Прощание с АБВГДейкой

Разделы: Работа с дошкольниками


Сцена украшена шарами, буквами, цифрами, цветами. На сцене стоит трон. Звучит музыка на школьную тему. Дети входят в зал, садятся на сиденья. Музыка смолкает, на сцене появляется королева Азбука.

Азбука (с пафосом). Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Разрешите мне поприветствовать вас в своем королевстве в этот торжественный и праздничный майский день! Сегодня... (ее перебивают, входя в зал, Незнайка и Знайка).

Незнайка.

Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!

Знайка. Здравствуйте, ребята! Вы такие нарядные – наверное, у вас сегодня праздник?

Азбука. Да, у нас сегодня праздник...

Знайка. Ой, простите, пожалуйста! Мы пришли без приглашения и так ворвались…

Азбука. Ничего страшного. Гостям мы всегда рады...

Незнайка (перебивая). Ну, это же замечательно – праздник! (потирает руки) Праздник – это всегда замечательно!

Знайка. Незнайка, перебивать старших не прилично.

Незнайка. Ой, кто это здесь старший-то? Ты что ли? Ой, уморил! Старший!

Знайка. Прекрати сейчас же поясничать! Старший, конечно же, не я, а вот эта уважаемая госпожа. И, если я не ошибаюсь, то перед нами ее величество королева Азбука.

Азбука. Совершенно верно, молодой человек, перед вами действительно ее величество королева Азбука. С кем имею честь разговаривать? Ребята, быть может, вы мне поможете ответить кто эти милые человечки? Герои какой сказки прибыли к нам на праздник?

Дети отвечают, что это Знайка и Незнайка, герои сказки Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей".

Ну, что ж, я хочу сегодня поприветствовать в своем королевстве в этот торжественный и праздничный майский день и ребят, и уважаемых взрослых, и наших гостей и начать наш праздник... (ее снова перебивает, высовываясь из-за кулисы, старуха Шапокляк)

Шапокляк. Что я слышу? Праздник! Здесь будет праздник! И без меня? Без меня – милейшей, добрейшей, скромнейшей старушечки Шапокляк? Это меня-то, ту, что весь год шла с вами рука об руку, забыли? Ну, Лариска, мы устроим им здесь праздничек!

Азбука. Бабушка, что ж вы так разнервничались? ...Будьте нашей гостьей!

Шапокляк.

Бабушка? Какая я вам бабушка? Ну, это уже совсем никуда не годится. Я еще очень молоденькая старушка (кокетливо поправляет шляпку), позвольте полюбопытствовать, по какому случаю сбор, ть-ф-фу, праздник?

Азбука. Еще совсем недавно был сентябрь, и ребята впервые переступили порог "АБВГДЕЙКи" детско-юношеского центра, прошло совсем немного времени, а они уже могут прочитать такие слова, как МАМА, ШКОЛА, РОДИНА. Все буквы, с которыми ребята познакомились на занятиях – мои подданные. Мы все жители волшебного королевства Буквария. А еще ребята научились считать, рисовать и еще многому, чего они не умели раньше. Сегодня они пришли попрощаться с нами и отправиться в далекое путешествие в страну Знаний.

Шапокляк. Ясненько! Значит, они уйдут, и я останусь без мальчишек – драчунишек. Это значит, мне некому будет подсказывать неправильные ответы на занятиях? И не будет девчонок с косичками, за которые я дергала? Ничего себе праздничек: они уйдут, и я умру со скуки. Нет-нет, они еще совершенно не готовы отправиться в страну Знаний!

Знайка. Что вы, уважаемая, посмотрите какие дети все нарядные и красивые, а главное – умные и сообразительные.

Азбука. И сейчас мы посмотрим, как они подготовились к этому нелегкому и дальнему путешествию.

Незнайка. А, кстати, кто-нибудь знает, откуда взялось имя Азбука? Ну, Букварь понятно, в нем буквы. А Азбука? Прислушайтесь, какое красивое имя! Так что же оно означает?

Дети отвечают. Если не отвечают, то отвечает Знайка.

Знайка. Давным-давно алфавит у наших предков открывала буква А и называлась она тогда иначе – АЗ. Вторая буква, так похожая на современную Б, называлась БУКИ.

Незнайка. АЗ и БУКИ – вот и получилось – АЗБУКА.

Азбука. Совершенно верно! Моя королевская дружина – все 33 буквы – будут сопровождать вас дальше, когда вы отправитесь в путешествие в мир книг, а ведь книга – это самое замечательное чудо на свете.

Знайка. В ней так много всего прячется, в нее смотрят, а из нее сказки бегут!

Незнайка. Бегут? Сказки бегут? Как это?

