Лесные подарки

Разделы: Организация школьной библиотеки


Оформление зала:

На заднике изображено пшеничное поле, солнышко с расходящимися от него лучиками, облака. Слева от центра – домик, перед домиком оформлена комната: кроватка со свалившимся одеялом, стульчик, разбросаны вещи и игрушки. Справа от центра – куст орешника, небольшая полянка и яблонька, куст рябины.

Оборудование:

  • портрет и выставка книг Л.Ф. Воронковой
  • костюмы Кота, Петушка, Воробышков-2 шт., стена домика с окошком, кроватка, стульчик, кроватка для куклы с куклой для инсценировки рассказа “Маша-растеряша”
  • атрибуты для игр:
    – игра “Собери яблоки” – 40 штук “яблок”, вырезанных из картона, в верхней части которых отверстие для навешивания их на “яблоньку”. Бутафорская “Яблонька” с гвоздиками, на которые должны навешиваться “яблоки”. 2 корзинки.
    – игра “Колоски” – 20 штук “колосков”, веревочка – 2 шт.
    – игра “Лесные подарки” – 20 съедобных “грибов” и 10 мухоморов. Куст “орешника”, 30 штук “орехов”. Куст “рябины”, 10 веточек “рябины”. 2 корзинки.
    – игра “Рябиновое бусы” – 30 штук “ягод” рябины, 2 тесемки для бус.
    – игра “Собери урожай” – 20 штук “помидоров”, 20 штук “огурцов”, 20 штук “репы”, 6 маленьких корзинок.
  • Магнитофон с аудиокассетами – записи веселых детских песен для проведения игр.

Предварительная работа:

  1. Чтение детям рассказов Л.Ф. Воронковой “Маша-растеряша”, “Грушевое яблочко”, “На дальнем поле”, “Лесные подарки”, “Как Демушка Снежка угощал”.
  2. Подготовка с детьми инсценировки рассказа “Маша-растеряша”.
  3. Приобретение мелких призов для награждения победителей в играх.

Ход мероприятия

Ведущий.

Вот и кончены наши заботы –
Спит задача, закрыта тетрадь.
Руки тянутся к книге. Но что ты
Будешь сегодня читать?
Хочешь в дальние синие страны,
В пенье вьюги, в тропический зной
Поведут нас с тобою капитаны,
На штурвал, налегая резной?
(В. Рождественский.. Над книгой)

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! На нашей встрече сегодня мы с вами будем говорить о произведениях Любови Федоровны Воронковой.

В зал входит девочка.

Девочка Женечка. Здравствуйте! А что это вы тут делаете?

Ведущий. Мы вообще-то с ребятами собрались поиграть. Скажи, пожалуйста, как тебя зовут, и что ты хотела?

Девочка Женечка. Зовут меня Женя. Я сидела дома и скучала, вот мама меня и отправила в библиотеку за книжкой. А вы тут играть собрались. Здорово! Я тоже хочу поиграть. А во что вы будете играть?

Ведущий. А мы с ребятами сегодня познакомимся с детской писательницей Любовью Федоровной Воронковой…

Девочка Женечка. Ну вот, а говорили, что будете играть!

Ведущий. Чтобы играть, нам нужно заглянуть в волшебный мир произведений, которые Любовь Федоровна написала для таких ребят как ты и наши ребята. И прежде чем мы отправимся в этот волшебный мир, давайте немного познакомимся с самой писательницей.

Любовь Федоровна Воронкова родилась в Москве в семье бедных крестьян, которые приехали в столицу на заработки. Образование будущая писательница получила по тем временам достаточное: сначала окончила начальное городское училище, а после революции – школу-семилетку. В 1920-е годы занималась журналистикой: работала в детском журнале “Пионер” и, в то же время, Воронкова стала сочинять рассказы, историко-приключенческие повести, киносценарии и пьесы. В 1940 году в Детском издательстве вышли две ее книги – маленькие повести “Летом” и “Шурка”, которые и открыли писательнице путь в детскую литературу.

Во всех своих произведениях, которые написаны про детей и для детей, Любовь Федоровна сочувствует детям, старается подбодрить и утешить их.

Девочка Женечка (дергает за рукав Ведущего). Скажите, а когда мы уже отправимся в этот волшебный мир, так уже хочется поиграть!

Ведущий. Какая же ты нетерпеливая, Женечка! Волшебство начинается. Ребята, давайте возьмем наши с вами волшебные бинокли (соединяем пальцы рук и получаем воображаемые бинокли) и всмотримся вдаль. И что же мы с вами там увидели? Яблоньку… Лес, деревья, кусты орешника…Колхозное поле… Комнатка, кошка на стуле, разбросано все, раскидано, девочка спит. Да это картинки из рассказов Воронковой! Давайте, ребята, полистаем странички одной из книжек “Маша-растеряша”.

Инсценируем рассказ “Маша-растеряша”.

Вот теперь и поиграем, Женечка. Помоги мне, пожалуйста. Игра так и называется “Маша-растеряша”

Игра.

Вызываем 5 человек. Снимаем обувь, перепутываем ее, по команде – дети начинают искать свою обувь, и кто быстрее найдет и оденет ее, тот и победитель.

Ведущий. Воронкова много писала о деревенских ребятишках и их жизни. Героями целого цикла рассказов стали деревенские ребята Таня, Аленка и Демушка.

