В соответствии с “Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года”, концепцией воспитания в системе образования города Новый Уренгой и реализуемой в МОУ СОШ № 5 воспитательной программы “Школа на солнечной стороне” воспитательная система школы находится на этапе стабильного функционирования.
В процессе формирования личности воспитание, как целенаправленное воздействие на человека, играет определяющую роль, так как именно посредством его сознания формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние сознания и жизни общества.
Воспитательная парадигма школы требует от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Организация воспитательного процесса в школе основывается на коллективной творческой деятельности учащихся, включая широкую сеть кружков, клубов, секций, работу детских объединений (“Страна МиД” – 1–4 классы, “Совет Содружество” – 5–8 классы, “Совет Старшеклассников” – 9–11 классы), а также накопленные опыт и традиции в формировании потребности у школьников здорового образа жизни (школьная программа “Здоровье”, акция “За здоровый образ жизни!” и т.д.)
К настоящему времени в школе создана целостная воспитательная система. Разработаны программы “Профилактика правонарушений”, “Семья”, “Сыны Отечества”, “Музейное дело”, “Здоровье”, “Каникулы”, “Сотрудничество” и др., посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса.
Основные виды деятельности, которыми руководствуются дети и взрослые, направлены на актуализацию и поддержку самовыражения учащихся и педагогов.
Учителя имеют возможность для самовыражения в профессиональной сфере посредством участия в воспитательной деятельности (использование нестандартных форм и способов подготовки и проведения внеклассных мероприятий, разработка новых технологий и способов работы классного руководителя и т.п.), управленческой (руководство методическим объединением, педагогическим и ученическим коллективами и т.д.) и в непрофессиональной сфере посредством развития и проявления своих способностей в искусстве, спорте и т.д.
С 2005 по 2008 год школа реализовывала следующие воспитательные задачи:
1. Повышение уровня воспитанности классных коллективов через соблюдение правил для учащихся, активизацию работы с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины, допускающими опоздания, повышение культуры общения в классном коллективе, со взрослыми.
2. Введение новых формы внеклассной работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств учащихся.
3. Совершенствование работы ученического самоуправления при помощи триединой связи “Страна МиД” - Совет “Содружество” - Совет старшеклассников.
4. Внедрение в воспитательный процесс программы “Школа на солнечной стороне” с целью воспитания и развития свободной, обогащенной научными знаниями, с чувством гражданина, с духом демократии, талантливой личности.
5. Формирование в сознании учащихся навыков здорового образа жизни.
6. Усиление роли семьи в воспитании детей через привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию. Систему школьного воспитания можно разделить на три этапа:
- раскрытие личности (1–4 классы);
- развитие личности (5–8 классы);
- становление и самоактуализация личности (9–11 классы).
Каждому этапу соответствуют цели и задачи в зависимости от возраста учащихся, специфики классного коллектива, особенностей отдельных учащихся.
В течение ряда лет целью работы школы было создание воспитательной системы в школе. Воспитательная система в школе по реализации поставленных задач предполагает включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям, деятельность:
1–4 классы – “Страна МиД”
5–8 классы – Совет “Содружество”
9–11 классы – Совет старшеклассников
Целью образования детского объединения “Страна МиД” (1–4 классы) является:
- создание начальной базы ученического самоуправления;
- развитие гармоничной личности учащихся;
- воспитание стремления у учащихся к здоровому образу жизни;
- нравственное воспитание;
- образование сплоченных классных коллективов;
- развитие умения использовать знания, полученные на уроках, на внеклассных мероприятиях.
Таким образом, в начальной школе закладываются фундаментальные свойства и качества, в значительной мере определяющие характер, нравственные проявления человека, закладываются основы успешного перехода на новую ступень становления и развития личности. “Страна МиД” - это первая и начальная ступень ученического самоуправления. На этом этапе младшие школьники под руководством Совета “Содружество” и Совета старшеклассников участвуют в мероприятиях, концертах и конкурсах.
Целью воспитательной работы “Страны МиД” является формирование и развитие коллектива в параллели - коллективные творческие дела - День семьи, праздник “Осень, Осень”, “Посвящение в ученики”, игра “Светофор” и др., участие в конкурсах рисунков и стенгазет “Мои любимые бабушка и дедушка”, “Сохрани свой дом от огня”, “Безопасность движения” и др., организация дежурства классов, проведение еженедельных линеек. Воспитательная работа начальной школы планируется, исходя из возрастных особенностей ребенка. Все это создает платформу для создания начальной базы к ученическому самоуправлению, к раскрытию личности ребенка.
