Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова;
  • систематизировать знания учащихся о правописании безударных гласных в корне слова.

Задачи:

образовательные

  • развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;
  • совершенствовать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова;
  • расширить знания учащихся о правописании словарных слов.

развивающие

  • совершенствовать умения работы в парах;
  • совершенствовать умения самостоятельной работы;
  • совершенствовать умения самопроверки и взаимопроверки;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • расширить словарный запас учащихся.

воспитательные

  • воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
  • прививать интерес к предмету;
  • воспитание интереса к книге и процессу чтения;
  • воспитывать доброе отношение к людям.

здоровьесберегающие

  • формировать представление о здоровом образе жизни;
  • используя физкультпаузы и паузы психологической разгрузки, стимулировать работу учащихся на уроке.

Оборудование:

  • карточки со словарными словами;
  • плакат “Безударные гласные”;
  • тесты для дифференцированной работы с учащимися.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

II. Психологический настрой.

На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Сегодня необычный урок. На нём все ученики класса отправятся в волшебный мир сказки.

Наш урок будет похож на сказку,
Нам без знаний никуда.
Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и указку
Отправляемся туда.

Когда колокольчик прозвенит 3 раза надо:

Хлопнуть в ладоши и произнести: 1, 2, 3 - сказка в гости приходи!

III. Постановка цели.

Но в сказке нас ждут испытания, мы должны будем показать свои знаниями и вспомнить всё, что вы проходили на уроках. А сопровождать нас будет красивая и легкая снежинка. Назовите, орфограммы в слове (безударная гласная, жи-ши).

Да, мы будем повторять написание безударных гласных в корне слова. Но и вспомним другие правила тоже.

Сегодня мы закрепим полученные раннее знания по этой теме. А как называется сказка, кто её герои и кто написал, вы узнаете, выполнив задания, которые приготовила нам снежинка.

IV. Актуализация, повторение, закрепление и отработка полученных знаний.

1) Минутка чистого и красивого письма.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Повторим написание заглавной и строчной букв С, с.

2) Продолжаем повторять словарные слова. (А почему их называют словарные?)

Выполним диктант - буковка.

Заяц, мороз, мороз, месяц, погода, ветер, коньки, иней.

Я, О, Я, О, Е, О, Е.

(На доске слово СНЕГ)

Но снежинка принесла нам ещё одно слово. А оно тоже словарное?

Нет? А почему? Как вы думаете, что же хочет нам напомнить снежинка?

(Что в её корне есть безударная гласная, которую можно проверить словом СНЕГ)

Верно! Молодцы! Запишем эти слова. (Дети в тетрадях делают запись: снежинка - снег)

А какое ещё проверочное слово можно подобрать? (Снежинка – снег, снежная)

Запишем это слово в тетрадь. Выделим корень в этих словах. СНЕЖ – СНЕГ (идет чередование согласных в корне слова, но эту тему вы будете изучать на следующих уроках подробно).

А что означает слово СНЕГ?

“Атмосферный осадок в виде белых хлопьев, состоящих из кристалликов воды разных форм, преимущественно в форме звёздочек”. (Толковый словарь под редакцией Д.Н.Ушакова)

И вот теперь мы узнаем, как называется наша сказка и кто её автор.

Слайд 1, 2 (портрет Г.Х.Андерсена). Презентация

Сегодня у нас в гостях герои сказки “Снежная королева” (слайд 3).

Итак, друзья, начинаем наше путешествие. (В класс входит Герда)

Герда. Здравствуйте, ребята!

Я – Герда. Вы узнали меня? Уже выпал снег, идёт зима, а я всё ищу своего друга Кая. Мне сказали, что его увезла Снежная королева. Это так, ребята? (Да). Вот отдохну немного и пойду дальше.

Учитель. Подожди, Герда, не спеши. Мы не оставим тебя одну. Мы с ребятами поможем тебе дойти до царства Снежной королевы.

Ребята, для того, чтобы помочь Герде попасть в замок Снежной королевы, нам предстоит пройти трудный и долгий путь. На пути нам встретятся преграды, которые мы с вами должны будем преодолеть.

