Конспект урока русского языка в 6-м классе на тему "Причастие как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цели: познавательная, развивающая (расширить лингвистический кругозор учащихся).

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: презентация.

Ход урока

1. Оргмомент. Слайд №1

2. Языковая разминка (актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках).

(Слайд 2. Презентация)

Найдите лишнее:

Твой, ваш, свой, этот.

Некто, некоторый, нечто.

Вспомните написание изученных словарных слов.

(Слайд 3, 4)

Продолжите предложения:

Местоимения-прилагательные указывают на …

Местоимения-прилагательные отвечают на вопросы…

Местоимения-числительные указывают на…

Они отвечают на вопросы…

Мы познакомились с разрядами местоимений –прилагательных…

3. Введение в тему урока

- Запишите предложения под диктовку, объясните орфограммы, произведите пунктуационный разбор.

(Слайд 7)

Вдруг наползает мрачная синяя туча, на фоне ее трепещут тысячи белых крыльев. Это летят стрепеты. В полете этих птиц, в их трепещущих крыльях есть нечто удивительное.

(Уточняем значение слова “трепещущих”, показ слайда с изображением стрепетов).

(Слайд № 6, 8)

Прослушивание индивидуального задания о птицах из семейства стрепетов.

4. Подводящий к теме диалог. На доске записаны слова: наползает, трепещут, летят, трепещущих.

(Слайд № 9)

Учитель говорит о том, что все слова имеют значение “ действие”.

Вопросы:

- Что заметили? Что удивило?

- Значит у нас проблема, одно слово лишнее. Почему? (Версии учащихся)

- А может быть это какая-то новая часть речи, о которой мы не говорили?

- Сегодня мы будем знакомиться с новой частью речи, которая называется “ Причастие”. (Запись темы на доске и в тетрадях)

- Предположите, почему она так называется?

- А какие вопросы у нас обычно возникают при изучении новой части речи? Сформулируйте их. После того, как учащиеся сформулировали вопросы, следует показ слайда №10.

1. Каково грамматическое значение части речи?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Какие морфологические признаки имеет?

- Это и есть задачи нашего урока. Попытаемся ответить на эти вопросы, а для этого сопоставим два слова: белые и трепещущие.

(Слайд 11)

- К какой части речи относится слово белые? Назовите ее грамматическое значение.На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает слово трепещущие? Какой вопрос можно задать? Чем создается признак данного слова? (Действием)

Можно ли эти слова отнести к одной и той же части речи? Попытайтесь сформулировать определение этой части речи. Уточним, из грамматических значений каких частей речи складывается грамматическое значение причастия? А как вы думали сначала? А оказалось? Почему же причастие? Откроем учебник и сравним наше определение части речи с правилом.

(Слайд 12)

Высказывание М.В. Ломоносова: “ Сии слова ведут к сокращению человеческого слова и совмещают в себе силу имени и глагола”.

Как вы понимаете значение этого высказывания?

- Подтверждается ли им ваш вывод о причастии? (Творческая работа учащихся)

(Слайд 13)

- Понаблюдаем, как выражается “ сила глагола” в причастии.

(Слайд 14)

- Сопоставим столбики слов, которые характеризуют существительное яблоко:

Красное Краснеющее

Кислое Мытое

Круглое Поспевшее

- Слова какого столбика обозначают постоянный признак? А признак, рассчитанный только на то время, пока происходит действие?

- Какой морфологический признак “ наследует” причастие? Какую дополнительную информацию о грамматическом значении причастия мы узнали, выполняя это упражнение? (Признак изменяется во времени).

5. Развитие учебно-языковых умений. Работа над материалами учебника (учащиеся знакомятся с суффиксами причастий). Слайд №15

6. Актуализация новых знаний.

Работа с учебником (выполнение упр. 500).

(Слайд 16)

Словарная работа (автобиография).

9. Выполнение теста.

(Слайд 17)

- Выпишите из каждого ряда слов только причастия.

1. Мудрый, мудрейший, помудревший.

2. Красноватый, краснеющий, красный.

3. Крепкий, крепчайший, крепнущий.

4. Бережный, оберегаемый, сберегательный.

10. Подведение итогов урока.

- Назовите ключевые слова урока.

(Слайд 18)

- Обратимся к тем вопросам, которые были вами сформулированы в начале урока. На все ли мы ответили? Какие открытия сделали?

(Слайд 19, 20)

.11. Домашнее задание: упр. 502.

(Слайд 21, 22)