Наилучших результатов в обучении предмету можно достигнуть, если дети заинтересованы в процессе, увлечены им. Для этого учитель должен использовать все эмоциональные каналы обучаемых. Яркая наглядность, игровые и соревновательные моменты, применение фрагментов знакомых мультфильмов создают положительные эмоции, которые способствуют глубокому и прочному усвоению материала, на более высоком качественном уровне понимания.
Цель: закрепить пройденный ранее материал на основе проблемных задач разного типа.
Задачи.
Воспитательная: выработка навыков достойного поведения в коллективных соревновательных мероприятиях, согласованных командных действий, активности в обсуждении, создание устойчивой ситуации успеха.
Обучающая: формирование твердых и глубоких знаний, способностей свободно ориентироваться в данных темах.
Развивающая: развитие внимания, гибкости мышления, становление четкости и связности речи, лаконичности формулировок.
Оборудование:
- Мультимедиа установка.
- Мультимедийное пособие: Физика. Основная школа. 7-9 классы: часть I, “Просвещение-МЕДИА”, 2003.
- Презентация <Приложение 1> иллюстраций и кинофрагментов к темам из электронных ресурсов.
План и ход мероприятия:
- Вступительное слово учителя. Разбивка учащихся на 5 команд путем жеребьевки. Выбор капитанов. Название команд.
- Ознакомление с правилами игры: команды выполняют задания письменно, передают в жюри (ученикам 10 класса), жюри заполняет экран соревнования.
- Игра.
Задание 1. Физика в мультфильмах. В просмотренных фрагментах есть определенный физический смысл, который нужно расшифровать. (Слайд 2-6)
Фрагмент 1 <Рисунок 1>
Фрагмент 2 <Рисунок 2>
Фрагмент 3 <Рисунок 3>
Фрагмент 4 <Рисунок 4>
Фрагмент 5 <Рисунок 5>
(Волк из “Ну, погоди!” вырисовывает траекторию коньками по льду, Вини-пух падает с дерева прямолинейно и неравномерно, газообразный Джин из кувшина, волк придает различную форму вазе - твердому телу, капля воды не имеет определенной формы в невесомости- должна быть шарообразной)
Задание 2. А) Предмет физики. Объяснить термины (слайд 7).
Б) Технический прогресс невозможен без физических открытий. Изображенные предметы изобретены в прошлом веке, всего несколько десятков лет назад. Расставьте их названия в порядке создания. (Слайд 8)
Задание 3. В рисунках прячутся физические термины, понятия, явления. Расшифруйте их. Например: траектория. (Слайд 10-14)
Задание 4. Физические приборы. Назовите прибор, величину и единицу измерения.
(Cлайд 15)
<Рисунок 13>
Определите цену деления шкалы. (Cлайд 16)
Определите объем жидкости. (Cлайд 17)
Задание 5.Механическое движение (Cлайд 18)
Как можно точнее указать скорость приведенных тел.
Задание 6. Эксперимент “зеленого человечка”, демонстрируется без звука. Что он хотел продемонстрировать? Озвучьте и прокомментируйте фрагмент.
(Равномерное движение) (Cлайды 19, 20)
Задание 7. Тестовые задания из электронного учебника “Физика 7-9”:
А) на выбор траектории для данной точки.
Б) на относительность движения.
В) на расчет скорости и пути.
Г) на чтение графиков.
4. Подведение итогов. Выставление оценок членам команд по рекомендациям капитанов.
5. Домашнее задание. На выбор: выполнить коллажи, иллюстрирующие изученные понятия, подобрать фрагмент из просмотренного мультфильма, описывающий физическое явление, сочинить сюжет на физическую тему.
Использованные электронные ресурсы.
1) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (на 8 CD). - М.: “Кирилл и Мефодий”, 2002. (http://www.km.ru/).
2) Физика. Общая программа для 9-11 классов (CD):ТПО “Северный очаг”, 2001. (http://www.umsoрver.com/).
3) Вся физика. Физэнциклопедия, Руссобит. - М.: 2004.
Музыкальные приложения