В то время, как образовательное и воспитательное значение литературы, музыки, изобразительного искусства давно признано педагогами, и поэтому эти предметы занимают устойчивое место в школьных программах, театральное искусство детей еще не получило сколько-нибудь значительного признания. Ни теоретики, ни практики педагогики не считали уместным введение театра в образовательный курс, у драматического искусства нет устойчивого положения в школе, ведь часто увлечение театром принимает карикатурные формы.
Но вряд ли сегодня стоит кому-то доказывать, что театр в школе необходим, что его воспитательное, образовательное, социальное воздействие на каждого конкретного ученика, безусловно, не приносит ничего, кроме пользы.
Выбирая для исполнения добротные тексты из достойных уважения произведений, у детей развивается эстетический вкус, умение работать с книгой. Кроме того, каждому исполнителю интересно хоть на время перевоплотиться в своего персонажа, пожить его мыслями и чувствами, а это обогащает человека нравственно. Да и упорная работа над собой приносит свои плоды.
Нецелесообразно создавать студию для какого-то определенного возраста.
Это общешкольное дело. Возрастной состав должен быть определен конкретным материалом, взятым для программы спектакля или композиции.
Часто в пьесах, инсценировках для школьного возраста нужны исполнители и младшего, и старшего звена. Словом, решение этого вопроса зависит от того, над чем будут работать ребята.
Объединение ребят, обладающими разными способностями, умениями и навыками, непременно создаст творческую атмосферу, которая так необходима при синтетическом характере театрального искусства. Кроме того, это дает возможность с самого начала распределить обязанности: кто хорошо рисует, тот делает эскизы декораций и костюмов; у кого умелые руки – создает по этим эскизам необходимые детали оформления; кто умеет шить – займется костюмами; музыканты подберут и разучат музыкальные произведения.
Программа театральной студии может быть рассчитана на один год или на несколько лет обучения. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа.
Некоторое время отводится на индивидуальные занятия, на которых решаются проблемы индивидуального порядка, возникающие у детей в процессе обучения.
Вариативность и гибкость материала программы позволяет учесть интересы детей сегодняшнего дня.
Цель программы: вырастить ребенка хорошим зрителем, внимательным к чужому творчеству, к себе, к другим людям, чтобы позитивный опыт стал источником жизненных сил.
Задачи:
– обучение выразительному чтению, пластики движения;
– приобщение к искусствоведческим знаниям, привитие литературного вкуса в процессе ознакомления с произведениями;
– развитие аналитического мышления, способности к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром, освоения информации по истории театрального искусства;
– развитие трудолюбия, коллективизма и ответственности;
– формирование нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе.
Содержание программы.
1. Вводное занятие. Знакомство с ребятами. Выявление их возможностей для распределения обязанностей, ролей. Беседа о театре. Простейшие упражнения и игры.
2. Читка материала. Его разбор и обсуждение. Упражнения. Выявление идеи, определение “сверхзадачи” (во имя чего ставить пьесу, отрывок и т.п.). разбор по событиям. Определение главных и второстепенных событий. Анализ поступков и поведения героев. Задачи по оформлению.
3. Работа над текстом. Читка по ролям. Упражнения. Активное отношение к тексту. Стремление сделать его “своим”. Анализ взаимоотношения действующих лиц.
4. Работа над текстом. Словесное действие. Упражнения. Воздействие текстом на партнеров. Каждая фраза – активное действие: убедить, обвинить, оправдать, защитить и т. д
5. Общение. Взаимодействие. Импровизация. Этюды. Слушать партнера, стараться его понять, оценить его слова и поведение. Воздействовать на него в заданном направлении: убеждать, ругать, хвалить, призывать, требовать и т п. дать возможность исполнителям подвигаться, сочетая словесное действие с физическим.
6. Мизансценирование. Этюды. Знакомство с эскизами декораций, их обсуждение. Репетиция с учетом будущего оформления.
7. Репетиция в выгородке. Работа с оформлением. Овладение сценическим пространством. Уточнение и укрепление мизансцен. Уточнение соответствия текста и физического действия. Освоение элементов оформления, реквизита.
8. Прогоны. Замечания. Репетиция со всеми готовыми элементами оформления. Прогон без остановки пьесы, отрывков (генеральная репетиция). Обсуждения, замечания. Доработка отдельных сцен.
9. Подготовка к показу. Показ спектакля зрителю. Подготовка к показу. Монтировка декораций, проверка готовности всех компонентов, музыки, света, костюмов, реквизита. Прогон. За 20–15 минут до начала спектакля сделать перерыв, отдохнуть.
Рекомендуемая литература.
- Михайлов А.Я. Театр в эстетическом воспитании школьников среднего звена. – М ., 1998г.
- Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М., 1999г.
- Ремез О. Ваш первый спектакль. – М., 1997г.
- Рубина Ю.И. Театр и подросток. – М, 1996г.
- Шильгави В.П. Начнем с игры. – М., 1980г.
- Юзовский Ю. Зачем люди ходят в театр. – М., 1964г.
- Журналы “Воспитание школьников”, “Классный руководитель” и другие.