Применение компьютерных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки, Информатика


В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.

Ведь как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. 

B своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Так как использование новых информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Также несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучении на методы поисковой творческой деятельности учителя и учащихся.

Использование ИКТ в педагогической деятельности дает возможность учителю:

  • излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
  • привлекать пассивных слушателей;
  • делать занятия более наглядными;
  • обеспечивать моментальную обратную связь;
  • экономить время для речевой практики;
  • организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом;
  • упростить контролирование учебной деятельности учеников;
  • объективно оценивать действия учащихся;
  • обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
  • дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;

А учащимся задания с использованием ИКТ помогают:

  • развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
  • снимать такой отрицательный психологический фактор, как "ответобоязнь";
  • осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска информации и её грамотного использования;
  • самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
  • приобрести навыки работы с компьютером;

Прийти к такому выводу мне помогла работа над моей методической темой по самообразованию “Возможности использования ИКТ на уроках английского языка” в течение последних пяти лет.

Этапы становления опыта

1. Этап “ИКТ как объект изучения” (2004-2005)

  • Знакомство с опытом применения ИКТ в учебном процессе (статьи в периодической печати и на сайтах Интернета).
  • Совершенствование практического владения НИТ - Курсы “Intel. Обучение для будущего” (апрель 2004 г. Пермь).
  • Изучение возможностей применения на уроках обучающих CD дисков и интернет ресурсов.

2. Этап “Использование элементов ИКТ на уроках английского языка” (2005-2008)

  • Участие в федеральном проекте “ИСО” (апробация дисков по английскому языку);
  • Создание материалов с использованием ИКТ и применение их на уроках: 
    • презентации (Power Point) для введения или отработки лексического или грамматического материала;
    • дидактические материалы, созданные с использованием текстового редактора Microsoft Word;
    • тесты, созданные в системе “Verdict”.

3. Этап “ИКТ как инструмент обучения” (2009 - ….)

В рамках данного этапа проходит работа над созданием и апробацией комплекса методических и дидактических материалов к УМК Биболетовой М.З. “Enjoy English -5” (8 класс).

На уроках английского языка я придерживаюсь применения "проникающей технологии", иными словами для меня применение компьютера не самоцель, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю компьютерные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении (разрабатываю компьютерные уроки), контроле, участии в проектах, тестировании и самотестировании, учебных играх, подготовке дидактических материалов, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности.

На сегодняшний день мною активно применяются на уроках английского языка следующие материалы с использованием ИКТ: 

I. Презентации в Power Point и Notebook для введения и отработки лексического и грамматического материала.

Введение новой лексики и грамматики

Как правило, такие презентации содержат множество картинок для того, чтобы сделать более наглядным изучаемый лексический материал, а также позволяют излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников и привлекать пассивных слушателей;

Отработка и закрепление изученного лексического материала

В данных презентациях представлены разнообразные виды речевых упражнений для отработки изученной лексики:

  • Составь слово из букв;
  • Назови слова на определенную букву;
  • Вставь слово в предложение;
  • Найди синонимы (антонимы);
  • Опиши картинку;
  • Заполни таблицу;
  • Составь рассказ по плану и другие.

Эти задания, представленные с помощью компьютерных технологий, обеспечивают моментальную обратную связь, позволяют экономить время для речевой практики, а также более продуктивно организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом.

В качестве примера вы можете посмотреть Презентацию, разработанную для открытого урока в 8 классе для УМК Биболетовой М.З. по теме “Mass Media”(Приложение 1).

Введение и отработка грамматического материала

Например, презентация “ Сравнение времен Past Continuous/Simple/perfect” (Приложение 5) (УМК Биболетова М.З., “Enjoy English” – 8 класс, тема №1 “Мир, в котором мы живем чудесен”).

Так как апробация данных материалов проводилась на учащихся, занимающихся по развивающей программе 2100, поэтому материал данных уроков представлен таким образом, чтобы дети самостоятельно приходили к формулировке правила и условий его применения (с опорой на ранее изученный материал или анализируя предложенные примеры). Также в презентациях предлагаются упражнения на отработку изученного грамматического материала.

Созданные мною презентации используются как шаблоны для создания новых. Так как представленные в них задания часто используются на уроках. Мне лишь стоит изменить содержание задания, а все анимационные эффекты уже в наличии, что значительно экономит время.

II. Текстовые редакторы для создания дидактических материалов.

Например, мною созданы дидактические материал для работы по УМК Кузовлев В.П. “English” - 8-11 классы. Необходимость создания данных материалов возникла после включения нашего Пермского края в эксперимент по сдаче учащимися ЕГЭ (Приложение 2).

