Модульный урок на тему "Человек на войне"

Разделы: История и обществознание


Задачи:

  1. Раскрыть историю трагедии и триумфа народа с наибольшей доступной для школьного курса полнотой и научной объективностью.
  2. Ребята должны увидеть антигуманную сторону.

Оборудование: фотографии, схема, высказывания, рисунки, документы.

Ход урока

Входной контроль

Слово учителя:

Вопрос: В XX веке человечество пережило две мировые войны. Что объединяет эти войны, что характерно для войны вообще?

Звучит музыка “Священная война”.

I. Блок “Человек на фронте”

Задание 1

Опишите облик призывника 1941 г (во что одет, как вооружен). Сопоставьте обустройство фронтового быта немецких солдат и солдат Красной Армии.

Зависело ли, на ваш взгляд, общее самочувствие солдат на фронте от организации быта?

Задание 2

Солдат - это человек в условиях войны призван ходить в атаку, осуществлять планы командования, погибать. А как вы считаете, какие чувства могли поднять солдат в атаку в кромешном аду?

Прочтите воспоминания фронтовиков. За что воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За свою семью?

Задание 3

Солдатские письма... О чем они? Что волновало солдат? Кому адресованы эти письма? Прочтите их, что в них необычное?

Задание 4

Документы свидетельствуют о неоднозначном отношении вступивших на немецкую землю наших солдат к населению Германии? От чего зависела та или другая позиция? А какой позиции придерживаетесь вы?

Задание 5

С 1941 г. производился массовый призыв женщин в армию. Каково ваше отношение к этому факту? Нужны ли женщины на войне, ведь война - это мужское дело?

Приведите примеры героизма женщин в годы войны.

Итог блока: просмотр видеофрагмента.

II. Блок “На оккупированных территориях”

Задание 1

Что такое оккупация? Раскройте смысл “Нового порядка”, установленного нацистами на оккупированных территориях.

Задание 2

Как вы думаете, чем вызвана особая жестокость нацистов по отношению к мирным жителям СССР.

Задание 3

Установите цели, методы борьбы партизанских отрядов. Какие мотивы, двигали на ваш взгляд, стремившихся вступить в партизанские отряды. Чем вы можете объяснить размах этого движения. Были ли на нашей территории партизаны?

Задание 4

Какова роль оккупированных территорий в экономике 3-го рейха. Правомерно ли считать предателями, пособниками гитлеровцев население оккупированных территорий, угнанных на работу в Германию.

Итог блока: просмотр видеофильма.

III. Блок “Человек в тылу”

Задание 1

Мы привыкли к выражению “трудовой подвиг”. Что стоит за этим понятием? Можно ли назвать героем человека, который в повсеместных трудностях войны не утратил нравственную стойкость, не изменил себе?

Задание 2

Л. Толстой считал, что решает учесть сражения не количество пушек, а та не уловимая сила, которая называется духов воюющих. Как вы думаете, присутствовал ли этот фактор в тылу?

Задание 3

Оцените вклад тружеников тыла в разгром врага? В чем он проявлялся?

Задание 4

Как изменились условия труда и жизни людей по сравнению с мирным временем?

Как работа отразилась на здоровье людей? Какой вклад внесли подростки?

Задание 5

Кто из ваших родных работал в тылу?

Итог блока: просмотр видеофрагмента

IV. Блок “Трагедия плена”

Задание 1

Почему и как человек мог попасть в плен? Всегда ли это от него зависело?

Задание 2

Подтвердите выдержками из документов, художественной литературы особую жестокость немцев в отношении советских военнопленных.

Задание З

Какую позицию заняло советское правительство в отношении военнопленных?

Задание 4

Война - экстремальная ситуация, в которой люди раскрываются по-разному, подчас самым неожиданным образом. Кто-то в плену становится героем, кто-то предателем. Всегда ли ваш взгляд человек может противостоять обстоятельствам. От чего это зависит (от каких личных качеств, условий).

Задание 5

Был ли кто-то из ваших родных в плену в годы войны?

Итог блока: просмотр видеофрагмента.

V. Заключение.

VI. Рефлексия.

Приложение 1