Конспект логопедического занятия "Сложноподчиненные предложения с придаточным причины"

Разделы: Логопедия


Цели занятия

  • Учить детей правильно строить предложения с союзом потому что;
  • Составлять рассказ по серии картин;
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

Ход занятия

I. Организационный момент. Подбор родственных слов к слову снег.

II. Сообщение темы занятия: “Сегодня будем учиться правильно отвечать на вопрос почему? И составлять длинные предложения со словами потому что.

III. Чтение стихотворения В. Лифшица “Мяч и Петя”.

Вопросы, по которым строится беседа:

Кто вам не понравился? Почему?

Кто вам понравился? Почему?

Почему Петя плакал?

Почему мяч ускакал от Пети?

Почему Петя не давал мяч детям?

Почему Петя обрадовался?

Почему Петя стал играть с детьми?

Почему лучше играть всем вместе?

VI. Игра с мячом “Почемучка”.

Логопед бросает ребенку мяч, обращаясь к нему с вопросом (как и в беседе, допустимы ответы одним придаточным, но логопед повторяет предложение целиком):

Почему стало мало снега?

Почему снег потемнел?

Почему мы сняли шубы и валенки?

Почему уже нельзя кататься на коньках?

Почему тает снег?

Почему бегут ручьи?

Почему набухли почки?

Почему все это происходит?

Логопед обобщает признаки весны.

V. Работа по серии картин “Зайка и снеговик”.

1. Установление картин в правильной последовательности и ее обоснование.

(Какая картина должно стоять первой? Почему? и т.д.)

2. Беседа по вопросам с опорой на серию картин: почему прыгает зайчик? (Потому что он хочет достать морковку.) Почему он хочет достать морковь? (Потому что он голоден.) Почему зайка не смог достать морковку и с лестницей? (Потому что не дотянулся; Потому что морковка была высоко; Потому что снеговик высокий.) Почему зайка пригорюнился (опечалился, расстроился)? (Потому что лестница оказалась мала (коротка, низка) Потому что он не достал морковку.) Почему снеговик становился все ниже и ниже? (Потому что он таял). Почему зайчику удалось полакомиться морковкой? (Потому что снеговик растаял) Почему растаял снеговик? (Потому что припекло солнышко). Почему солнышко так сильно припекло (пригрело)? (Потому что это происходило весной).

VI. Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений.

- Вы отвечали на мои вопросы короткими предложениями, начиная их словами потому что. А теперь мы будем составлять длинные предложения, в которых эти слова будут посередине. Например: Зайчик прыгает, потому что хочет достать морковку.

- Какое здесь первое слово? (Зайчик)

- Какое слово последнее? (Морковку)

- Какие слова в середине? (Потому что)

Дети составляют предложения, в которых слова, потому что стоят в середине:

Зайчик принес лестницу, потому что не мог достать морковку.

Зайчик огорчился, потому что лестница оказалась коротка.

Зайчик полакомился морковкой, потому что снеговик растаял.

Снеговик растаял, потому что стало припекать солнышко.

Солнце стало припекать, потому что наступила весна.

Упражнения могут быть проведены в форме взаимоопроса или по опорным картинкам.

VII. Физкультминутка.

Дети стоят у своих мест.

- Покажите, какой высокий был снеговик. Поднимите руки высоко, высоко.

- А потом стал таять, таять и растаял. (Присели).

- Солнце было низко. А потом стало подниматься все выше и выше. (Дети поднимаются на цыпочки и тянут руки вверх).

А снеговик становился все ниже, ниже, ниже и растаял. (Постепенно приседают).

VIII. Составление детьми рассказов по серии картин.

- В своем рассказе не забудьте использовать длинные предложения со словами потому что (напоминает предложения).

IX. Упражнение “Кто больше? ”. Дети вспоминают или придумывают сложноподчиненные предложения (длинные предложения со словами, потому что в середине), вспоминают предложения из стихотворения “Мяч и Петя”, из рассказа по картинкам, придумывают сами.

X. Подведение итогов занятия.