Азбука. Да, Незнайка, бегут. Сам подумай. Берешь в руки книгу, на ее страницах напечатаны буквы. Точки – крючечки – а мы знаем, что это точки и запятые. Штучки-закорючки – это восклицательный и вопросительный знаки. Ваши глаза смотрят в книгу, и вдруг начинается удивительное волшебство: перед вами оживают разные приключения. Люди, незнакомые вам до сих пор, говорят с вами, рассказывают о себе, они зовут вас туда, где вам не приходилось бывать никогда.

Знайка. Да-а, нет на свете чуда удивительнее, чем книга!

Азбука. Так вот, моя королевская дружина никогда не покинет вас и поможет вам в трудную минуту, но при одном условии: всю дружину вы должны помнить по именам!

Знайка. Правильно! Сейчас проведем перекличку – по очереди будем называть все буквы алфавита. Если назовем правильно, то буквы оживут и обязательно отзовутся.

Азбука. Итак, объявляем путешествие по алфавиту.

Незнайка. Я придумал, как мы его назовем! "Живая буква".

Азбука. Назовем первую букву!

Дети. А!

Буква А (вставая с места).

Абрикос, арбуз, айва – очень сладкие слова и все на букву А.

Далее называются и представляются все буквы алфавита.

Примечание: “Буквами” выступают дети.

Буква Б. Букве Б и страх неведом – бой, барабан, боец, победа!

В. Ветер воет в чистом поле, волком воет он на воле.

Г. Гриб растет среди дорожки– голова на тонкой ножке.

Д. Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом!

Е, Е. Ель на ежика похожа, еж в иголках, елка – тоже.

Ж. Жук упал и встать не может, ждет он – кто ему поможет.

З. В звезде найдешь ты букву З, и в золоте, и в грозе, алмазе, бирюзе, заре, земле, морозе.

И. Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели.

Й. Йод ребенок знает каждый, йодом врач нам раны мажет.

К. Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

Л. Лодки по морю плывут, люди веслами гребут.

М. Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел.

Н. На коне наездник мчит – настоящий он джигит!

О. Ослик был сегодня зол, он узнал ,что он – осел!

П. Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха!

Р. Роет землю серый крот – разоряет огород.

С. Спит спокойно старый слон, стоя спать не может он.

Т. Таракан живет за печкой, то-то теплое местечко.

У. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

Ф. Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле.

Х. Ходит по лесу хорек, хищный маленький зверек.

Ц. Цапля важная, носатая, целый день стоит , как статуя.

Ч. Часовщик, прищурив глаз, чистит часики для нас.

Ш. Шалуны, прибавьте шагу! Скорей несите мушкетеру шпагу!

Щ. Щеголь щетку уважает, щеткой пыль он очищает.

Ъ, Ь (вместе).

Мягкий знак живет беспечно –
Он без кепки ходит вечно,
А упрямый твердый знак
Кепку носит только так. (Поворачивает кепку с длинным козырьком назад.)

Э. Экскаватор землю роет, это детям школу строят.

Ю. Юнга – будущий матрос – южных рыбок нам привез.

Все это время Шапокляк пыталась сбить детей с толку, она крадет букву Я и прячется с ней за кулисы.

Азбука. Ребята, у нас не хватает одной буквы. Куда же она делась? Ведь без нее вы не сможете отправиться дальше.

Незнайка. Я, кажется, догадался, чьи это проделки (убегает за кулисы)

Знайка. Конечно же, это Шапокляк. Ребята, а давайте громко позовем украденную букву, поможем Незнайке вернуть ее.

За кулисами слышится возня, затем появляется Незнайка, он тащит за руку букву Я, а Шапокляк ее не отпускает.

Дети (хором). Буква Я!

Шапокляк выпускает букву.

Я. Вы запомнили, друзья, Я в алфавите – последняя!

Азбука. Я очень рада, ребята, что вы так хорошо запомнили все буквы.

Знайка. Отныне и навсегда они ваши друзья и помощники!

Шапокляк. Подумаешь, буковки они выучили, ну и что?

Незнайка. А из букв ребята могут складывать слоги.

Шапокляк. Ты-то откуда такой умненький, а? Тебя ведь Незнайкой зовут, значит, ты ничего не знаешь! Ты, наверное, и книг-то не читал?

Незнайка. Это я-то не читал?

(Поет песню.)

Кто сказал такую бяку: " Не читал Незнайка книг"?
Это враки, просто враки, заявляю напрямик!
Я читаю без запинки, десять тысяч книжек в год;
От картинки до картинки, а потом наоборот! Вот!

Шапокляк. Ха-ха! Читает без запинки по картинкам! Так-то читать и я могу. Хвастун ты редкий! А мне это нравится, давай вместе пакости делать.

Знайка. Вот уж нет. Незнайка пришел сюда посмотреть чему ребята за год научились, а не пакости с тобой строить.

Незнайка. Я тоже всему научусь и буквы в слоги складывать, а слоги – в слова. А из слов – предложения.