Совет “Содружество” - это самодеятельное добровольное объединение учащихся 5–8 классов, включающее игровую деятельность. Цель объединения - создание дружного коллектива детей 5–8 классов. Задачи совета “Содружество”:
- создать условия для самореализации личности и сотрудничества детей и взрослых;
- обогатить каждого участника опытом гражданского отношения к окружающей жизни.
Методы и формы работы совета “Содружество” – это организация и проведение совместно с Советом старшеклассников общешкольных мероприятий “Татьянин день”, “Ученик года”, “Мисс Весна”, выпуск школьной газеты и информационных бюллетеней.
Совет “Содружество” - это вторая ступень ученического самоуправления. На этом этапе учащиеся могут практически самостоятельно организовать и провести классное и школьное мероприятия, сделать их интересными и познавательными.
Совет старшеклассников – орган ученического самоуправления, деятельность которого направлена на сплочение коллектива, координирование работы классных ученических коллективов, проведение классных и школьных мероприятий. Совет старшеклассников состоит из учащихся 9–11 классов и является органом самоуправления, основанным на согласии и сотрудничестве. Старшеклассники организуют школьный досуг учащихся. Их работа основывается на принципах добровольного вступления, активного участия в делах; самостоятельной деятельности совместно с педагогическим коллективом. Совет старшеклассников – это высшая ступень школьного самоуправления.
В работу Совета старшеклассников входит:
- организация и проведение ученических заседаний;
- участие в разработке совместно с педагогическим коллективом нормативных документов школы;
- разработка, организация и проведение общешкольных дел, культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий.
Совет старшеклассников обеспечивает взаимодействие классных коллективов и координирует действия “Страны МиД”, совета “Содружество”, а также выпускает газету “Школа на солнечной стороне”.
Все мероприятия, запланированные на 2006–2009 гг. с участием Совета старшеклассников, прошли на высоком уровне с максимальной активностью учащихся. Количество мероприятий, в которых задействованы члены Совета старшеклассников, с каждым учебным годом увеличивается. В 2008/2009 учебном году ни одно общешкольное мероприятие не прошло без участия Совета старшеклассников. Систематическая работа, которая проводится с учащимися, начиная с начальной школы, дает положительные и эффективные результаты – растет активность, самостоятельность учащихся. За последние три года наблюдается повышение активности участия старшеклассников в городских конкурсах и мероприятиях. По результатам городских мероприятий учащиеся занимают призовые места, становятся лауреатами, получают гранты и премии.
В школе мы стремимся создать творца новой человеческой жизни посредством организации самовоспитания и самообразования. Задача ребенка состоит в постепенном овладении методами познания конкретной жизни и ее преобразовании. Совместно с учителями учащимися были разработаны и успешно реализованы социальные проекты:
“Счастливое детство”. Цель - помочь дошкольникам безболезненно перейти из детского сада в школьную среду. Задачи: познакомить воспитанников детского сада с историей и традициями школы; дать информацию о правилах поведения учащихся в школе, о правах и обязанностях учащихся, заинтересовать воспитанников детского сада в получении новой информации, выявить самых эрудированных, любознательных ребят, сделать жизнь ребят более насыщенной и интересной. Результатом этой работы является подготовка выпускников детского сада к школьной жизни, знакомство ребят с учащимися первых классов. Проект разработан учащимися 7г класса и их классным руководителем Лукашевой И.Е.
“Мир детства”. Цель - сделать жизнь в школе красочной и интересной; помочь учащимся 4 классов к переходу на другую ступень обучения. Задачи: заинтересовать учащихся в получении новых знаний, сделать школьную жизнь интереснее, расширять кругозор детей, развивать смекалку, способности к творчеству, выявлять самых эрудированных, любознательных, ребят в классе; показывать необъятность человеческих знаний. Проект разработан учащимися 8б класса и их классным руководителем Коневой Н.В.
