Программа мониторинга учебного процесса МОУ СОШ № 30 г. Волжского Волгоградской области

Разделы: Администрирование школы


Паспорт программы МОУ СОШ №30

Разработчик программы Директор МОУ СОШ №30 – А.Ф. Чернов; зам. директора по УВР – Н.В. Фролова, А.Н. Слащилина
Цель программы Создание единой системы мониторинга учебного процесса, обеспечивающих всех участников образовательного процесса долгосрочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям, позволяющей правильно оценивать степень, направления и причины отклонения и обеспечивающую качество обучения не ниже заданного уровня.
Основные задачи
  1. Объединить усилия учреждения для реализации целей программы.
  2. Определить показатели мониторинга.
  3. Определить способы обеспечения достоверности полученных данных.
  4. Создать информационную базу деятельности школы за несколько лет.
  5. Создать банк проверочных, контрольных, тестовых работ, удовлетворяющих требованиям государственных стандартов для проверки знаний учащихся.
  6. Создать банк материалов для анкетного опроса участников образовательного процесса.
  7. Определить технологию сбора информации и обработки полученных результатов по каждому направлению.
  8. Провести работу по внедрению в практику тестовой технологии как системно-шкалированной модели, отражающей базовые знания учащихся.
  9. Создать группы учителей, которые будут реализовывать мониторинг по определенным направлениям.
  10. Определить, чем должны заниматься люди, задействованные в проведении мониторинга.
  11. Разработать для учителей схемы для поэлементного анализа контрольных работ.
  12. Разработать бланки для сбора и обработки информации при проведении тестового контроля.
  13. Разработать схемы-бланки для сбора и анализа результатов экзаменов.
  14. Ввести в Положение о премировании работников школы пункт о доплате учителям, активно участвующим в процессе подготовки и проведения мониторинга.
  15. Утвердить программу подготовки на педагогическом совете.
Основные направления программы

Блоки:

- качество обучения и образования

- состояние преподавания

- состояние здоровья учащихся

Блок “Качество обучения и образования” разбит на группы:

- общая и качественная успеваемость

- качество знания учащихся

- уровень обученности учеников по отдельным предметам

Блок “Состояние здоровья учащихся” - на группы:

- физическая подготовленность учащихся

- физическое развитие учащихся

- хронические заболевания учащихся

- состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся

- организация учебного процесса с точки зрения вопросов здоровьесбережения

Сроки и этапы реализации 1 этап (2007-2008 гг.). Повышение ИКТ – компетентности учителей и управленческого аппарата. Проведение ознакомительной и разъяснительной работы по темам: “Что такое мониторинг”, “Виды мониторинга”. Анкетирование педагогов по определению готовности к проведению мониторинга.

2 этап (2008-2009 гг.). Определение показателей мониторинга, создание банков материалов, определение технологии сбора информации и обработки полученных результатов по каждому направлению. Внедрение в практику тестовой технологии как системно-шкалированной модели, отражающей знания обучающихся. Разработка для учителей схемы поэлементного анализа контрольных работ, создание групп по направлениям мониторинга. Утверждение целей и задач каждой группы.

3 этап (2009-2010 гг.). Активное внедрение в практику работы школы блока “Качество обучения и образования”. Начальный период работы с программой и школьный менеджмент – электронный дневник.

4 этап (2010-2011 гг.). Активное внедрение в практику работы школы блоков:

- состояние преподавания

- состояние здоровья обучающихся

- активная работы с программой “Школьный менеджмент”

5 этап (2011-2012 гг.). Эффективное управление на основе системы мониторинга.

Объемы и источники финансирования Федеральный, областной, местный бюджеты; спонсорская помощь родителей обучающихся школы; гранты и финансовая поддержка за участие в общенациональных проектах.
Ожидаемые конечные результаты
  1. Обеспечение всех участников образовательного процесса долгосрочной, стабильной, надежной и своевременной информацией.
  2. Повышение степени обоснованности управленческих решений.
  3. Анализ, обобщение и сведение информации в одно целое для получения общей картины развития образовательного процесса.
  4. Дальнейшее прогнозирование учебного процесса.
  5. 100% ИКТ- компетентность педагогических кадров школы
  6. Внедрение в управление школой системы “Школьный менеджер” и оптимизация работы администрации.
  7. Сопоставимость результатов по горизонтали и вертикали.
  8. Будет сформирована информационная основа принятия управленческих решений, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей населения, поступательное движение системы образования школы.

Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса:

Общее количество кабинетов – 35, из них:

- кабинетов математики – 4

- кабинетов физики – 2

- кабинетов информатики – 3

- кабинетов русского языка и литературы – 3

- кабинетов иностранного языка – 4

- кабинетов биологии – 2

- кабинетов химии – 1

- кабинетов истории – 2

- кабинетов музыки – 1

- кабинетов начальной школы- 8

- кабинетов технологии – 2

- кабинетов ИЗО, черчения – 1

- кабинет географии -1

Школа имеет два спортивных зала, библиотеку, два медицинских кабинета (терапевтический и стоматологический).

