Вот уже который год подряд педагогическая общественность говорит о необходимости работы по технологии разноуровневого обучения на ступенях средней школы. Накоплен немалый опыт по проблеме дифференцированного обучения. Поистине новатором является И.Г. Песталоцци, он развил положение прогрессивной педагогике о факторах формирования личности и гармоничного развития всех сил и способностей человека. И.Г Песталоцци имел в виду, что "развитие ребёнка должно начинаться от наипростейших элементов и двигаться к сложным". Он разработал систему расположенных в определённой последовательности упражнений, с целью привести в движение присущие природным силам человека стремление к деятельности.
И.Г.Песталоцци писал: "Обучая всех, хорошо учить каждого, при условии всестороннего развития их способностей".
Известно, эффективным является то обучение, при котором осуществляется дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности школьников. Индивидуальная форма обучения стала ныне распространённой. На неё переводятся слабые ученики, которых нужно "подгонять" и "трудные", которые с точки зрения учителей, "мешают "всем остальным. Сюда же относят тех, кто хочет ускорить процесс обучения. Одним словом - контингент неоднородный. Слабых, "трудных", больных, естественно, больше чем могущих ускорить процесс обучения, но и тех, и других в школах становится всё больше. Подобная картина наблюдается и у нас в г.Балаково Саратовской области. Найти ответ на вопрос, как помочь моим ученикам, мне помогла книга Е.С.Глобовой "Понимать детей дело интересное", - М.: Аграф, 1997 г.
В настоящее время, когда здоровье наших детей оставляет желать лучшего, учитель должен основываться на психологических характеристиках учеников.
Наблюдая за детьми на уроке и во время перемены, учитель должен учитывать особенности детей к восприятию информации. Помощь в составлении психологической карты класса, может оказать психолог школы. Учитель, имея такую карту, уже знает, как строить свою работу. Каждому ребёнку предоставляется возможность развивать в своём темпе и ритме, исходя из особенностей, заложенных в нем природой.
Технология разноуровневого обучения ломает классно - урочную схему, существенно меняет роль учителя, который из всезнающего наставника превращается в помощника и консультанта. По сравнению с традиционной системой, ориентирующейся на среднего ученика, технология разноуровневого обучения ориентирована на всех: каждый получает своё. Но это не ограничивает возможности перейти с одного уровня сложности на другой.
Целью разноуровневого обучения является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка.
Сущность профессии учителя - развивать ученика, изучать его. Учитель обязан знать способности своих учеников и их интересы. В последнее время усилился дифференцированный подход к учащимся. Учитель работает по технологии разноуровневого обучения, а администрация старается создать профильные классы, классы с углубленным изучением учебных предметов. Этому служат факультативы, кружки, элективные курсы. В прошлом учебном году вела факультатив по краеведению. В сентябре записалось десять человек, а к концу года их двадцать два, причём, ребят с разным уровнем знаний по истории. Успех факультатива объясняется тем, что каждый ученик имел возможность выбрать то, что ему интересно. Многие выбрали темы, работали с ними, подбирали материалы, а рисунки, оформления им помогали делать другие. Создалась даже литературная группа, которая подбирала литературные цитаты, стихи к теме и даже сами сочиняли стихи. Таким образом получилось несколько интересных тем, с ними ученики пошли в младшие классы, учились рассказывать перед учащимися начальных классов и очень волновались. Какая гордость была у ребят, когда малыши смотрели на яркое оформление, с интересом слушали рассказ, удивлялись и задавали вопросы. Такие темы как гербы Саратова и Балаково, обычаи народов нашего края, архитектура нашего края, археология - вызвали большой интерес учеников. Ребята сами искали интересные темы. Группа учеников взялась за поиск старинных гаданий и в кабинете истории открыли "Лавку Древностей", где каждому желающему могли погадать, ответить на вопросы. Желающие были до самого вечера. Один из мальчиков седьмого класса увлекается кулинарией, родители запретили ему думать об училище, т.к. он учится на "отлично", а на факультативе Илья подготовил интересные темы о русской кухне к народным и религиозным праздникам. И даже по рецепту сказки "Колобок" испёк колобки. Надо было видеть, как он учил нас их есть, запрещал кусать их зубами, предложил сказать своему колобку несколько ласковых слов, понюхать его, похвалить, чтобы он стал вкуснее. Даже работникам столовой полюбились смешные и вкусные его колобки. Из глубины веков идет уважение к хлебу. Нужно это воспитывать в детях и сейчас. Рецепт колобка прост: ложка муки в ладошку и немного сметаны, скатать колобок, но не жёстким, не нажимая сильно и печь в духовке. Он станет красивым, розовым, душистым. Такое занятие можно провести и во время урока на применение тем по краеведению. Ведь в кухне татар, чуваш, мордвы есть такие блюда, как колобки. Но татарская кухня применяет ещё и мёд, а чувашская соль и сахар.