“Отзывчивое сердце”. Цель - создание преемственности поколений, формирование у учащихся чувства сочувствия и сопереживания, гуманного отношения к окружающим. Задачи: заинтересовать учащихся в получении новых знаний, расширить кругозор учащихся, показать необъятность человеческих знаний, обменяться жизненным опытом. Определить способность человека действовать в трудных ситуациях, оказывать поддержку ветеранам Великой Отечественной войны. Проект разработан учащимися 9в класса и их классным руководителем Трубченко Т.В.
Реализация социальных проектов говорит о разнообразии форм работы классных руководителей с учащимися по выработке навыков культуры общения, о повышении гражданского сознания и патриотических чувств учащихся.
Участие в городских акциях дает возможность учащимся почувствовать ответственность, значимость, сопричастность к общественной жизни города.
В последнее время актуальной стала проблема воспитания гражданственности и патриотических чувств у молодого поколения. Сегодня России нужны люди, способные делом доказать, что мы по-прежнему самая могучая держава. Государство невозможно без защитника. Воспитание защитника – это универсальная система воспитания гражданина и патриота.
В школе сложилась определенная система работы по данному направлению:
- традиционный месячник патриотической работы
(конкурсы сочинений, рисунков “Я – гражданин России” “Нет войне”, стихотворений, тематические вечера-встречи с ветеранами войны и труда, участниками локальных конфликтов, конкурсы “А, ну-ка, парни!”);
- мероприятия, посвященные Дню Победы;
- организация сотрудничества с городским военкоматом (проведено – 4 беседы с учащимися);
- работа клуба “Сыны Отчества” (занято 15 учащихся 9–11 классов);
Стали традиционными мероприятия, посвященные Дню конституции, Дню России, Дню согласия и примирения;
- тематические классные часы (“Нам дороги эти позабыть нельзя”, “Негасимый огонь памяти”);
- встречи для учащихся 10–11-х классов с курсантом СПВВУРЭ (ВИ) Зарубиным А.В.;
- шефская помощь ветеранам ВОВ, труженикам тыла, инвалидам и пожилым людям;
- одной из новых форм работы с учащимися 9-10-х классов стало проведение вечера чести, посвященного офицерам-героям 1812 г. “Гусары-рыцари лихие” (учителя истории Лукашева И.Е., Лапаева Е.А., Величко С.М).
Данные мероприятия направлены на развитие у учащихся патриотических чувств и сознания, способствующих воспитанию личности гражданина-патриота Родины, готового встать на защиту государственных интересов страны. Тема Великой Отечественной войны является одной из главных на классных часах, в беседах классных руководителей со своими воспитанниками. В школе постоянно проводятся мероприятия, посвященные Дню победы в ВОВ, конкурсы плакатов, рисунков “Я – гражданин России”, “Нет войне”, тематические классные часы “Нам дороги эти позабыть нельзя”, “Негасимый огонь памяти”: вечера памяти, посвященные Победе в Великой Отечественной войне.
Анализ внеклассных мероприятий военно-патриотического воспитания учащихся и оборонно-спортивной работы показал, что классным руководителям и учителям необходимо обратить внимание на решение следующих вопросов:
- в рамках проводимых мероприятий необходимо чаще приглашать для встречи с учащимися ветеранов, представителей военного комиссариата города;
- учителям истории, классным руководителям 1–11 классов использовать формы работы, объединяющие обучение и воспитание, проводить Уроки мужества с участием ветеранов армии, а также военно-спортивные мероприятия;
- включить в план воспитательной работы школы спортивные игры “Школа безопасности”;
- усилить работу по изучению истории своей Родины, своего народа, города.
С 2005 года в МОУ СОШ № 5 действует волонтерское движение “Активист”. Участники волонтерского движения руководствуются принципами демократизации, добровольности, творческой активности и гуманизма.
Основная цель волонтерского движения - создание нового уклада школьной жизни, способствующего изучению и осознанному укреплению собственного здоровья.
Основными задачами деятельности волонтерского движения являются:
- сформировать у детей осознанное понимание его роли в коллективе, в жизни человека, умение учитывать личные и общественные интересы;
- воспитывать у детей понимание сознательной дисциплины и культуры поведения;
- развивать общественную активность учащихся;
- активная и широкая пропаганда, организация ЗОЖ.
Содержанием деятельности волонтерского движения “Активист” является воспитание негативного отношения к вредным привычкам, стремление к физическому совершенству, физиологическому здоровью как важнейшей социальной, личностной ценности, тесно связанной с нравственным здоровьем.