Азбука. Конечно, Незнайка, всему надо и можно научиться, если захотеть. А теперь настала пора поиграть в слова.

Знайка.

Если слоги станут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе: ТЫКВА.
СО и ВА, итак, СОВА.

Незнайка.

МИ-ЛА МЫ-ЛА РУ-КИ МЫ-ЛОМ,
МА-ША КА-ШУ ВА-РИТ НАМ.
Чтоб скорей и легче было
Все читайте по слогам.
Соединяем мы два слова –
И предложение – готово.

Шапокляк подошла к столику и перепутала все, заготовленные, слова.

Азбука. Шапокляк перепутала все слова и нам нужно составить из них предложения.

Проводит игру “Перепутанные слова”. На листах бумаги написаны слова (2 комплекта): гремел, светило, гром, журчали, солнце, ручьи. Приглашаются два учащихся. Задание: кто вперед разберется со словами и правильно составит предложения, тот победил.

Знайка. Ребята, за этот год вы не только познакомились с буквами, слогами, словами и предложениями, но побывали и в царстве Математики, где узнали цифры, научились их складывать и вычитать.

Незнайка.

В царство Математики
Нелегко найти пути.
По дороге из квадратиков
Надо будет вам пройти.

На полу выложена дорожка из различных геометрических фигур. Приглашаются ребята, которые должны выполнить следующее задание: сосчитать, сколько каких фигур – прямоугольных, четырехугольных, треугольных – выложено на дорожке.

Азбука. А теперь вспомним занятия по рисованию: превратите заданные геометрические фигуры в рисунки. Например, круг – в цветок, рожицу, воздушный шарик и т.д.

На переносной доске прикреплены листы бумаги с изображенными геометрическими фигурами. Приглашаются дети по количеству приготовленных заготовок, которые выполняют задание. Побеждает тот, кто вперед выполнит это задание.

Знайка. А я вам, ребята, предлагаю вспомнить занятия по бумагопластике и тоже поиграть

Проводится эстафета “Сложи самолетик”. Во время проведения игр Шапокляк все время пытается мешать детям, подсказывает неправильные решения, ответы и т.д. Приглашаются две команды по пять человек. Напротив команд на расстоянии трех метров стоят стулья, на которых лежат по листку бумаги. По команде Знайки первые игроки бегут до стула, сворачивают лист, выполняя первую операцию, чтобы сложить самолетик, затем возвращается обратно, затем второй игрок выполняет вторую операцию и т.д. пока последний игрок не закончит слаживать самолетик. Побеждает та команда, которая быстрее и качественнее сложит самолетик.

Азбука. Ну, что ребята, испытания вы прошли достойно и сейчас для вас прозвучит школьный звонок...

Шапокляк. А вот и не прозвучит, не прозвучит! Потому что я его украла, а в школе без него не обойтись! Так что ребята останутся здесь. Мы с ними целый год бок о бок жили, я их люблю, мне без них скучно будет, я никуда их не отпущу!

Незнайка. А ну, отдай сейчас же звонок! Кому говорю! Ребята в школу хотят, отдай звонок!

Шапокляк. Хулиган! Как ты можешь на меня так кричать, ведь я самая несчастненькая, самая грустненькая старушка Шапокляк!

Знайка. Уважаемая Шапокляк, а ведь ребята в школу хотят пойти. Правда, ребята! Ведь они уже выросли.

Шапокляк. Ничего они не выросли, а подросли только немного. Не отдам звонок!

Незнайка. Вот так случай! Что же делать?

Азбука. Ребята, а давайте песенку споем, а Шапокляк послушает.

Дети поют песню В. Шаинского "Чему учат в школе".

Шапокляк. Ну и что? Поют они хорошо. Вот и пусть остаются, нечего им в школе делать! Мне же скучно будет!

Знайка. Это вы совершенно зря переживаете. Уйдут эти дети в школу, пройдет лето, наступит сентябрь и сюда снова придут учиться новые ребята, вот и будут у вас новые друзья.

Шапокляк. А вы не обманываете? Ребята, правда, осенью придут?

Азбука. Конечно! А сейчас верните, пожалуйста, звонок.

Шапокляк. Так нечестно! Что ж, я вам так просто звонок должна отдать? Пусть они его выиграют. Я ребятам испытание придумала, посмотрю, как они готовы к школе.

Проводится игра "Собери портфель".

Спасибо вам, ребята. Я решила вернуть вам звонок, но звонить в него пока не стану, ведь впереди еще лето. А звонок прозвучит для вас первого сентября.

Азбука. Ну, что ж ребята, все испытания вы прошли с успехом, и теперь разрешите нам вручить вам дипломы об окончании "АБВГДЕЙКи". (Вручение дипломов)

Незнайка. А я предлагаю для всех ребят, для Шапокляк, для педагогов сделать на память фотографию.

Все участники фотографируются на память вместе с детьми.