Оснащение учебных кабинетов.

- компьютеров – 95

- ноутбук – 4

- принтеров (лазерные и струйные, черно-белые и цветные) – 37

- копировальных аппаратов – 25

- мультимедийных проекторов – 28

- сканеров – 12

- HUB – 4

- интерактивные доски – 6

- приставка MUMIO – 3

- устройства для создания графической информации (графический планшет) – 3

- Copi-доска -1

- система тестирования – 5

- документ-камера – 1

- синтезатор – 2

- термоклеевая машина (минитипография) – 1

- цифровые фотоаппараты – 6

- цифровые видеокамеры – 5

- Web-камера – 1

- устройства для создания музыкальной информации (музыкальная клавиатура) – 3

- цифровой микроскоп или устройство для сопряжения обычного микроскопа и цифровой фотокамеры – 2

- ризограф – 2

- учащиеся и учителя имеют постоянный бесплатный выход в Интернет

Содержание проблемы

В 2007-2008 учебном году уровень ИКТ – компетенции повысили 17 (%) учителей-предметников и 4 (%) административных работника; в школе работают 4 учителя информатики первой и высшей квалификационной категории.

Школьная медиатека состоит из 576 дисков по общеобразовательным предметам.

Анализ исходных данных показал наличие проблем в области создания единой системы мониторинга учебного процесса:

- низкая ИКТ – компетентность среди учителей-предметников не позволяет говорить о целостном внедрении компьютерных технологий мониторинга

- имеющейся системой теоретических разработок и недостаточной разработанностью механизмов его внедрения

- реальными потребностями общества в эффективной организации педагогического мониторинга и неготовностью современного учителя реализовывать личностно-ориентированные мониторинговые технологии

Для реализации программы информатизации предполагается использовать средства, выделяемые федеральным, областным, местным бюджетами, спонсорскую помощь родителей учеников школы, а также гранты и финансовую поддержку за участие в общенациональных проектах.

Цель и задачи программы

Цель программы: создание единой системы мониторинга учебного процесса, обеспечивающих всех участников образовательного процесса долгосрочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям, позволяющей правильно оценивать степень, направления и причины отклонения и обеспечивающую качество обучения не ниже заданного уровня.

Задачи программы:

  1. Объединить усилия учреждения для реализации целей программы.
  2. Определить показатели мониторинга.
  3. Определить способы обеспечения достоверности полученных данных.
  4. Создать информационную базу деятельности школы за несколько лет.
  5. Создать банк проверочных, контрольных, тестовых работ, удовлетворяющих требованиям государственных стандартов для проверки знаний учащихся.
  6. Создать банк материалов для анкетного опроса участников образовательного процесса.
  7. Определить технологию сбора информации и обработки полученных результатов по каждому направлению.
  8. Провести работу по внедрению в практику тестовой технологии как системно-шкалированной модели, отражающей базовые знания учащихся.
  9. Создать группы учителей, которые будут реализовывать мониторинг по определенным направлениям.
  10. Определить, чем должны заниматься люди, задействованные в проведении мониторинга.
  11. Разработать для учителей схемы для поэлементного анализа контрольных работ.
  12. Разработать бланки для сбора и обработки информации при проведении тестового контроля.
  13. Разработать схемы-бланки для сбора и анализа результатов экзаменов.
  14. Ввести в Положение о премировании работников школы пункт о доплате учителям, активно участвующим в процессе подготовки и проведения мониторинга.
  15. Утвердить программу подготовки на педагогическом совете.

    Проекты программы

Блоки:

    - качество обучения и образования

    - состояние преподавания

    - состояние здоровья учащихся

Блок “Качество обучения и образования” разбит на группы:

    - общая и качественная успеваемость

    - качество знания учащихся

    - уровень обученности учеников по отдельным предметам

Блок “Состояние здоровья учащихся” - на группы:

- физическая подготовленность учащихся

- физическое развитие учащихся

- хронические заболевания учащихся

- состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся

- организация учебного процесса с точки зрения вопросов здоровьесбережения

    Этапы реализации программы

    Реализация программы МОУ СОШ №30

5 этапов:

1 этап Повышение ИКТ – компетентности учителей и управленческого аппарата. Проведение ознакомительной и разъяснительной работы по темам:“Что такое мониторинг”, “Виды мониторинга”. Анкетирование педагогов по определению готовности к проведению мониторинга. 2007-2008 гг.
2 этап Определение показателей мониторинга, создание банков материалов, определение технологии сбора информации и обработки полученных результатов по каждому направлению. Внедрение в практику тестовой технологии как системно-шкалированной модели, отражающей знания обучающихся. Разработка для учителей схемы поэлементного анализа контрольных работ, создание групп по направлениям мониторинга. Утверждение целей и задач каждой группы. 2008-2009 гг.
3 этап Активное внедрение в практику работы школы блока “Качество обучения и образования”. Начальный период работы с программой и школьный менеджмент – электронный дневник. 2009-2010 гг.
4 этап Активное внедрение в практику работы школы блоков:

- состояние преподавания

- состояние здоровья обучающихся

- активная работы с программой “Школьный менеджмент”

2010-2011 гг.
5 этап Эффективное управление на основе системы мониторинга. 2011-2012 гг.