Волонтерское движение “Активист” продолжает работу по привитию сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся, по пропаганде негативного отношения к вредным привычкам, профилактике злоупотребления ПАВ и стремлению к физическому совершенству.
Педагогический коллектив школы ведет воспитательную работу совместно с общешкольным родительским комитетом школы. На протяжении трех лет в школе проводится целенаправленная работа по улучшению сотрудничества школы и семьи. С целью обучения и образования родителей систематически проводятся лектории, индивидуальные встречи и консультирование по различным вопросам. Педагогическим коллективом школы используются разнообразные формы совместной деятельности школы и родителей:
- “Университет педагогических знаний”;
- “День матери”, “Семейный эрудит”;
- тематические родительские собрания “Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни”, “Учись учиться” (методические рекомендации по организации учебной деятельности), “Отметка – не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания”, “Возрастные особенности младшего подростка”, “Место ребенка в детском коллективе”, “Права и обязанности родителей”, встречи родителей со специалистами, врачами “Здоровье детей в наших руках”;
- анкетирование родителей;
- привлечение к организации и проведению внеклассных дел;
- участие родителей в работе родительского комитета.
Родители являются активными участниками в проведении праздников, утренников, бесед, соревнований. Семьи Ровинских, Захаровых, Бохуа, Токмаковых, Гондарченко и Ефремовых приняли участие в школьном конкурсе “Мамины глаза”. В проведении торжественной церемонии открытия Года семьи в МО город Новый Уренгой в номинации “Самая многодетная семья – 2008” была представлена семья Булатовых.
За последние годы в школе наблюдается рост активности родителей, благодаря проводимой работе по привлечению родителей к участию в управлении школой, осуществлению контроля со стороны общешкольного родительского комитета за организацией питания в школьной столовой, участию в работе Совета профилактики, организации традиционных школьных дел, обеспечению безопасности пребывания детей в школе и др.
Родительский комитет МОУ СОШ № 5 вносит значительный вклад в совершенствование условий для обучения и внеурочной деятельности учащихся, в создание системы защиты здоровья.
В школе активно работает не только общешкольный родительский комитет, но и родительские комитеты отдельных классных коллективов. Совместно с педагогами они направляют все усилия на повышение уровня культуры учащихся, на систематическую работу с детьми, требующими повышенного педагогического внимания. Регулярно проводятся мероприятия по сохранению и укреплению здоровья учащихся эмоционально-разгрузочного характера: вечера, праздники, соревнования, встречи, тематические классные часы, беседы.
Родительский комитет проводит не менее 4-х заседаний в год. Все члены родительского комитета разделены по секторам: учебный, организация питания, дисциплины и порядка, культурно-массовой работы.
Родительский комитет выступает инициатором косметических ремонтов учебных кабинетов силами родителей. Традиционными стали общешкольные родительские собрания в марте, когда учащиеся школы выступают перед родителями с творческим концертом.
На итоговом заседании родительского комитета (2008/2009 учебный год) было принято решение продолжить работу по реализации следующих задач:
- сохранение и укрепление материально-технической базы школы;
- создание безопасной и комфортной среды обучения учащихся;
- организация досуга учащихся.
С апреля 2007 года в школе начал работать Попечительский Совет, объединяющий педагогов, родителей, предпринимателей, руководителей организаций города. Он создан с целью оказания всесторонней поддержки школе, в том числе финансовой и материальной. Попечительский Совет создает условия для развития общеобразовательного учреждения.
Если выстроить вертикальные и горизонтальные связи всех школьных органов Управления, то у каждого ребенка, родителя, учителя появляется возможность принимать участие в управлении школой, это и есть демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Для работы органов управления всех трех категорий – учительского, родительского, ученического создана нормативно-правовая база для выстраивания партнерства, сотрудничества, диалога между всеми уровнями образовательного пространства. На этом основывается нормативно-правовая база государственно-общественного управления школой, которая отражена в локальных актах “Положение о Совете старшеклассников”, “Положение об общешкольном родительском комитете”, “Положение о педагогическом Совете”, “Положение о методическом объединении”, “Положение о Попечительском Совете”.
Совместная работа педагогического коллектива, родительской общественности, государственно-общественного управления направлена на развитие общечеловеческих ценностей у учащихся. Одним из положительных показателей работы школы является повышение уровня воспитанности выпускников школы.