Урок физики в 7-м классе "Блицтурнир знатоков физики"

Разделы: Физика


Наилучших результатов в обучении предмету можно достигнуть, если дети заинтересованы в процессе, увлечены им. Для этого учитель должен использовать все эмоциональные каналы обучаемых. Яркая наглядность, игровые и соревновательные моменты, применение фрагментов знакомых мультфильмов создают положительные эмоции, которые способствуют глубокому и прочному усвоению материала, на более высоком качественном уровне понимания.

Цель: закрепить пройденный ранее материал на основе проблемных задач разного типа.

Задачи.

Воспитательная: выработка навыков достойного поведения в коллективных соревновательных мероприятиях, согласованных командных действий, активности в обсуждении, создание устойчивой ситуации успеха.

Обучающая: формирование твердых и глубоких знаний, способностей свободно ориентироваться в данных темах.

Развивающая: развитие внимания, гибкости мышления, становление четкости и связности речи, лаконичности формулировок.

Оборудование:

  1. Мультимедиа установка.
  2. Мультимедийное пособие: Физика. Основная школа. 7-9 классы: часть I, “Просвещение-МЕДИА”, 2003.
  3. Презентация <Приложение 1> иллюстраций и кинофрагментов к темам из электронных ресурсов.

План и ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя. Разбивка учащихся на 5 команд путем жеребьевки. Выбор капитанов. Название команд.
  2. Ознакомление с правилами игры: команды выполняют задания письменно, передают в жюри (ученикам 10 класса), жюри заполняет экран соревнования.
  3. Игра.

Задание 1. Физика в мультфильмах. В просмотренных фрагментах есть определенный физический смысл, который нужно расшифровать. (Слайд 2-6)

Фрагмент 1 <Рисунок 1>

Фрагмент 2 <Рисунок 2>

Фрагмент 3 <Рисунок 3>

Фрагмент 4 <Рисунок 4>

Фрагмент 5 <Рисунок 5>

(Волк из “Ну, погоди!” вырисовывает траекторию коньками по льду, Вини-пух падает с дерева прямолинейно и неравномерно, газообразный Джин из кувшина, волк придает различную форму вазе - твердому телу, капля воды не имеет определенной формы в невесомости- должна быть шарообразной)

Задание 2. А) Предмет физики. Объяснить термины (слайд 7).

<Рисунок 6>

Б) Технический прогресс невозможен без физических открытий. Изображенные предметы изобретены в прошлом веке, всего несколько десятков лет назад. Расставьте их названия в порядке создания. (Слайд 8)

<Рисунок 7>

Задание 3. В рисунках прячутся физические термины, понятия, явления. Расшифруйте их. Например: траектория. (Слайд 10-14)

<Рисунок 8>

<Рисунок 9>

<Рисунок 10>

<Рисунок 11>

<Рисунок 12>

Задание 4. Физические приборы. Назовите прибор, величину и единицу измерения.

(Cлайд 15)

<Рисунок 13>

Определите цену деления шкалы. (Cлайд 16)

<Рисунок 14>

Определите объем жидкости. (Cлайд 17)

<Рисунок 15>

Задание 5.Механическое движение (Cлайд 18)

Как можно точнее указать скорость приведенных тел.

<Рисунок 16>

Задание 6. Эксперимент “зеленого человечка”, демонстрируется без звука. Что он хотел продемонстрировать? Озвучьте и прокомментируйте фрагмент.

(Равномерное движение) (Cлайды 19, 20)

Задание 7. Тестовые задания из электронного учебника “Физика 7-9”:

А) на выбор траектории для данной точки.

Б) на относительность движения.

В) на расчет скорости и пути.

Г) на чтение графиков.

4. Подведение итогов. Выставление оценок членам команд по рекомендациям капитанов.

5. Домашнее задание. На выбор: выполнить коллажи, иллюстрирующие изученные понятия, подобрать фрагмент из просмотренного мультфильма, описывающий физическое явление, сочинить сюжет на физическую тему.

Использованные электронные ресурсы.

1) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (на 8 CD). - М.: “Кирилл и Мефодий”, 2002. (http://www.km.ru/).

2) Физика. Общая программа для 9-11 классов (CD):ТПО “Северный очаг”, 2001. (http://www.umsoрver.com/).

3) Вся физика. Физэнциклопедия, Руссобит. - М.: 2004.

Музыкальные приложения