При такой технологии, когда ученик сам ищет информацию, можно сформировать большой интерес к предмету. Это и есть новая инновационная технология. На уроке истории наблюдаешь, как ученик, который увлекается техникой, с увлечением рассказывает о сражениях, умеет самым первым справиться с заданием по пространственному изображению карты. А любитель литературы сочинит по теме истории стихи и с гордостью их прочитает. За годы работы накопилось много стихов учеников. Конечно, они не совершенны. Но ученики, затаив дыхание, слушают их на уроке и потом сами пробуют писать. Например, тема о Древнем Египте построена на применении стихов учеников. Есть стихи большие по объёму о географическом положении:
В северо-восточной Африке
Редко льют дожди
Большую часть года их не жди
Тянутся пустыни,
Их не обойти,
И песок и камни
На большом пути
А в восточной Африке
Протекает Нил,
Он через пороги
Тратит много сил.
И течёт он плавно,
700 километров.
В глубокой долине
Где тихо, нет ветра
От порогов, вдоль реки
До самого моря
Расположен был Египет,
Древний на просторе
(Дурыничева Ирина)
На уроках даю задания на дом по желанию написать стихи. О чём писать - это тоже выбирают ученики. Поэтому чаще пишут о том, что показалось особенно интересным.
В июне из кувшина
Льёт воду из истока Нила.
Пустыню делает он влажной,
Но Бог он прямо безобразный.
Берёт он жертвы от народа
За воду будущего года
(Забиров Рамиль)
И такие короткие стихи, но написанные самим учеником, дают ему чувство большего удовлетворения, а учителю, помогают глубже раскрыть исторический материал, оживить иллюстрации учебника. Например, по истории средних веков:
Вот книги на цепи лежат
А дети за столом сидят.
Читай и понимай всё сам,
А не поймёшь - то ты болван.
(Морозова Лена)
Здесь обратили внимание на тему: "Школа в средние века" и увидели разницу в способах преподавания. Бывает, что в стихотворении есть неточности:
Сидел в своей избушке
Крестьянин молодой.
И горевал о будущем
Он со своей женой.
А феодал богатый
Устраивал пиры,
Разбрасывал он деньги
Не зная им цены.
(Пустовойтова Елена)
На уроке объясняешь, что деньги тогда такой роли не играли, как сегодня, оброк был натуральным, только постепенно он превратился в денежный. После такого объяснения дети быстро запоминают понятие "оброк" и не путают его с денежным.
Иногда ученики сочиняют стихотворения - загадки.
Кто это?
Давным - давно, в древнем Китае
Жил - был мудрец, людьми уважаем
Для всех людей писал законы
Любовью к народу они были полны
Закон первый. Гласит он так.
(И это во все не пустяк)
Ближних люби и уважай
Стариков особо почитай
Детишек малых не обижай.
Попадёшь тогда ты в рай.
(Конфуций)
(Медведев Иван)
Думается, что даже такие несовершенные стихи помогают учителю прививать интерес к предмету, а у учеников идёт активное развитие речи. А кто увлёкся поэзией, приносят на уроки стихи разных авторов, которые можно использовать на уроке, но это уже творческая, поисковая работа. Например, по теме:"Октябрьская революция", чтобы показать остроту борьбы между большевиками и меньшевиками можно использовать стихотворение неизвестного автора, ученик выписал его работая в архиве.
"Чем хочешь будь себе свободно:
Буржуем, барином, купцом,
Нововременцем, подлецом -
Ну всем, чем душеньке, угодно
Семёновцем, прохвостом, вором
Жандармом будь, будь прокурором,
Будь палачом, будь октябристом,
По мне, хоть будь себе шпиком
Но если стал социалистом
Мой друг, не будь меньшевиком"
Уточнив, что семёновцы подавили Декабрьское вооружённое восстание, можно предложить несколько вопросов ученикам гуманитарного класса по тексту:
- Определить партийную принадлежность автора?
- Определить к какому времени относится написанная эпиграмма?
- Почему такая непримиримость у автора к меньшевикам?
- Выразить свою позицию борьбы между большевиками и меньшевиками.
Разворачивается интереснейшая дискуссия.
Применяя такие стихотворные приёмы, появляется возможность усвоить базовую информацию на различных уровнях. Кто-то просто поймёт материал и запомнит его, а другие усвоят его на уровне размышления, творчества, применения. Но у всех будет интерес к такому уроку, значит, ученики проявят активность в усвоении знаний. Таким образом, цель учителя - это индивидуализация на уроке, а достигается она через такое средство как дифференциация, т.е. разделение по способностям и по интересам.
Каждый ученик должен найти своё место на уроке, чтобы он мог себя проявить.
Принципы технологии разноуровневого обучения предусматривают всеобщую талантливость детей, т.е. все талантливы по своему, принцип взаимопревосходства, т.е. всегда есть то, что ученик делает хорошо. Принцип неизбежности перемен предусматривает изменение учащегося. Задача учителя, чтобы ученик прогрессировал, а не регрессировал.