Природные регионы Южной Америки

Разделы: География


Цель урока:

  • сформировать знания уч-ся о природе материка Южная Америка, показать своеобразие природы материка, рассмотреть причины и факторы, повлиявшие на выделение крупных регионов,
  • развивать умение анализировать карты различного содержания путем “наложения карт” друг на друга,
  • воспитывать умение совместной работы в группе, самостоятельность в подборке дополнительного материала к уроку.

Оборудование: карты Южной Америки, атласы, контурные карты, тетрадь, учебник, презентация.

Основные термины и понятия: Южная Америка, природные регионы.

Географические объекты: Северные Анды, Центральные Анды, Южные Анды, Амазония, пампа, Патагония, Бразильское плоскогорье, Равнины Ориноко.

Подготовка к уроку: подготовить доклады к темам урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Прием “Ассоциации”. На этой стадии урока активизируются следующие функции: мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе), информационная (актуализация уже имеющихся знаний, “вызов их на поверхность”), коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Озвучивание темы урока. Далее задаются вопросы:

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Какие ассоциации возникают у вас по теме урока “Природные регионы Южной Америки”.

Ребята предлагают свои ассоциации по теме. Все идеи записываются на доске или листе ватмана.

2. Изучение нового материала.

Различия в строении и рельефе обусловливают деление материка на две крупные части – равнинный Восток и Анды. Эти природные регионы настолько велики, что в свою очередь подразделяются на несколько природных областей.

Восток делят на: огромную плоскую заболоченную низменную равнину – Амазонию, Бразильское плоскогорье, Равнины Ориноко, Пампу, Патагонию.

Каждая область отличается своеобразием. Изучая карты, давайте постараемся с вами установить причины этого своеобразия, определить характерные черты каждого региона (геологическое строение, рельеф, растительность и животный мир, почвы).

Класс разбить на группы по 2–4 человека: 1 группа – Амазония, 2 группа – Бразильское плоскогорье, 3 группа – равнины Ориноко, 4 группа – Пампа, 5 группа – Патагония, 6 группа – Северные Анды, 7 группа – Центральные и Южные Анды.

Задание для учащихся. Пользуясь картами “Строение земной коры”, “Физическая карта Южной Америки”, “Природные зоны Южной Америки”, “Почвенная карта мира”, “Комплексная карта Южной Америки”, дайте характеристику каждой природной области по плану:

Прием “Кластер”.

Давайте попробуем составить схему изучения данного материала.

После изучения материала и подготовки учащиеся делятся сообщениями. Каждая группа составляет логический конспект своего сообщения. В конце каждого выступления заслушивается доклад, заранее подготовленный учащимися (опережающее задание). В конце своего выступления группы задают несколько вопросов классу по теме своего сообщения.

Амазония. Занимает территорию равную Австралии. Сформировалась в прогибе платформы, сложена рыхлыми осадочными породами морского и озерно-речного происхождения. Недра богаты нефтью, бокситами, рудами цветных и радиоактивных металлов. Конвенция и пассатная циркуляция способствуют выпадению большого количества осадков. Территория покрыта влажными вечнозелеными лесами с редкими видами растений и животных, последнее прибежище древнейших людей, носителей первобытной культуры. Леса Амазонии хищнически вырубаются, земли используются для производства сельхозпродукции. Утрата лесов Амазонии невосполнима для человечества.

Доклад по теме: “Прокладка Трансамазонского шоссе”.

Могут быть показаны небольшие презентации, если их подготовили учащиеся к уроку. Презентация 1.

Вопросы к классу: Почему Амазонка является самой полноводной рекой мира. Назовите представителей фауны Амазонии.

Бразильское плоскогорье. Расположено к югу от Амазонии. На кристаллическом выступе платформы. Приподнято над побережьем Атлантического океана и наклонено к внутренним районам материка. В рельефе выделяются высокие холмистые равнины, лавовые плато, глыбовые массивы, разбитые трещинами, горы-останцы, впадины. Залегают руды цветных и черных металлов, каменный уголь, соли, бокситы. Расположена область в трех климатических поясах. На юго-востоке плоскогорья выпадает наибольшее количество осадков (более 2000 мм), на остальной территории хорошо выражены сухой и влажный сезоны, во внутренних районах, удаленных от океана случаются засухи. Реки региона порожисты, имеют большое падение, изобилуют водопадами. Запасы гидроэнергии огромны, но судоходство на реках затруднено. На севере региона произрастают влажные и переменно-влажные леса, южнее кустарниковые саванны, которые на востоке переходят в редколесья и влажно-тропические леса.

