Урок-путешествие "История о сказочном инструменте"

Разделы: Музыка


Цель: познакомить учащихся с музыкальными инструментами русского народного оркестра

Задачи:

  • познакомить с историей и тембром звучания русских народных инструментов;
  • развивать умение детей различать на слух звучание народных инструментов;
  • уметь выделять и показывать в пластике отдельные музыкальные инструменты;
  • формировать элементарный слушательский и исполнительский опыт.

Музыкальный материал:

  • Вступление к опере “Садко” – “Окиян– море синее”.
  • “Две русских картинки” (гусли).
  • “Веселый музыкант”.
  • Плясовые наигрыши.
  • “Когда мои друзья со мной” В.Шаинского.

Оборудование:

  • наглядный материал(картинки с изображением музыкальных инструментов),
  • музыкальный центр,
  • музыкальный инструмент,
  • музыкальные инструменты для детей.

Ход урока

“У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…”

– Скажите, пожалуйста, что может начинаться такими словами? (Сказка.)

– Вспомните, как еще можно начать сказку? (Жили-были, давным-давно, в незапамятные времена…).

– Сегодня я приглашаю вас в сказку. Только сказка эта будет не простая, потому что от вас будет зависеть, интересная она получится или нет, и чем она закончится. Давайте вспомним, что говорят о труде народные пословицы?

– “ Без труда не вынешь рыбку из пруда”;

– “ Что посеешь, то и пожнешь”;

– “ Под лежачий камень вода не течет”.

– Итак, пора начинать нам сказку. В незапамятные времена жили– были на Руси скоморохи.

Выступление скоморохов.

– А кто такие скоморохи? (Музыканты, танцоры, которые ходили из деревни в деревню и устраивали шуточные представления.)

– Конечно, ни одно представление не обходилось без песен и прибауток, которые исполнялись в сопровождении всевозможных рожков и гудков. Но самым главным и незаменимым инструментом были… конечно же гусли. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент.

Звучит “ Две русских картинки” в исполнении гуслей.

– Обычно на представлениях разыгрывались отрывки из разных сказок. Давайте и мы попробуем свои силы в инсценировке известного отрывка.

Инсценировка сказки (или детской песни).

– Молодцы, ребята. Гусли относятся к инструментам народного оркестра. И мы с вами знаем, что оркестр не может состоять только из одного музыкального инструмента. Давайте попробуем отгадать, какие еще есть музыкальные инструменты в русском народном оркестре.

Музыкальные загадки.

1. Деревянный инструмент
Звучит в один момент,
Струнам звонко подпевай-ка,
Заиграла… (Балалайка.)

2. Погоди немножко,
Узнаешь, что за ложка.
Удобно этой ложкой
Об ложку постучать!
Под музыку, под ложки,
Под звон губной гармошки
Удобно танцевать! (Деревянные ложки.)

3. Громко музыка звучит,
Громко музыка играет.
Ну а бубны звонкие
На танец приглашают. (Бубны.)

4. Деревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан.)

5. Приложил к губам я трубку –
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется….(Свирель.)

На доске с ответами появляются картинки с изображением музыкальных инструментов.

– Ребята, вот видите сколько много разных музыкальных инструментов. И все они относятся к русским народным инструментам.

А оркестр, в котором играют музыканты на музыкальных инструментах, называется оркестр русских народных инструментов.

– А теперь представьте себе, что наш класс– это оркестр. И мы сейчас исполним песню “Веселый музыкант”. Но прежде нам необходимо выбрать музыканта, который будет управлять оркестром. Давайте вспомним, как называется такой музыкант?

– Дирижер.

– А при помощи чего он управляет оркестром? (Дирижерская палочка.)

– Для чего нужна дирижеру такая палочка?

– При помощи дирижерской палочки он объединяет исполнителей в единое целое, показывает музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения.

– Я предлагаю выбрать дирижера.

Исполняем песню “Веселый музыкант” Филиппенко.

– Ребята, сейчас я предлагаю вам послушать как звучит музыка в исполнении оркестра народных инструментов и поучаствовать самим в исполнении. Для этого нам необходимы музыкальные инструменты. (Детям раздаются инструменты: ложки, бубны, свистульки, колокольчики и т.д.)

Звучат плясовые наигрыши, дети слушают и участвуют в исполнении.

– Молодцы. Вы прекрасно справились с заданием. Я думаю, что оркестр – это дружный коллектив. Давайте исполним песню, которая называется “Когда мои друзья со мной”.

Исполняем песню “Когда мои друзья со мной” В.Шаинского.

– Итак, ребята, давайте подведем небольшой итог нашего урока.

– Что нового сегодня мы узнали на уроке?

– Как называется группа музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах? (Оркестр.)

– Как называется музыкант, который руководит оркестром? (Дирижер.)

– Молодцы. Урок окончен, до свидания.