Урок производственного обучения разработан для обучающихся по профессии “Станочник широкого профиля”, “Токарь”.
Данный урок является вторым уроком в разделе программы и предназначен для эффективного изучения темы: “Подготовка торцовой поверхности под сверление. Центрование”. Использование мультимедийных презентаций на уроке позволяет сократить время усвоения нового материала, повысить познавательную активность за счет увеличения наглядности и насыщенности. Обучающиеся могут показать и закрепить свои знания по изученной теме, развить практические умения и навыки.
Профессия: Станочник (металлообработка). Станочник широкого профиля.
Тема программы: “Обработка цилиндрических отверстий”.
Тема урока: “Подготовка торцовой поверхности под сверление. Центрование”
Цели урока:
Образовательные:
- закрепить знания обучающихся по технике безопасности;
- обеспечить усвоение технологии подготовки торцовой поверхности под сверление, научить центровать торцовую поверхность;
- обеспечить усвоение основных приёмов наладки станка.
Развивающие:
- содействовать развитию профессиональной значимости личностных качеств (аккуратности, ответственности, целеустремленности);
- развивать умение применять теоретические знания на практике, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- формировать осознанную потребность в труде;
- воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
- прививать навыки бережного отношения к инструменту и оборудованию;
- формировать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Тип урока: урок комбинированный, с элементом игры.
Материально-техническая база:
- оборудование (станки токарно-винторезные модели 1А616; заточные станки); ключи для трех кулачковых самоцентрирующихся патронов и резцедержателей;
- приспособления (патрон сверлильный, переходные втулки);
- режущий инструмент (резцы подрезные, проходные отогнутые, центровочные сверла, спиральное сверло);
- контрольно-измерительный инструмент (штангенциркуль ШЦ-1, ШЦ-3);
- персональный компьютер, проектор, мультимедийный плакат;
- инструкционная технологическая документация (чертежи, тесты, карточки с задачами, маршрутные карты обработки, личные карточные по т/б);
- готовое изделие - эталон, заготовки диаметром 20 мм, длиной 65 мм.
Межпредметные связи: черчение, основы общей технологии машиностроения, допуски и технические измерения, материаловедение, технология обработки на металлорежущих станках.
Ход занятия
1. Организационная часть - 3 мин.
1.1 Проверка наличия учащихся, их внешнего вида.
1.2 Сообщение темы, целей и последовательности проведения занятия.
2. Вводный инструктаж - 40 мин. (комбинированный урок с применением информационных технологий, ассистентского контроля, балльной системы оценки качества знаний учащихся).
2.1. Актуализация опорных знаний учащихся.
Используется мультимедийный плакат.
2.1.1. Блиц-опрос (фронтальная форма) (Приложение 1)
Подгруппа делиться на две бригады.
2.1.2. Решение задач по карточкам (индивидуальная форма) (Приложение 2, Приложение 3).
2.1.3. Игра “Угадай-ка”. Черный ящик с инструментом (резцы, сверла), учащимся необходимо назвать инструмент и рассказать о его назначении.
2.1.4. Контроль знаний обучающихся по технике безопасности (электронный тестировщик, индивидуальная форма) (Приложение 4, находится у автора).
2.2. Объяснение нового материала.
План изложения:
2.2.1. Рассказ с использованием информационных технологий:
- центровочные инструменты (опрос обучающихся, закрепление теоретических знаний). (Приложение 5)
- основные типы центровочных отверстий; (Приложение 6)
- разметка и накернивание центровочного отверстия; (Приложение 7)
- сверление и зенкование центровочного отверстия; (Приложение 8)
- центрование заготовки комбинированным центровочным сверлом. (Приложение 9)
Промежуточный контроль:
1. При подрезании торцовой поверхности резцом, какие используются подачи? (Продольная и поперечная).
2. В каком приспособлении установлено центровочное сверло? (Сверлильном патроне).
3. Какой подачей подаётся центровочное сверло к заготовке? (Продольной).
- закрепление нового материала, просмотр видео ролика: “Центрование заготовки комбинированным центровочным сверлом”. (Приложение 10)
- дефекты при центровании заготовок; (Приложение 11)
2.2.2. Эвристическая беседа с обучающимися.
- изучение чертёжа изготавливаемой детали, технических требований к нему. (Приложение 12)
Промежуточный контроль:
1. Из какого материала изготовлена деталь? (Из стали).
2. Что такое сталь? (Сплав железа с углеродом с содержанием углерода до 2%).
3. Расшифруйте марку стали – Сталь 20 (Сталь углеродистая, конструкционная, качественная с содержание углерода до 0, 20 %).
4. Чему равен диаметр детали и её длинна? (Диаметр - 20 мм, длинна - 60±1 мм).
5. Назовите наибольший и наименьший предельно допустимые размеры. (Наибольший - 61 мм, наименьший - 59 мм).
6. Размеры центровочного отверстия. (Диаметр отверстия - 2,5 мм, глубина сверления - 5 мм, угол конуса - 60°, глубина конуса - 2 мм).
7. Что означает данный знак ? (Поверхность получена без удаления слоя металла или поверхность получена при изготовлении первичной заготовки, не должна обрабатываться (например, после литья, ковки, горячей штамповки и. т.п.).
8. Что означает данный знак ? (Шероховатость всех поверхностей кроме указанных соответствует Ra 3,2 мкм).
9. Что означает запись H12, h12? (Точность обработки всех поверхностей соответствует 12 квалитету).
- критерии оценки практической работы; (Приложение 13)
- обсуждение технологической последовательности обработки. (Приложение 14)
2.2.3. Организация работы в токарной мастерской.
- выдача задания;
- нормы времени на единицу изделия.
2.2.4 Демонстрация мастером производственного обучения трудовых приёмов работы, предупреждение возможных ошибок при выполнении работы:
- последовательность наладки станка для обработки детали;
- опасные зоны резания;
- технология обработки детали;
- приемы самоконтроля при изготовлении детали.
2.2.5. Распределение обучающихся по рабочим местам, по выполнению задания согласно чертежа и маршрутной карты обработки.
3. Самостоятельная работа учащихся - 300 мин.
Текущий инструктаж - целевые обходы мастером п/о и бригадирами рабочих мест учащихся:
- контроль организации рабочих мест;
- контроль правильности заточки режущего инструмента;
- контроль правильности выполнения приёмов и операций обработки деталей;
- контроль соблюдения технологии изготовления детали, соответствие режимам резания;
- контроль соблюдения технических условий работы;
- контроль за соблюдением т/б обучающимися (замечания записываются в личные карточки по т/б) (Приложение 15)
- приёмка и оценка выполнения работ. (Приложение 16)
4. Заключительный инструктаж - 10 мин.
- подведение итогов урока с участием бригадиров, (ассистентский контроль), рефлексия.
Мастер п/о подводит итоги.
- домашнее задание (опережающее): выполнить чертеж детали, чертеж усложнить: изменить диаметр отверстия – 10,5 мм, глубину сверления – 40 мм.