Цель:
- выявить особенности взаимоотношений между родителями и детьми;
- способствовать повышению педагогической культуры родителей.
Предварительная работа:
- создание презентации;
- изготовление приглашений каждой семье;
- анкетирование детей;
- подготовка выставки нормативно – правовых актов и книг для родителей о воспитании;
- оформление выставки рисунков на тему: “Моя семья”.
– Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада, что вы нашли время прийти на родительское собрание.
Чтобы создать настрой на плодотворную работу, предлагаю провести небольшую работу. Для этого нужно взять листок бумаги, ручку. В левом углу в столбик написать какое-то качество своего характера или внешние данные, которые относятся к вам.
– Вот видите, практически все мы оцениваем себя с положительной стороны. А у каждого из нас есть свои минусы, на них мы закрываем глаза. Так не должно быть. Каждый человек на протяжении своей жизни должен работать над собой, постоянно совершенствоваться. Особенно это касается родителей, которые ответственны не только за свою жизнь, но и за жизнь своих детей.
И тема нашего сегодняшнего собрания: “Ответственность родителей в формировании личности ребенка”.
К сожалению, в наше время существует тенденция такого мнения: отдали ребенка в школу, пусть его там воспитывают. Конечно, школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
В 2002 и 2007 году был проведен опросник Левадо – Центром среди населения и получили следующие результаты:
“Как вы считаете, за последние 5 лет семейные отношения в большинстве случаев улучшились или ухудшились?”
“Улучшились” – “Ухудшились” – |
2000г |
2007г |
Поэтому ежедневно:
- 1288 детей остаются без одного из родителей;
- 30 малышей передаются в дом младенца (ребенка);
- 132 – под опеку и усыновление.
… в результате распада семьи.
– Кто может сказать с уверенностью, что никогда не совершал ошибок, воспитывая ребенка? Совершал, но осознав их, приложил все усилия, чтобы исправиться?
– Наш взгляд, от кого в большей мере зависит воспитание?
– В первую очередь за воспитание ребенка отвечают и отец, и мать, те, кто дал ему жизнь. Они задаются вопросом, как вырастить ребенка здоровым, жизнерадостным, выносливым? Как воспитать ребенка, чтобы вырос настоящий человек с большим, благородным сердцем? Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, опытом жизни и расскажите, как вы решаете эти вопросы.
– Современная российская семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это связано с увеличением малообеспеченных семей, с факторами, ухудшающими здоровье населения, с изменением традиционных ролей в семье, особенно роли женщины, с ростом количества неполных семей. Особенно осложнен процесс воспитания в семьях, где бытуют пьянство, иждивенчество, родители ведут полукриминальный образ жизни.
В нормативно – правовой литературе неоднократно указывается, что ответственность родителей очень велика.
(Конституция РФ – ч. 2, ст. 38, Семейный Кодекс – гл.2, ст. 63, 65, Уголовный Кодекс – ст. 56. ). Но, несмотря на это, как показывает практика, родители нарушают права детей.
– Вопрос для обсуждения: кто виноват, что многие наши дети растут без любви, в окружении жестокости и унижения?
Как быть с такими родителями? Что делать с детьми?
– Вот видите, очень трудно найти верный вариант даже нам, взрослым. А представьте, что чувствуют дети, какие раны появляются в их душе!
Каждый родитель должен помнить:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутсва люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каятся потом.
С.Брандт
– Какую роль играют любовь и ласка для детей? Важно ли материальное благополучие?
– Готовясь к родительскому собранию, с детьми был проведен тест “Моя семья”, результаты которого следующие:…
– Эту же анкету я предлагаю вам, чтобы вы ответили с точки зрения ребенка. После сравнения ответов вы сделаете для себя выводы.
Заключительная часть.
– По данной проблеме можно говорить бесконечно. И в завершении нашего общения предлагаю вам задание: выдвинете заповеди по воспитанию ребенка, которые будут вашими помощниками в решении вопросов воспитания детей.
– Обратите внимание на мудрые слова Януша Корчака, пусть они найдут место в ваших сердцах: “Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают всю жизнь”.
– Спасибо за внимание, активное участие, до свидания!
Вопросы анкеты для детей “Я и моя семья”
(Варианты ответов: практически всегда, иногда, почти никогда.)
- Родители всегда меня во всем поддерживают.
- У нас бывают разногласия, даже ссоры.
- Мне бывает трудно дома.
- Родители предъявляют ко мне много слишком высокие требования в учебе.
- Меня во многом ограничивают.
- Родители всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь из одежды, с другими моими нуждами.
- Мне дают карманные деньги.
- Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
- У нас дома бывают одноклассники, друзья.
- Родители заняты только собой.