Цели урока.
Обучающие: Дать понятия: бюджета в целом и в частности бюджета семьи, дохода и расхода. Так же познакомить учащихся со структурой семейного бюджета и с основами домашней бухгалтерии. Закрепить навыки работы с Word и PowerPoint.
Развивающие: Развитие познавательного интереса у учащихся, повышение творческой активности; развитие логического мышления, навыков ведения домашней бухгалтерии, умения планировать семейный бюджет.
Воспитательные: Воспитание информационной культуры учащихся и развитие интереса к обучению; формирование навыков аккуратности, внимательности, самостоятельности, дисциплинированности, усидчивости, прививать стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, воспитание чувства товарищества, умения работать в команде, воспитание культуры потребления.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с понятием бюджета, семейного бюджета, дохода и расхода, показать структуру семейного бюджета, формировать умение планировать семейный бюджет, привить навыки культуры потребления и бережливости. Закрепить приемы работы в PowerPoint и Word.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютеры для учащихся, локальная сеть, компьютер учителя, мультимедийный проектор, презентация по теме.
Ход урока
План урока (Слайд № 2. Приложение)
- Организационный момент. (5 мин.)
- Изучение нового материала. Деловая игра. (24 мин.)
- Формирование и углубление знаний. (8 мин.)
- Подведение итогов. (3 мин.)
- Домашнее задание. (2 мин.)
- Дополнительные сведения. (3 мин.)
1. Приветствие. Организационный момент. Создание рабочей атмосферы.
Повторение пройденного ранее.
Ответьте на следующие вопросы: (Слайд № 3)
- Что такое домашняя экономика?
- Какие основные функции семьи вы знаете?
- Что такое потребность?
- Какие виды потребностей вы знаете?
- Что такое ресурсы?
2. Изучение нового материала.
Цель урока: познакомиться с такими понятиями, как бюджет семьи, ее доходы и расходы, рассмотреть структуру семейного бюджета, закрепить навыки работы в текстовом редакторе и с презентациями.
(Слайд № 4) Материальное положение семьи, состояние ее финансов характеризуются семейным бюджетом, показывающим величину и сбалансированность всех доходов и расходов семьи. Бюджет - слово французское, его буквальный перевод - денежный кошелек.
(Слайд № 5)
Деловая игра
Сейчас мы проведем с вами деловую игру. Вы разделитесь на четыре группы по 3 человека в каждой. Каждая группа занимает один компьютер. На компьютере открыт текстовый файл (Microsoft Office Word) с вопросом по теме. Перед вами стоит задача – записать основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 3 минут вы в группах обсуждаете поставленные вопросы и записываете ключевые моменты. Затем по моей команде группы меняются местами, переходят по часовой стрелке к следующему компьютеру. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новому компьютеру и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своему первому компьютеру, она в течение 5 минут знакомится со всеми записями, в Microsoft Office PowerPoint делает презентацию по своему вопросу и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы. Начинаем.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы понимаете слово бюджет? Что такое бюджет семьи?
2. Как вы понимаете, что такое доход? Из чего складывается доход семьи?
3. Как вы понимаете, что такое расход? Из чего складываются расходы семьи?
4. Как вы думаете, что такое домашняя бухгалтерия? Кто в семье может быть бухгалтером и почему?
После завершения работы учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
3. Формирование и углубление знаний.
Посмотрим, какие определения можно дать тем понятиям, о которых шла речь.
(Слайд № 6)
Семейный бюджет – это:
- финансовый план, который представляет собой список статей доходов и расходов с установленными ограничениями на некоторый период в будущем (на неделю, месяц, год),
- баланс семейных расходов и доходов.
Другими словами - это соизмеренные суммы доходов и расходов семьи.
Что означает слово баланс? После ответов учеников – переходим по ссылке “бюджет”.
(Слайд № 7)
Баланс (франц. balance, буквально – весы, от лат. bilanx – имеющий две весовые чаши): 1) равновесие, уравновешивание; 2) Система показателей, которые характеризуют соотношение или равновесие в каком-либо постоянно изменяющемся явлении.
(Слайд № 8)
Доход – это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы.
Все доходы делятся на денежные и натуральные. Перечислите денежные доходы?
Перечислите натуральные доходы? (Ответы учеников)
(Слайд № 9)
Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.
В статье расходов нужно перечислить все, за что надо заплатить в течение месяца: квартплата и услуги, питание, проезд, уплата налогов и взносов. В планируемые расходы так же включаются и сбережения на будущее.
Перечислите, пожалуйста, что еще можно отразить в статье расходов.
(Слайд № 10)
Цель составления семейного бюджета — контроль над финансовым положением семьи, достижение поставленных финансовых целей (квартира, машина, образование детей, пенсия, отдых), уменьшение незапланированных и ненужных расходов, осознанное планирование будущих покупок, формирование внутренней финансовой дисциплины.
(Слайд № 11)
Рассмотрим структуру семейного бюджета. Беседа по слайду.
(Слайд № 12)
Если доходы равны расходам, то это сбалансированный бюджет. Если предполагаемые расходы превышают доходы, то этот бюджет имеет дефицит. Бюджет, в котором доходы превышают расходы, будет иметь избыток. Если доходы превышают расход, необходимо исключить из планов лишние покупки, чтобы сбалансировать бюджет.
(Слайд № 13)
Посмотрим, какие советы можно дать бережливым людям.
- Планируйте покупки
- Составьте список
- Походите по магазинам, сравните цены
- Следите за распродажами
- Попробуйте договориться о более низкой цене
- Изучайте рекламные предложения
- Просматривайте объявления
- Ищите качественный товар
- Учитывайте срок годности, гарантии и ремонт
- Выясните, будет ли выгодна оптовая покупка
- Можно ли купить бывшую в употреблении вещь
- Проверьте надежность источника информации
Обсуждение по ходу демонстрации слайда.
(Слайд № 14)
Важное значение для экономического благополучия семьи имеет умение хозяина и хозяйки дома вести хозяйство. В каждой семье обязательно должен быть домашний бухгалтер. Это человек, который ведет учет всем доходам и расходам семьи за определенный промежуток времени.
4. Подведем итоги сегодняшнего урока.
(Слайд № 15)
Давайте вспомним, с какими новыми понятиями мы познакомились.
Что такое:
- Бюджет семьи.
- Доход.
- Расход.
- Структура семейного бюджета.
- Основы домашней бухгалтерии.
5. Домашнее задание.
(Слайд № 16)
- Выучить новые термины
- Составить бюджет своей семьи
Выставление оценок.
6. Дополнительная информация.
Если останется время, можно использовать слайд № 17. Провести беседу по слайду.