводу, что именно этим темам необходимо уделить особое внимание при подготовке к экзамену. Чрезвычайно важно повторение теории русского языка, особенно 4-х разделов: словообразование, морфология, синтаксис и стилистика, где особое внимание надо обратить на языковые средства выразительности. Учащиеся должны вспомнить терминологию, уметь классифицировать понятия.
Материал по орфографии в информационных картах подобран в соответствии с тестовыми заданиями, большая часть которых проверяет лишь умения практического правописания, а два – еще и знание грамматики и орфографических правил.
В орфографический блок вошли основные правила правописания: корней, окончаний имен и глаголов, приставок, суффиксов, слитное, раздельное и дефисное написания.
Поскольку в формулировке заданий не указывается орфограмма, то учащимся предстоит самим определить, каким орфографическим правилом нужно руководствоваться, выбирая ту или иную букву или способ написания слов.
Так как в тест ЕГЭ включены задания, проверяющие постановку знаков препинания:
- между подлежащим и сказуемым в простом предложении,
- в простом предложении, осложненном однородными членами,
- в простом предложении, осложненном обособленными членами,
- в простом предложении, осложненном вводными словами,
- в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном предложениях,
- в предложении с прямой речью,
то и повторение должно быть организовано по этим темам.
Разумеется, количество часов в учебном плане экстерната ограничено. Но преподаватель, исходя из уровня подготовленности учащихся, может значительно расширить повторение того или иного раздела русского языка.
В информационных картах при подготовке и проведении занятий используются следующие учебники и учебные пособия:
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2006.
- Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. 2-е издание. - М.: «Дрофа», 2007.
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: справ. материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск: Взгляд, 2008.
- Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: Сочинение-рассуждение. Челябинск: Взгляд, 2007.
- Александров В.Н. Десять дней до экзамена. Русский язык: Учебное пособие для 10-11 классов. Челябинск: Взгляд, 2007.
- Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык. Азбучные истины. Челябинск: Взгляд, 2007.
- В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько. Единый государственный экзамен 2009. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009.
- Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2008.
- Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2008.
Результаты ЕГЭ учащихся-экстернов, обучавшихся с применением информационных карт были удовлетворительными. Из 31 ученика преодолели пороговый балл (37 баллов) 100%. Два ученика набрали максимальные баллы – 73 и 71. Четыре ученика имели минимальный балл – 37. Средний балл учащихся – 54. Данный результат подтвердил правильность выбранного пути при подготовке учащихся-экстернов к ЕГЭ.
Информационная карта (на примере одного занятия).
№ занятия | Раздел науки о русском языке | Теоретические вопросы (что надо знать) | Приобретенные умения | Учебные пособия | |
Розенталь Д.Э. | Греков В.Ф. | ||||
1 | Морфология. Орфография. Словообразование. |
Морфологическая система русского языка: - самостоятельные части речи; - служебные части речи; - междометия. Правописание наречий. Правописание союзов, предлогов, частиц. Состав слова (морфемика). Способы словообразования (морфологические и неморфологические). |
- умение определять часть речи, к которой принадлежит указанное слово; - умение находить в тексте указанную часть речи; - умение различать омонимичные самостоятельные и служебные части речи; - умение ориентироваться в орфограммах, связанных с частями речи; - умение разобрать слово по составу; - умение ориентироваться в орфограммах, связанных с частями слова; - умение найти в предложении слово, образованное одним из способов словообразования. |
§ 37, стр. 79 § 38, стр. 81 § 39, стр. 83 |
§ 17-28, стр. 54-89 |