Цель урока:
- формирование у учащихся представлений о музыкальной драматургии на примере драматических образов.
- познакомить учащихся с ораторией О.Тактакишвили "По следам Шота Руставели"
- воспитание чувств патриотизма, интернационализма, любви к Родине, преданности, справедливости.
Оборудование: ф-но, проигрыватель, магнитофон, компьютер, мультимедийная установка, презентация.
Музыкальный материал: В. Мурадели песня "Бухенвальдский набат", О.Тактакишвили оратория "По следам Шота Руставели".
Ход урока
I. Вход в класс (под музыку Р.Лагидзе "Песня о Тбилиси")
На доске эпиграф к уроку
"Поэт, ты пережил века, и песне положил начало" С.Михалков
II. Приветствие, распевание.
III. Тема нашего урока: "Музыкальная драматургия".
Слайд 1
Вопрос учителя - Как вы понимаете эту тему?
Мне кажется, что слово драматургия произошло от слова "Драма". А "музыкальная драматургия" -это значит драматические события выраженные в музыке, с передачей сопутствующих этим событиям чувств : переживания, тоски, боли, утраты, отчаяния:
Вопрос учителя -Какие жизненные события мы можем отнести к драматическим?
Война, потеря близкого человека, разлука, террористические акты, катастрофы. Вопрос учителя - Какую песню мы разучивали на прошлом уроке, как она называется?
Слайд 2
Вопрос учителя О чём эта песня? "Бухенвальдский набат".Это песня об ужасах войны, о фашизме, о лагерях смерти и их узниках, безвинно замученных.
Вопрос учителя А что вы знаете о лагерях смерти?
В Германии и аккупированных ею территориях было создано фашистами много концлагерей, в которых проводились страшные опыты на взрослых и детях, многие в этих лагерях погибли от голода, инфекционных болезней и холода. Фашисты даже не тратили на узников патроны. Людей живыми сжигали в крематориях.
Вопрос учителя -Кто авторы этой песни? Расскажите историю создания этой песни.
Эту песню написали поэт Александр Соболев и композитор Вано Мурадели.
Слайд 3
Однажды по радио Александр Соболев услышал, что на деньги, собранные жителями ГДР, на территории бывшего лагеря смерти построен мемориал "Бухенвальд". Это было в 1958 году. На этом месте были установлены огромные каменные столбы, олицетворяющие узников лагеря и огромная башня, увенчанная колоколом, набат которого должен напоминать людям жертвах фашизма и войны. И, уже через несколько часов после этого сообщения, он написал:
"Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся,
строятся
в шеренгу к ряду ряд..."
А затем поэт послал эти стихи композитору Вано Мурадели.
Слайд 4
Уже через два дня Вано Ильич позвонил Соболеву по телефону и сказал: "Пишу музыку и плачу... Какие стихи!": Так появилась песня.(Слушан
Вопрос учителя -Почему плакал Вано Мурадели?
Очень драматичные стихи. Музыка и стихи задевали за живое, за струны человеческой души.
Вопрос учителя -Как в музыке композитор передал драматизм содержания?
Музыка по характеру получилась гневная, суровая.
В начале мы слышим звучание колокола. Затем речитативного характера мелодия "Люди мира на минуту, встаньте":
Своеобразный ритмический рисунок, упругий, пружинистый ритм. Монотонность, пения на одной ноте с усилением динамики "Звон плывёт, плывёт над всей землёю и гудит взволнованно эфир"- придают песне драматизм. Песня звучит как клятва. в ней выражен протест народов против войны, против оружия массового уничтожения. Фразы звучат как возгласы, как обращение, как протест.
Давайте исполним эту песню.
Стихотворение
Слайд 5
Вы думаете павшие молчат?
Конечно, да - вы скажете.
Неверно!
Они кричат,
Пока ещё стучат сердца живых
И осязают нервы:
IV. Исполнение песни "Бухенвальдский набат" В.Мурадели
(см.Текст песни) Приложение №1
-I куплет (исполнение)
Помните, через года, через века:
О тех кто уже не придёт никогда, -
Заклинаю, -
Пожалуйста, помните!
- II куплет (исполнение)
На фоне проигрыша звучат стихи
Вечная слава героям!
:Но зачем она им, эта слава, -
Мёртвым?
Для чего она им, эта слава, -
Павшим?
Это нужно - не мёртвым!
Это надо - живым! -
III куплет(исполнение)
Пожалуй песня "Бухенвальдский набат" является самой драматической песней написанной в послевоенные годы. Это песня - плакат. Песня - призыв. Песня - гимн, клячтва погибшим в застенках концлагерей.
Слайд 6
Песню написал грузинский композитор, который вложил в неё своё отношение: протест против ужасов войны.
Постепенно в сознании слушателей утвердилось словосочетание: "Мурадели. "Бухенвальдский набат"
Слайд 7-14
Вопрос учителя -А какое драматическое событие произошло совсем надавно в жизни грузинского народа на Родине Вано Мурадели?