1 проект

Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе

Проведение ознакомительной и разъяснительной работы о видах и значении мониторинга.

1. Цель: ознакомление коллективом возможности мониторинга.

2. План мероприятий:

- повышение ИКТ компетентности педагогических кадров

- проведение по плану методической работы школы: педсовета, обучающих семинаров-практикумов по теме “Что такое мониторинг?”, “Виды мониторинга”, “Значение мониторинга”

- анкетирование по определению готовности учителей к проведению мониторинга

3. Ожидаемые результаты:

- 100% ИКТ-компетентность педагогических работников

- положительное отношение педагогов учителей к проведению школьного мониторинга

- готовность педагогов к участию в проведении школьного мониторинга

2 проект

Внедрение технологий проведения школьного мониторинга
с использованием ИКТ в учебном процессе

1. Цель: утверждение показателей мониторинга учебного процесса. Активизация творческой деятельности учителей школы, повышение профессионализма педагогов и развитие навыков исследовательской работы с использованием ИКТ в проведении школьного мониторинга.

2. Задачи: использование информационных технологий в работе ШМО: математики, информатики, географии, физики, истории и обществознания, русского и литературы, иностранных языков, биологии.

3. План мероприятий:

- Объединить усилия учреждения для реализации целей программы.

- Определить показатели мониторинга.

- Определить способы обеспечения достоверности полученных данных.

- Создать информационную базу деятельности школы за несколько лет.

- Создать банк проверочных, контрольных, тестовых работ, удовлетворяющих требованиям государственных стандартов для проверки знаний учащихся.

- Создать банк материалов для анкетного опроса участников образовательного процесса.

- Определить технологию сбора информации и обработки полученных результатов по каждому направлению.

- Провести работу по внедрению в практику тестовой технологии как системно-шкалированной модели, отражающей базовые знания учащихся.

- Создать группы учителей, которые будут реализовывать мониторинг по определенным направлениям.

- Определить, чем должны заниматься люди, задействованные в проведении мониторинга.

- Разработать для учителей схемы для поэлементного анализа контрольных работ.

- Разработать бланки для сбора и обработки информации при проведении тестового контроля.

- Разработать схемы-бланки для сбора и анализа результатов экзаменов.

- Ввести в Положение о премировании работников школы пункт о доплате учителям, активно участвующим в процессе подготовки и проведения мониторинга.

- Утвердить программу подготовки на педагогическом совете.

4. Ожидаемые результаты: внедрение в практику тестовой технологии как системно-шкалированной модели, отражающей знания обучающихся.

3 проект

Внедрение в практику работы школы мониторинга
“Качество обучения и образования”

1. Цель: активный начальный период работы с программой “Школьный менеджмент”.

2. Задачи: отслеживание динамики количественных показателей успешности учебного процесса, выявление причин несоответствия показателей прогнозируемым, принятие коррекционных решений.

3. План мероприятий:

- Получение информации в форме промежуточного контроля (четверть, полугодие) итоговой аттестации и внутришкольной отчетности (по классам, параллелям, ступеням обучения и по школе).

- Сбор, обработка и представление информации по классу классным руководителям

- Ведение электронного дневника классными руководителями.

4. Ожидаемые результаты: внедрение в управление школой блока “Качество обучения и образования”.

4 проект

Активное внедрение в практику работы школы блоков:
состояние преподавания”, “состояние здоровья обучающихся”,
“активная работа с программой школьный менеджмент”

1. Цели и задачи:

- всесторонняя диагностика и оценка деятельности учителей, планирование оказания ему помощи по повышению профессионального мастерства.

- формирование информационного фонда о состоянии физического здоровья учащихся, выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья и воздействием факторов школьной среды, определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье воспитанников школы, прогнозирование состояния их физического здоровья, подготовка решений, направленных на его укрепление и непосредственная реализация этих решений.

2. План мероприятий:

- Использование анкеты “Качество урока” для реализации технологии мониторинга качества преподавания.

- Обеспечение учителей образцами анкет.

- Сопоставление учителями своих достижений с достижениями коллег.

- Построение пути своего саморазвития педагогами.

- Диагностика профессионального мастерства учителей.

3. Ожидаемые результаты: планирование работы каждого учителя, ШМО и школы в целом по улучшению качества преподавания и качества обучения.

5 проект

Эффективное управление учебным процессом на основе системы мониторинга

Цель: оперативная оценка деятельности и ее конечных целей, своевременная коррекция и прогнозирование дальнейшей работы.

2. План мероприятий: стабильная, взаимосвязанная работа всех блоков мониторинга.

3. Ожидаемые результаты:

- оптимизация работы администрации

- целостное объективное представление о качественных и количественных характеристиках личности, класса, школы в целом.

Приложение 1

Приложение 2