Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ в экстернате

Разделы: Русский язык


С 2009 года сдавать экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ придется всем выпускникам общеобразовательных школ, и учащимся экстерната в том числе. Педагоги начали подготовку к этому испытанию. Сложность подобной работы в экстернате обусловливается в первую очередь особенностями контингента. Ведь сюда приходят многие для ускоренного обучения. Есть и те, кто давно работает. Среди экстернов немало людей семейных, спортсменов, выезжающих на сборы, соревнования, учащихся вузов. И, наконец, сложность – в самом характере учебного процесса: здесь нет классно-урочной системы, большое значение имеет самоподготовка учащихся. Но ею надо руководить.

Учащимся-экстернам была предложена система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку. Проанализировав опубликованные тесты ЕГЭ, учителя составили информационные карты. С одной стороны, они представляют собой план проведения занятий для преподавателей русского языка, а с другой – их можно использовать экстернам для самостоятельной подготовки, особенно тем, кто по каким-либо причинам пропустил занятия. В силу ограниченного времени очень важно дать учащимся импульс для самостоятельной работы. Обычно учитель обозначает тему занятия, дает направление (какие знания и умения нужно приобрести), адресует к учебным пособиям, в которых можно почерпнуть необходимую для этого информацию, обращает внимание, на чем конкретно следует сосредоточиться при подготовке к проверочным, контрольным работам, аттестации. По окончании таких занятий проводится контрольный тест. Информационные карты выдаются на руки, а необходимые учебные пособия учащиеся-экстерны приобретают сами или пользуются библиотечным фондом школы.

Для составления информационных карт был выявлен уровень знаний учащихся и проанализирована структура теста ЕГЭ. Было выяснено, что наибольшие трудности у выпускников при выполнении части А (задания с выбором ответа) вызвали задания по следующим темам и разделам:

  • Орфоэпия. Ударение.
  • Орфография. Правописание суффиксов Н/НН.
  • Синтаксис. Синтаксический разбор простого и сложного предложений.
  • Синтаксис и пунктуация. Простое и сложное предложения с союзом И.
  • Пунктуация. Предложение с однородными членами.
  • Пунктуация. Тире в простом и сложном предложении.
  • Культура речи. Синтаксические нормы (согласование).
  • Культура речи. Лексические нормы.
  • Лексика. Анализ лексики текста.
  • Текст. Выделение проблемы текста, авторской позиции.

Оказался низким процент верных ответов на задания части В (задания с коротким конструируемым ответом, в которых ответ должен быть сформулирован и записан в виде слова или числа). Это связано с тем, что угадать верный ответ невозможно. Ученику нужно вспомнить соответствующий термин, найти в тексте нужное слово или конструкцию. По сути, все эти задания представляют собой разные варианты анализа текста: смысловой, композиционный, стилистический, языковой.

Педагоги пришли к выводу, что именно этим темам необходимо уделить особое внимание при подготовке к экзамену. Чрезвычайно важно повторение теории русского языка, особенно 4-х разделов: словообразование, морфология, синтаксис и стилистика, где особое внимание надо обратить на языковые средства выразительности. Учащиеся должны вспомнить терминологию, уметь классифицировать понятия.

Материал по орфографии в информационных картах подобран в соответствии с тестовыми заданиями, большая часть которых проверяет лишь умения практического правописания, а два – еще и знание грамматики и орфографических правил.

В орфографический блок вошли основные правила правописания: корней, окончаний имен и глаголов, приставок, суффиксов, слитное, раздельное и дефисное написания.

Поскольку в формулировке заданий не указывается орфограмма, то учащимся предстоит самим определить, каким орфографическим правилом нужно руководствоваться, выбирая ту или иную букву или способ написания слов.

Так как в тест ЕГЭ включены задания, проверяющие постановку знаков препинания:

  • между подлежащим и сказуемым в простом предложении,
  • в простом предложении, осложненном однородными членами,
  • в простом предложении, осложненном обособленными членами,
  • в простом предложении, осложненном вводными словами,
  • в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном предложениях,
  • в предложении с прямой речью,

то и повторение должно быть организовано по этим темам.

Разумеется, количество часов в учебном плане экстерната ограничено. Но преподаватель, исходя из уровня подготовленности учащихся, может значительно расширить повторение того или иного раздела русского языка.

В информационных картах при подготовке и проведении занятий используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. 2-е издание. - М.: «Дрофа», 2007.
  3. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: справ. материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск: Взгляд, 2008.
  4. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: Сочинение-рассуждение. Челябинск: Взгляд, 2007.
  5. Александров В.Н. Десять дней до экзамена. Русский язык: Учебное пособие для 10-11 классов. Челябинск: Взгляд, 2007.
  6. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык. Азбучные истины. Челябинск: Взгляд, 2007.
  7. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько. Единый государственный экзамен 2009. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009.
  8. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2008.
  9. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2008.

Результаты ЕГЭ учащихся-экстернов, обучавшихся с применением информационных карт были удовлетворительными. Из 31 ученика преодолели пороговый балл (37 баллов) 100%. Два ученика набрали максимальные баллы – 73 и 71. Четыре ученика имели минимальный балл – 37. Средний балл учащихся – 54. Данный результат подтвердил правильность выбранного пути при подготовке учащихся-экстернов к ЕГЭ.

Информационная карта (на примере одного занятия).

№ занятия Раздел науки о русском языке Теоретические вопросы (что надо знать) Приобретенные умения Учебные пособия
Розенталь Д.Э. Греков В.Ф.
1

Морфология.

Орфография.

Словообразование.

Морфологическая система русского языка:

- самостоятельные части речи;

- служебные части речи;

- междометия.

Правописание наречий.

Правописание союзов, предлогов, частиц.

Состав слова (морфемика).

Способы словообразования (морфологические и неморфологические).

- умение определять часть речи, к которой принадлежит указанное слово;

- умение находить в тексте указанную часть речи;

- умение различать омонимичные самостоятельные и служебные части речи;

- умение ориентироваться в орфограммах, связанных с частями речи;

- умение разобрать слово по составу;

- умение ориентироваться в орфограммах, связанных с частями слова;

- умение найти в предложении слово, образованное одним из способов словообразования.

§ 37, стр. 79

§ 38, стр. 81

§ 39, стр. 83

§ 17-28, стр. 54-89