- Как вы думаете, сможем мы помочь Герде? (Да)

3) Запись предложения под диктовку с комментированием.

В большом городе жили двое бедных детей Кай и Герда.

Объясним и подчеркнём орфограммы в словах и между словами.

Фонетический разбор слова

Детей - 2 слога, 2 гласных звука, 3 согласных [д, и т, э й,]

Молодцы, а теперь немного отдохнём.

Физминутка (под музыку).

Учитель. Снежная королева узнала, что мы помогаем Герде и послала навстречу нам вихри и метели.

Чтобы прогнать их, нам нужно выполнить следующее задание.

4) Задание с доски (слайд 4, 5).

Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочное слово.

в·сна

по·вилось

т·пло

д·ньки

св·тло

к·пель

з·мля

к·вёр

заз·ленеть

тр·ва

л·сточки

д·ревья

прил·тать

кр·я

р·дные

скв·рцы

изд·лека

гр·чи

- Запишите слова в столбик. Обозначьте орфограмму. (Три человека выполняют на карточке задание своего ряда, затем сдают учителю и становятся консультантами на своём ряду, т.е. проверяют у ребят выполненные задания)

- Проверим написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Такие ли гласные в корнях слов? Повторение правила (слайд 6).

Итог: Кто ошибся в написании безударных гласных в корне? У кого возникли затруднения?

5) Работа по развитию речи (устно).

Составление (коллективно) текста на тему “Весна в природе”.

Примерный текст.

1. Пришла весна. Появилось на небе яркое весеннее солнышко. Стало тепло и светло. На улице капель.

2. На земле зелёный травяной ковёр. На деревьях зазеленели листочки.

3. Издалека в родные края прилетают перелетные птицы. Скворцы, грачи вьют гнёзда.

Физминутка (растирание ушных раковин).

“Солнышко” (гимнастика для глаз). Слайд 7

Учитель. Ребята, вы отлично справились с заданием, выглянуло солнышко, вьюга и метель утихли, испугавшись скорого приближения весны. Вдали виднеются владения Снежной королевы.

Почему же они так нечетко видны? Присмотритесь, ведь их окружают ледяные горы. Как же нам попасть туда?

Учитель. Не плачь, Герда, мы с ребятами поможем тебе добраться до дворца.

Чтобы ледяные горы расступились, мы должны выполнить задания по учебнику.

6) Работа по учебнику. Упражнение № 2, стр. 89.

При выполнении упр.2 напомнить о том, что подбираем однокоренные слова, а не формы слова. (Дети работают у доски “по цепочке” или в парах по 3 слова)

Герда. Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием. Горы расступились! Теперь четко видны владения Снежной королевы.

VI Творческая работа.

Учитель. Ребята, кого мы видим во дворце Снежной королевы? (Кая). Но в сердце ему попала льдинка, и он не узнаёт Герду. Нам нужно растопить лёд, правильно выполнив творческое задание.

Лишь 100 преград преодолев,
Поверишь до конца
Сильнее Снежных королев
Надёжные и верные (друзья).

Учитель. Спасибо вам, ребята, вы настоящие друзья. Ваша доброта помогла победить зло.

Ребята, поднимите, пожалуйста, руку те, у кого тоже есть верные друзья?

А сейчас я прошу вас написать несколько предложений о вашем друге. Как его зовут, какой он, что вам в нём особенно нравится. (Дети зачитывают свои работы)

Наш урок подошёл к концу, мы выполнили все задания и освободили Кая от Снежной королевы.

Слайд 8

VII. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

1. Давайте оценим свою работу.

2. Вспомним, что удалось повторить за урок?

- Что показалось трудным?

- Какое задание было самым интересным?

3. Домашнее задание. Выполнить работу на повторение пройденного материала в виде теста, каждый выполняет задание своего цвета. Прочитать сказки Андерсена, найти и выписать 8 слов с безударными гласными.

Я вам тоже хочу сказать за такое удивительное общение спасибо.

Мне было приятно с вами работать на уроке. Благодарю за поддержку, за сотрудничество.