Цели урока:
обучающая: систематизировать знания учащихся о прямоугольных треугольниках (обобщающее повторение основного учебного материала наиболее значимых тем курса “Признаки равенства треугольников”, “Сумма углов треугольника”, “Параллельные прямые”. Повторение в данной ситуации понимается не в смысле возвращения к пройденным темам, а в смысле переноса имеющихся у учащихся знаний на новый объект), закрепить навык применять при решении задач понятия “прямоугольный треугольник”, “катет”, “Гипотенуза”, а также свойства прямоугольных треугольников.
развивающая: развивать умение анализа и синтеза.
воспитательная: воспитывать собранность, самостоятельность и сплоченность.
Оборудование: дидактические карточки для самостоятельной и групповой (парной) работы, бланки ответов для обратной связи.
Ход урока
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Выполнение упражнения “ленивые восьмерки”.
2. Целеполагание (мотивация учащихся).
Еще раз напомню, что понятие “прямоугольный треугольник” пригодится нам при изучении будущей темы “Теорема Пифагора” и на сегодняшнем уроке при решении задач. Велико значение этой теоремы в различных разделах физики. Без знания этой теоремы и свойств прямоугольного треугольника вы не сможете решить ни одной задачи.
3. Повторение понятий “прямоугольный треугольник”, “катеты”, “гипотенуза”, а также свойств прямоугольного треугольника ”.
Фронтальный опрос:
Какие треугольники называют прямоугольными?
Какие стороны треугольников называют катетами?
Что такое гипотенуза?
Перечислите свойства прямоугольных треугольников.
4. Блиц-опрос на повторение основных понятий и отработки вычислительных навыков с использованием готовых чертежей прямоугольных треугольников (7 чертежей + 5 на повторение изученного материала - на конец урока, если останется время)
5. Математический диктант. “Да-Нет-ка”.
- Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 900. (Да – свойство № 1)
- Катет прямоугольного треугольника, лежащий напротив угла в 600 равен половине гипотенузы. (Нет - согласно свойству № 3 - напротив угла в 300)
- Если две гипотенузы одного прямоугольного треугольника соответственно равны двум гипотенузам другого прямоугольного треугольника, то такие треугольник равны. (Нет – у прямоугольного треугольника всего одна гипотенуза)
- Если гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и катету другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны. (Да – признак № 2)
- В треугольнике против большего угла лежит большая сторона. (Да – согласно обратной теореме п. 32)
- Сумма углов треугольника равна 1200. (Нет – 1800)
- Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются. (Да – определение параллельных прямых)
- Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 1800, то прямые параллельны. (Да - обратная теорема)
- Если две параллельные прямые пересечены секущей, то соответственные углы НЕ равны. (Нет, т.к. соответственные углы в этом случае РАВНЫ, согласно теореме)
- Катеты – это стороны треугольника, образующие прямой угол. (Да – определение катетов)
Взаимопроверка (на доске – правильный вариант). Таблица правильных ответов.
№ вопроса-утверждения | Правильный ответ | Критерии оценки За 1 правильный ответ – 0,5 балла. Максимальная отметка - 5 баллов |
1 | Да | |
2 | Нет | |
3 | Нет | |
4 | Да | |
5 | Да | |
6 | Нет | |
7 | Да | |
8 | Да | |
9 | Нет | |
10 | Да |
Итоги (сколько “5”, “4”, “3”, “2”)
6. Валеологическая пауза. Комплекс упражнений – “глазки, ушки, рожки”: от медленного – к быстрому темпу.
7. Задание на выбор – взаимоконтроль и проверка домашнего задания (задания на карточках и доске – идентичны домашнему).
Работа в парах (на карточках). Задания из тетради-приложения к учебнику № 140, № 141, № 144.
Работа в парах (доска - тетради) Составление задачи по готовым чертежам (на доске).
Индивидуальное дополнительное задание. Либо № 259 учебника + на карточках - № 142, № 143.
8. Итоги урока (рефлексия).
Над чем мы сегодня поработали и каковы итоги нашей работы? (Какие понятия повторили и закрепили, чем занимались, что развивали)
Предполагаемые ответы:
- работали над темой прямоугольный треугольник;
- повторили понятия “катет”, “гипотенуза”;
- вспомнили и применили при решении задач свойства прямоугольного треугольника;
- повторили темы: “Сумма углов треугольника”, “Параллельные прямые и их свойства”.
9. Домашнее задание - творческое.
Как древние греки с помощью веревки, на которой через одинаковое расстояние были завязаны 12 узлов (демонстрация веревки), строили прямые углы? (На этот вопрос поможет ответить п. 54 учебника – Теорема Пифагора)
На листе А4 составить 3-4 задачи по данной теме (на обратной стороне – решение).