B данных материалах представлены задания по каждой теме учебника и по 4 разделам:

  • Чтение ("Reading") (задания на установления соответствия, ответить на вопросы, выбрать правильный вариант ответа, определить верно ли утверждение или нет, подобрать заголовок к тексту);
  • Лексика ("Words") и Грамматика "Grammar" (задания на множественный выбор, установление соответствия, заполнения пропусков соответствующими словами, подобрать антонимы);
  • Аудирование ("Listening") (записать недостающую информацию, определить верно, утверждение или нет, ответить на вопросы).

Предложенные задания могут использоваться по усмотрению учителя как для работы со всем классом (особенно задания по чтению и аудированию), так и для организации индивидуальной работы с детьми (задания по отработке лексики и грамматики).

Также представлены итоговые тестовые задания по каждой из 5 тем УМК, включающие в себя задания по всем 4 разделам.

Данная работа велась в течение последних пяти лет и показала, что данные задания вызывают интерес детей и готовят к возможности перехода с сильными учащимися к изучению английского языка по УМК Гроза О.Л. "Английский нового тысячелетия" или Биболетова М.З. “Enjoy English”, для которых характерно наличие заданий именного такого формата.

III. Тесты, созданные в системе “Verdict” для осуществления контроля знаний

После окончания курсов “Intel – обучение для будущего” я активно в своей работе стала использовать для контроля знаний задания, не только выполненные с использованием Microsoft Office Word, но и Microsoft Office Excel.

Преимущества системы опроса и голосования Hitachi Verdict

А в 2007 году наша школа (МОУ “СОШ №12” г. Соликамск Пермский край) стала победителем “лучшая школа” в рамках Национального проекта Образования, и на полученные средства приобрела множество разнообразных мультимедийных средств. Одним из первых я оценила преимущество использования системы опроса и голосования Hitachi Verdict перед традиционными формами.

  1. Во-первых, не нужно тратить время на проверку контрольных – результаты обрабатываются автоматически, накапливается первичная статистика, что освобождает преподавателя от рутинной работы. Результаты контрольной можно увидеть сразу после окончания опроса, а детализированные отчеты позволяют выявить не только уровень знаний каждого ученика, но и моментально оценить, какие темы вызывают наибольшую сложность.
  2. Важное достоинство программного обеспечения Hitachi Verdict - это его простота. Учителя, как правило, не могут позволить себе потратить много времени на знакомство с новыми инструментами. Очень простой, интуитивно понятный интерфейс программы позволяет быстро и легко преобразовать презентацию PowerPoint в контрольный опрос. Специалисты компании Инфологика могут провести дополнительное обучение для преподавателей, работающих с Verdict. Программное обеспечение можно устанавливать на любое количество компьютеров, так что учителя могут установить его на компьютере у себя дома, чтобы в спокойной обстановке разобраться в его функциях и заранее готовить контрольные.
  3. В отличие от программ электронного тестирования (например, тестовые задания Microsoft Office Excel), рассчитанных на то, что каждый ученик отвечает на вопросы за своим компьютером, система интерактивного опроса Hitachi Verdict мобильна – все пульты и интерактивный ресивер упаковываются в чемоданчик, который можно переносить из класса в класс, в то время как компьютерный класс используется по прямому назначению – для занятий информатикой. www.hitachi-interactive.ru
  4. Hitachi Verdict не требует приобретения дополнительного оборудования. Все, что нужно для работы с ним – это компьютер учителя и возможность вывода вопросов на большой экран. Заказать систему опроса можно на сайте hitachi-interactive.ru В качестве экрана можно использовать электронную доску, но это не обязательно – можно выводить изображение на обычный экран и даже на стену.
  5. Кроме того, система Hitachi Verdict Plus позволяет создавать вопросы различного типа - с одним или несколькими вариантами ответов, упорядочивание вариантов по какому-либо признаку, ввод ответа (без заранее заданных вариантов). Помимо использования при контроле знаний, когда автоматически проверяется правильность ответа, можно использовать Hitachi Verdict для проведения опросов и исследований (например, в при определении приза зрительских симпатий в различных конкурсах и играх).

Вот как тестовые задания выглядят на экране:

Пример 1: вопрос из теста на знание лексики (УМК Биболетова М.З., “Enjoy English” – 8 класс, тема № 1 “Мир, в котором мы живем чудесен”)

Пример 2: вопрос из теста на знание грамматического материала (Past Simple/Past Continuous/Past Perfect) (УМК Биболетова М.З., “Enjoy English” – 8 класс, тема № 1 “Мир, в котором мы живем чудесен”)

IV. Интернет ресурсы и СD диски для организации проектной деятельности и разработки собственных презентаций.

Проект - это практический и действенный метод поощрения детей к творчеству, всестороннему развитию, воспитанию самостоятельности и успешного обучения.