Доклад по теме: “Кофейные плантации Бразилии”. “Выращивание гевеи”.

Вопросы к классу: Почему реки Бразильского плоскогорья порожисты, изобилуют водопадами. Какой материк является родиной кофе? Почему его новой родиной стала Южная Америка?

Равнины Ориноко. Расположены в северном субэкваториальном поясе. Покрыты высокотравными саваннами, вдоль рек растут галерейные леса из пальм.

Доклад по теме: “Водопад Анхель – самый высокий в мире”. Презентация 2.

Вопросы к классу: Почему открытие водопада Анхель стало возможным лишь с высоты птичьего полета. Почему водопад получил такое название.

Пампа. Южноамериканскую субтропическую степь называют пампой. Она представляет собой открытые равнинные пространства, с заболоченными участками. Пампа обладает плодородными почвами, поэтому практически вся распахана, естественных ландшафтов почти не сохранилось, более сухие участки отведены под пастбища.

Доклад по теме: “Смелые наездники и пастухи гаучо”. Презентация 3.

Вопросы к классу: Как называют степь в Южной Америке. Какие виды хозяйственной деятельности характерны для пампы.

Патагония. Лежит на юге восточной части континента. В рельефе преобладают равнины, покрытые сухими степями и полупустынями. Это очень суровый край. Дерновины злаков и колючие вечнозеленые кустарники образуют плотные заросли на малоплодородных бурых почвах.

Доклад по теме: “Способы приспособления животных Патагонии к суровым климатическим условиям”

Вопросы к классу: Почему климат Патагонии столь суров.

Северные Анды. Расположены по обе стороны от экватора. Здесь с особой силой проявляется вулканизм, часты землетрясения. Наиболее ярко выражена высотная поясность.

Доклад по теме: “Высотная поясность в Андах”.

Вопросы к классу: Где высотная поясность в Андах наиболее разнообразна. От каких факторов зависит количество высотных поясов в горах.

Центральные и Южные Анды. Центральные Анды самая широкая часть горной системы. Между хребтами расположены плоскогорья и нагорья. Здесь произрастают сухие степи и полупустыни. Эта территория имеет еще одно название Пуны. Южные Анды лежат к югу от 30º ю.ш. Горные хребты сближаются, горные цепи на островах у побережья лишь формируются. Высота гор уменьшается, увеличивается площадь оледенения. Южные Анды слабо изучены и освоены.

Доклад по теме: “о. Огненная Земля”.

3. Закрепление изученного.

Сделать вывод по уроку. Природные регионы Южной Америки очень разнообразны. Это разнообразие сформировалось в результате различий в геологическом строении, рельефе, климате, растительном и животном мире. Деятельность человека преобразовала природу материка. Многие территории потеряли свой первозданный вид, уничтожены виды растений, исчезают животные. В 21 веке остро стоит проблема охраны окружающей среды, создаются национальные парки и заповедники (площадь их около 1% территории материка). В Красную книгу внесено около сотни видов животных.

Что такое? Кто такой?

  1. Хвойное дерево на востоке Бразильского плоскогорья, леса из которого практически уничтожены. (Араукария)
  2. Сельские жители пампы, умелые наездники и пастухи. (Гаучо)
  3. Субтропическая степь Южной Америки. (Пампа)
  4. Суровый край на юге Южной Америки, с холодным сухим климатом, сильными ветрами. (Патагония)
  5. Представитель сухих лесов в переводе с испанского означает “Сломай топор”. (Кебрачо)
  6. Самая полноводная река мира. (Амазонка)
  7. Пушной зверь – болотный бобр. (Нутрия)
  8. Страус Южной Америки. (Нанду)
  9. Рыба-хищник, представитель фауны Амазонки. (Пиранья)
  10. Дерево-каучуконос. (Гевея)

Домашнее задание. § 44.

Иллюстрация к параграфу (рисунок животного или растения Южной Америки)

Составить алфавит Южной Америки из названий географических объектов, растений и животных:

А – Амазония, Анды, Аргентина, араукария

Б – Бразильское плоскогорье, броненосец, Бразилия

В – вискаша, викунья, Венесуэла

Г – гуанако, Гумбольдт, гаучо, гевея

Д – дынное дерево, … и т.д.

Итог урока. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Синквейн.

Природные регионы Южной Америки.
Разнообразные, прекрасные.
Поражают, удивляют, изменяются.
Каждый регион прекрасен по-своему.
Районирование.