И прежде чем мы дальше будем листать странички произведений Воронковой, давайте сначала поиграем в такую игру, которая называется “Лес – сад – огород”. Лес – хлопаем, сад – топаем, огород – хлопаем и топаем.

Ведущий проводит игру, произнося слова вразброс.

Лес – орехи, ежик, ягоды, заяц, грибы, лиса.

Сад – яблоня, груша, персик, вишня, слива.

Огород – репка, помидор, огурец, пугало огородное, лук.

Далее краткий пересказ Ведущего “Грушевое яблочко”. Обсуждаем, как повели себя герои этого рассказа, подчеркиваем положительное в нем. Затем проводим игру “Собери яблоки”. На бутафорской яблоне прикреплены вырезанные бумажные яблоки. Двум игрокам вручаются корзинки. Кто из них больше яблок соберет, пока звучит музыка, тот и победитель.

Ведущий. А теперь, ребята, вспомним с вами рассказ “На дальнем поле”.

После обсуждения этого рассказа проводится игра “Колоски”.

Игра.

Приглашаются две команды по пять человек, в “поле” остались не убранными по десять “колосков” для каждой команды. Задание заключается в том, чтобы убрать по одному “колоску” эстафетным способом и завязать все десять “колосков” в “сноп”. Побеждает тот – кто первый выполнит задание.

Ведущий. Лес – наше богатство. В разное время года он по-своему красив. Вспомните, как замечательны наши березки в белоснежных кружевах зимой и как прекрасны они весной, когда появляются первые зеленые листочки. Как летом пьянит нас лес своим многоцветьем трав и лесных ароматов, и как осенью ослепляет богатым разнообразием осенних красок. Наша природа не только красива, но и необыкновенно щедра. Давайте вспомним рассказ Воронковой “Лесные подарки”.

После обсуждения рассказа проводим игру “Лесные подарки”.

Игра.

Пошли две подружки в лес за грибами. “Грибы” в лесу “растут” съедобные и мухоморы – набрали “грибов”. Возвращаясь из леса, наткнулись на “куст орешника” – “орехов” набрали. А возле дороги, совсем уже рядом с домом, “куст рябины” с крупными зонтиками ярких оранжевых ягод “растет”. Нарвали “рябины” да домой побежали.

В игру вступают две пары “подружек” с одной корзинкой. Игровые поля – “грибная поляна”, “куст орешника” и “куст рябины” – для обеих пар общие. Побеждает та пара, которая наберет больше съедобных “грибов”, “орехов” и зонтиков “рябины”. За каждый мухомор минус одно очко.

Игра “Рябиновые бусы”.

Пришли подружки домой, посмотрели, как красивы крупные ярко-оранжевые ягоды рябины, и решили они из них бусы собрать. Задание: из “ягод” бусы собрать. Два игрока, каждому по 15 штук “бусин” и тесемка для бус. Побеждает тот, кто быстрее наденет “бусины” на тесемку.

Ведущий. Ребята, вы заметили, как легко можно придумать игры, прочитав книжки Любовь Федоровны Воронковой?

Девочка Женечка. А можно я сама придумаю игру по какому-нибудь рассказу Воронковой?

Ведущий. Конечно, Женечка, я думаю, тебе стоит попробовать это сделать. Я думаю, что рассказ “Как Демушка Снежка угощал” подойдет для игры “Собери урожай”.

Женечка просит ребят кратко пересказать ей рассказ, обсуждает его с ребятами и проводит игру.

Задание: две команды “убирают” урожай “овощей”. Количество человек в команде зависит от того, сколько грядок в “огороде”. Например: в “огороде” три “грядки”– с помидорами, огурцами, репой. Значит – в каждой команде по три игрока, количество “овощей” для каждой команды равное. По команде Ведущего первые игроки бегут до “грядки” с помидорами и собирают помидоры. Вторые игроки вступают в игру только тогда, когда первые игроки вернутся на исходную позицию. Они бегут до “грядки” с огурцами и собирают их. Третьи игроки собирают репу. Выигрывает та команда, которая быстрее всех закончила уборку урожая.

Ведущий. Ну, что, Женечка, понравилось тебе играть!

Девочка Женечка. Да, очень! Теперь я знаю, какую книжку возьму почитать и точно знаю, что скучать мне не придется.

Ведущий. Не только играть в интересные игры учат произведения Любовь Федоровны, они учат еще ценить такие замечательные качества как товарищество, взаимопомощь, трудолюбие, уважение к старшим, любовь к родному краю и ко всему живому. А чтобы узнать еще много интересного из жизни героев книг Воронковой, вы можете взять эти книги в библиотеке и продолжить свое знакомство.

Девочка Женечка. А можно, я ребятам прочту стихотворение.

Ведущий. Конечно, можно.

Девочка Женечка.

Хорошая книга, мой спутник,
мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично проводим
И наш разговор потихоньку ведем
Я слышу тебя, я иду за тобой,
Я к морю спускаюсь и вижу прибой.
С тобою дорога моя далека
В любую страну и в любые века.
Ты мне говоришь про дела
смельчаков,
Про злобных врагов и смешных
чудаков,
Про тайны Земли и движенья планет.
С тобой ничего непонятного нет.

Ведущий. Молодец, Женечка. Очень хорошее стихотворение ты рассказала. Хорошая книга каждому из вас, ребята, может быть хорошим другом. А в нашей библиотеке вы сможете приобрести себе много друзей. До новых встреч в книжкином доме, дорогие друзья!

Девочка Женечка. Пока! До новых встреч!