На уроках иностранного языка темы проекта, как правило, сориентированы на интересы детей, проблемы и задачи, которых актуальны сегодня. Поскольку на уроках иностранных языков происходит тематическое освещение материала, то и каждая тема может быть темой для проекта.

Работа над проектами с использованием ИКТ в нашем учебном учреждении организована следующим образом:

  1. После прохождения очередной темы (по любому УМК) два урока мы посвящаем разработке и защите проекта. Проектная деятельность позволяет не только развить коммуникационные и языковые умения учащихся, но и мыслительные процессы, а также творческие способности.
  2. Также ежегодно в нашей школе проходит школьный тур Научно – практической конференции (НПК). На секции иностранных языков учащиеся представляют свои творческие проекты или защищают исследовательские работы.
  3. В конце учебного года учащиеся 1-7 классов сдают переводной экзамен, который также может быть организован в виде защиты проекта.

Например, в 2007-2008 учебном году учащиеся 5б класса сдавали экзамен по английскому языку. Первая группа, занимающаяся по УМК Н.Н. Деревянко “New Millennium English” работала над проектом “Что мы знаем о …”. Все вместе мы сели в “машину времени” и отправились исследовать прошлое Древнего Египта, Франции, России и Македонии. Вторая группа, занимающаяся по УМК Биболетовой М.З. “Enjoy English” – 5 класс, работала над проектом “Прогулка по Лондону”. Заняв свои места в виртуальном двухэтажном автобусе, мы отправились знакомиться с достопримечательностями этого замечательного города. А экскурсоводами были сами дети. Мы увидели Биг Бэн, прошлись по Тауэрскому мосту, посетили Букингемский дворец, прогулялись по Тауэру и насладились произведениями искусства в Национальной галерее.

Во время работы мною накоплено большое количество детских работ. И они не лежат мертвым грузом. Некоторые из них я использую для демонстрации новой темы (например, “Политическая система США” УМК Кузовлев В.П. “English” – 10 класс) или для обсуждения проблемного вопроса (“Наша Земля через 10 лет” - УМК Биболетова М.З. “Enjoy English” - 8 класс).

Внеклассная работа

Кроме организации уроков с использованием мультимедийных средств, ИКТ используются и для организации внеклассной работы.

Так в рамках проведения “Недели иностранных языков” организуются олимпиады среди учащихся 2-8 классов. Примерные задания представлены в электронном варианте (см. “Олимпиадные задания (Приложение 3)). Также детям предлагаются различные викторины и головоломки, которые вывешиваются на специальном стенде (см. “Головоломки” (Приложение 4)). Кроме того среди команд одной параллели проводятся всевозможные игры с использованием Презентаций.

Проводится научно-практическая конференция. О ней я более подробно остановилась, когда рассказывала о проектной деятельности.

А в течение года организуются праздники (Хэллоуин, День святого Валентина и Рождество), в рамках которых также проводятся игры с использованием ИКТ.

Учебники М.З. Биболетовой “Enjoy English”, как и многие другие современные учебники, направлены на развитие основных компетенций учащихся, в том числе и коммуникативной. И как показал наш проект, компьютерные технологии прекрасно вплетаются в методическую структуру учебника. При этом эффективность уроков возрастает за счет использования различных видов заданий (дебаты, обсуждения, ролевые игры), компактного сочетания всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), актуальной информации содержания материалов, ориентации обучения на ученика. Ведь при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.

В настоящее время ведется апробация уроков по следующей теме данного учебника “Средства массовой информации” и разрабатываются уроки с использованием ИКТ по теме “Как стать успешным человеком” (УМК под ред. Биболетовой М.З. “Enjoy English-5” для 8 класса).

Список используемой литературы

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002.–352 с.
  2. Корчажкина О.М. Мультимедийное сопровождение уроков английского языка: опыт создания школьного мультимедийного ресурсного центра. / Мультимедийный сборник “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” – 2005-06 уч. год., разд. “Преподавание иностранных языков” – М.: Издательский дом “Первое сентября”, 2006.
  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”.)
  4. Смирнова Е.Ю. Тематическое и поурочное планирование по английскому языку. -М.: Издательство “Экземпляр”, 2003. – 126 с.
  5. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интерактивно-рефлексивный подход. Монография. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. – 336 с.
  6. Ткачев В.О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2005. № 3. С.64-65.

Интернет-ресурсы

http://www.1sept.ru

http://www.schoolenglish.ru