Война в южной Юсетии. Город Цхинвал был стёрт с лица земли.
V. В Германии -фашизм, в Грузии горстка агрессоров, которые приносят людям страдания, смерть близких, боль, разрушения. Весь мир протестует против этого. Могут ли эти люди вычеркнуть из памяти народной имена великих людей этих стран, которые на этой земле создавали гуманистические, светлолюбивые произведения искусства. Ведь грузинская земля кроме Вано Мурадели, дала миру Шота Руставели
. Слайд 15
Вопрос учителя -Кто такой Шота Руставели?
Слайд 16
Грузинский поэт, жил на рубеже XII-XIII веков.
В Грузии "золотой век" На престоле прославленная своим умом и красотой царица Тамар.
Слайд 17, 18
Её государство едино и могущественно. Это было время политической мощи Грузии и расцвета лирической поэзии при пышном дворе молодой царицы..
Слайд 19
По преданию Ш.Руставели выходец из южного уголка Грузии. Биографические сведения о нём скудны и легендарны..Его имя Шота, сокращённое из Ашота. Прозвание "Руставели" поэт получил по месту своего рождения в с. Рустави.
Получил образование в академии Грузии, затем продолжил занятия в Греции в Афинах. Владел арабски3, греческим, персидским языками.
Для своего времени был глубоко образованным человеком. Знакомый с поэмами Гомера и философией Платона, богословием, персидской и арабской литературой, он впитал в себя все лучшие традиции предшествовавшей и современной ему грузинской культуры, в совершенстве овладел всеми достижениями философской и литературной мысли Сегодня научно доказано, что Шота Руставели был министром финансов при дворе царицы Тамар ( 1184-1213 г.г.)
Слайд 20
(сохранилась его подпись на одном из актов, относящемся к 1190 году).
Чем же прославился этот поэт? Безнадёжно влюблённый в свою повелительницу, Шота Руставели пишет поэмой "Витязь в тигровой шкуре." и посвящает её именно ей.
Слайд 21
Давно установлено, что в поэме Руставели изображает жизнь грузинского народа. Учёные с полной убедительностью доказали, что события и действующие лица лишь завуалированы под вымышленными именами и сюжетами. Например, поэма начинается сказанием о том, что царь Аравии, не имевший сына наследника, возвёл на престол единственную дочь, прославленную умом и красотой Тинатину. Такое событие произошло в Грузи В XII веке. Царь Георгий III, обеспокоенный, что у него нет сына наследника ещё при жизни сделал царицей свою единственную дочь Тамару. И таких совпадений в поэме очень много.
Итак, безнадёжно влюблённый в свою повелительницу Руставели всю страсть своей пылкой любви изливает на страницах своего произведения.
Вопрос учителя Так о чём же эта поэма?
Это поэма о любви.
Красной нитью проходит через всю поэму тема Любви. Шота Руставели считал, что любовь вершит с человеком чудеса.
Но ведь любить можно не только женщину. Любовь к родному отечеству, к Родине - это тоже любовь.
Ещё одна тема, которая занимает важное место в поэме - какая.
Это беззаветное служение своему Отечеству. Герои поэмы без всякого колебания готовы отдать свою жизнь за благо и счастье отечества, т.е. мы можем сказать, что это поэма о преданности человека Родине, своему народу. Герои поэмы презирают смерть, они твёрдо верят
"Лучше славная кончина, чем позорное житьё
Или
Лучше смерть, но смерть со славой
Чем позорное житьё."
Вопрос учителя Ещё какая немаловажная тема поднимается в поэме?
Тема равенства между мужчиной и женщиной.
"Дети льва равны друг другу,
Будь то львенок или львица" - говорит Руставели.
Вопрос учителя Так в чём же залог бессмертия поэмы?
Мы можем с уверенностью сказать, что залог бессмертия поэмы состоим в том, что в основе лежит идея освобождения человека от царства тьмы, рабства и угнетения. Руставели воспел идеи свободы и справедливости.
Вопрос учителя Какими словами Шота Руставели подчёркивает эту мысль?
Эту мысль он подчёркивает словами:
"Зло мгновенно в этом мире,
Неизбывна доброта".
Шота Руставели создал первое в средневековом мире глубоко гуманистическое произведение
Вопрос учителя Как вы думаете, как к этому произведению отнеслись тёмные реакционные силы?
Они злобно преследовали его, пытались уничтожить произведение. Тираж первого печатного издания поэмы был сожжен реакционным духовенством,
Слайд 22
как противное христианскому смирению сочинение светского характера. Но, несмотря ни на что, "Витязь в тигровой шкуре" победоносно прошел через века. Народ бережно и любовно хранил великое поэтическое творение. За вечную вражду с церковными властями был изгнан из родной Грузии, Последние годы жизни провёл в "Крестовом Монастыре" кончил жизнь в келье монастыря "Святого креста" в Иерусалиме.
