Цели: познавательная, развивающая (расширить лингвистический кругозор учащихся).
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: презентация.
Ход урока
1. Оргмомент. Слайд №1
2. Языковая разминка (актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках).
(Слайд 2. Презентация)
Найдите лишнее:
Твой, ваш, свой, этот.
Некто, некоторый, нечто.
Вспомните написание изученных словарных слов.
(Слайд 3, 4)
Продолжите предложения:
Местоимения-прилагательные указывают на …
Местоимения-прилагательные отвечают на вопросы…
Местоимения-числительные указывают на…
Они отвечают на вопросы…
Мы познакомились с разрядами местоимений –прилагательных…
3. Введение в тему урока
- Запишите предложения под диктовку, объясните орфограммы, произведите пунктуационный разбор.
(Слайд 7)
Вдруг наползает мрачная синяя туча, на фоне ее трепещут тысячи белых крыльев. Это летят стрепеты. В полете этих птиц, в их трепещущих крыльях есть нечто удивительное.
(Уточняем значение слова “трепещущих”, показ слайда с изображением стрепетов).
(Слайд № 6, 8)
Прослушивание индивидуального задания о птицах из семейства стрепетов.
4. Подводящий к теме диалог. На доске записаны слова: наползает, трепещут, летят, трепещущих.
(Слайд № 9)
Учитель говорит о том, что все слова имеют значение “ действие”.
Вопросы:
- Что заметили? Что удивило?
- Значит у нас проблема, одно слово лишнее. Почему? (Версии учащихся)
- А может быть это какая-то новая часть речи, о которой мы не говорили?
- Сегодня мы будем знакомиться с новой частью речи, которая называется “ Причастие”. (Запись темы на доске и в тетрадях)
- Предположите, почему она так называется?
- А какие вопросы у нас обычно возникают при изучении новой части речи? Сформулируйте их. После того, как учащиеся сформулировали вопросы, следует показ слайда №10.
1. Каково грамматическое значение части речи?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Какие морфологические признаки имеет?
- Это и есть задачи нашего урока. Попытаемся ответить на эти вопросы, а для этого сопоставим два слова: белые и трепещущие.
(Слайд 11)
- К какой части речи относится слово белые? Назовите ее грамматическое значение.На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает слово трепещущие? Какой вопрос можно задать? Чем создается признак данного слова? (Действием)
Можно ли эти слова отнести к одной и той же части речи? Попытайтесь сформулировать определение этой части речи. Уточним, из грамматических значений каких частей речи складывается грамматическое значение причастия? А как вы думали сначала? А оказалось? Почему же причастие? Откроем учебник и сравним наше определение части речи с правилом.
(Слайд 12)
Высказывание М.В. Ломоносова: “ Сии слова ведут к сокращению человеческого слова и совмещают в себе силу имени и глагола”.
Как вы понимаете значение этого высказывания?
- Подтверждается ли им ваш вывод о причастии? (Творческая работа учащихся)
(Слайд 13)
- Понаблюдаем, как выражается “ сила глагола” в причастии.
(Слайд 14)
- Сопоставим столбики слов, которые характеризуют существительное яблоко:
Красное Краснеющее
Кислое Мытое
Круглое Поспевшее
- Слова какого столбика обозначают постоянный признак? А признак, рассчитанный только на то время, пока происходит действие?
- Какой морфологический признак “ наследует” причастие? Какую дополнительную информацию о грамматическом значении причастия мы узнали, выполняя это упражнение? (Признак изменяется во времени).
5. Развитие учебно-языковых умений. Работа над материалами учебника (учащиеся знакомятся с суффиксами причастий). Слайд №15
6. Актуализация новых знаний.
Работа с учебником (выполнение упр. 500).
(Слайд 16)
Словарная работа (автобиография).
9. Выполнение теста.
(Слайд 17)
- Выпишите из каждого ряда слов только причастия.
1. Мудрый, мудрейший, помудревший.
2. Красноватый, краснеющий, красный.
3. Крепкий, крепчайший, крепнущий.
4. Бережный, оберегаемый, сберегательный.
10. Подведение итогов урока.
- Назовите ключевые слова урока.
(Слайд 18)
- Обратимся к тем вопросам, которые были вами сформулированы в начале урока. На все ли мы ответили? Какие открытия сделали?
(Слайд 19, 20)
.11. Домашнее задание: упр. 502.
(Слайд 21, 22)