Задачи:
- Раскрыть историю трагедии и триумфа народа с наибольшей доступной для школьного курса полнотой и научной объективностью.
- Ребята должны увидеть антигуманную сторону.
Оборудование: фотографии, схема, высказывания, рисунки, документы.
Ход урока
Входной контроль
Слово учителя:
Вопрос: В XX веке человечество пережило две мировые войны. Что объединяет эти войны, что характерно для войны вообще?
Звучит музыка “Священная война”.
I. Блок “Человек на фронте”
Задание 1
Опишите облик призывника 1941 г (во что одет, как вооружен). Сопоставьте обустройство фронтового быта немецких солдат и солдат Красной Армии.
Зависело ли, на ваш взгляд, общее самочувствие солдат на фронте от организации быта?
Задание 2
Солдат - это человек в условиях войны призван ходить в атаку, осуществлять планы командования, погибать. А как вы считаете, какие чувства могли поднять солдат в атаку в кромешном аду?
Прочтите воспоминания фронтовиков. За что воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За свою семью?
Задание 3
Солдатские письма... О чем они? Что волновало солдат? Кому адресованы эти письма? Прочтите их, что в них необычное?
Задание 4
Документы свидетельствуют о неоднозначном отношении вступивших на немецкую землю наших солдат к населению Германии? От чего зависела та или другая позиция? А какой позиции придерживаетесь вы?
Задание 5
С 1941 г. производился массовый призыв женщин в армию. Каково ваше отношение к этому факту? Нужны ли женщины на войне, ведь война - это мужское дело?
Приведите примеры героизма женщин в годы войны.
Итог блока: просмотр видеофрагмента.
II. Блок “На оккупированных территориях”
Задание 1
Что такое оккупация? Раскройте смысл “Нового порядка”, установленного нацистами на оккупированных территориях.
Задание 2
Как вы думаете, чем вызвана особая жестокость нацистов по отношению к мирным жителям СССР.
Задание 3
Установите цели, методы борьбы партизанских отрядов. Какие мотивы, двигали на ваш взгляд, стремившихся вступить в партизанские отряды. Чем вы можете объяснить размах этого движения. Были ли на нашей территории партизаны?
Задание 4
Какова роль оккупированных территорий в экономике 3-го рейха. Правомерно ли считать предателями, пособниками гитлеровцев население оккупированных территорий, угнанных на работу в Германию.
Итог блока: просмотр видеофильма.
III. Блок “Человек в тылу”
Задание 1
Мы привыкли к выражению “трудовой подвиг”. Что стоит за этим понятием? Можно ли назвать героем человека, который в повсеместных трудностях войны не утратил нравственную стойкость, не изменил себе?
Задание 2
Л. Толстой считал, что решает учесть сражения не количество пушек, а та не уловимая сила, которая называется духов воюющих. Как вы думаете, присутствовал ли этот фактор в тылу?
Задание 3
Оцените вклад тружеников тыла в разгром врага? В чем он проявлялся?
Задание 4
Как изменились условия труда и жизни людей по сравнению с мирным временем?
Как работа отразилась на здоровье людей? Какой вклад внесли подростки?
Задание 5
Кто из ваших родных работал в тылу?
Итог блока: просмотр видеофрагмента
IV. Блок “Трагедия плена”
Задание 1
Почему и как человек мог попасть в плен? Всегда ли это от него зависело?
Задание 2
Подтвердите выдержками из документов, художественной литературы особую жестокость немцев в отношении советских военнопленных.
Задание З
Какую позицию заняло советское правительство в отношении военнопленных?
Задание 4
Война - экстремальная ситуация, в которой люди раскрываются по-разному, подчас самым неожиданным образом. Кто-то в плену становится героем, кто-то предателем. Всегда ли ваш взгляд человек может противостоять обстоятельствам. От чего это зависит (от каких личных качеств, условий).
Задание 5
Был ли кто-то из ваших родных в плену в годы войны?
Итог блока: просмотр видеофрагмента.
V. Заключение.
VI. Рефлексия.