"Лучше славная кончина,
Чем позорное житьё!"
можно сказать словами Шота Руставели.
VI. Экспедиция в монастырь святого Креста в Иерусалиме.
Слайд 23
Снаружи монастырь выглядит как старинный средневековый замок, расположен в красивой зеленой долине в западной части Иерусалима.
Слайд 24
Но монастырские окна всегда оставались закрытыми,
Слайд 25, 26
а его единственные ворота никогда не впускали посетителей.
Слайд 27
История основания и процветания этого монастыря в трудах греческого и грузинского монашества связана с Грецией и Грузией.
.Это очень древний монастырь, построен в IV веке нашей эры грузинами и служили там грузинские монахи.
Слайд 28, 29, 30
Стены монастыря украшают росписи грузинских художников и надписи на грузинском языке. Но монастырь известен не столько своими древними стенами и уникальными фресками и иконами, сколько именем своего насельника, находившегося здесь в XII веке, поэта Шота Руставели. По преданиям он провел там последние годы жизни.
Купцы, путешественники и другие посетители Монастыря Креста, описывали в своих заметках, что на с.тене видели нарисованный портрет старца с подписью "Я , Шота из Рустави, собственноручно подписал этот портрет". Вот почему в 1960 году к юбилею 800- летия великого поэта, грузинская Академия Наук снарядила в Иерусалим группу исследователей, во главе с Ираклием Абашидзе, чтобы выяснить, что же произошло с портретом великого Ш.Руставели в Крестовом Монастыре.
Слайд 31
Стена и приблизительное место на стене экспедиции были известны, но портрета не было.
Слайд 32
После тщательного изучения удалось обнаружить портрет Руставели, который, к счастью, оказался не стертым, не был поврежден и находился под толстым слоем темно-коричневой краски. Её очистили и копию привезли с собой на родину.
Слайд 33
Это фреска, с изображением коленопреклонного человека в красном плаще и надпись на старогрузинском "Руставели".
Слайд 34
О научной деятельности экспедиции поэт И.Абашидзе написал в книге "Палестинский дневник", которая вышла в 1967 году и цикле стихотворений "По следам Руставели".
Слайд 35
А Грузинский композитор Отар Тактакишвили написал по этим стихам музыкальное произведение для хора в жанре Оратории
Слайд 36, 37
ОРАТОРИЯ, крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы.
Оратория.- воспевание, хвала легендарному поэту Грузии и рассказ о трагической его судьбе.Добавьте описание
VII. Мы сейчас с вами прослушаем фрагмент музыки, где автор попытался передать самый трагический момент жизни великого поэта, - последние дни, минуты жизни. Обратите внимание на вступление, характер, состав исполнителей.
(Слушание музыки фрагмнент из оратории О.тактакишвили "Сегодня умер Руставели..")
Слайд 38
"В это утро ушел большой поэт,
Вечной мудрости он оставил след.." Драматизм прослеживается уже в стихах.
Слайд 39"Он не пил, не ел, лишь в окно смотрел: Там с последней надеждою, Видел он горы снежные,
Слайд 40
Слайд 41 "Что же видел он, что искал в дали? Видел Грузию, видел край родной, видел Родину:" а какие слова ещё подчёркивают тоску по Родине? видел край родной:"
Вопрос учителя Как это выражено в музыке?
Трагическое звучание, низкий регистр, минор, скорбный характер, музыка, как эпическая повесть. Особенно трагична горестная реплика: Шота! Как будто весть облетела весь народ.
Вопрос учителя Кто исполняет ораторию?Во вступлении мы слышим орган, который как бы имитирует колокольный погребальный звон. Именно это звучание вводит нас в обстановку происходящих событий.
Я услышал(а) смешанный хор, был солист- бас, симфонический оркестр.
Почти всё произведение звучит в низком регистре у басов, в миноре, (темно), скорбный характер музыки, Мелодия распевная, похожая на народные, старинные песнопений.
В музыке несколько характеров: мы слышим, как великая мужественность поэта сплетается с бесконечной тоской его по Родине. Мне кажется не смерти он боится, а мучает его то, что умирает вдали от Родины: Вопрос учителя Сколько образов создал композитор?
Образ тоски по Родине и образ великой мужественности.
Слайд 42
Вопрос учителя В чём заключается музыкальная драматургия этого произведения ?
Образ великой мужественности поэта переплетается с бесконечной тоской по Родине - Мы слышим музыку уверенную, гордую, крепкую, мужественную и в то же время, -лирическую, печальную, тоскливую тихую, страдальческую.
Слайд 43
Вопрос учителя Ребята, а как вы можете объяснить эпиграф нашего урока?
Я хочу закончить сегодня наш урок словами Шота Руставели "Зло мгновенно в этом мире, Неизбывна доброта".
Слайд 44
IX. Оценки.
Попевка.
X. Выход из класса.