Цели урока:
Образовательные:
- формирование умения прибавлять число 7 разными способами;
- совершенствовать знания состава числа 7 и 10, умения решать задачи с отношениями “на…больше” и “на …меньше”;
Развивающие:
- развитие познавательной активности учащихся; умения работать дружно и сообща, развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
- совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь, эмоции; мелкую моторику кистей рук;
- развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение;
- расширение кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
- создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка;
- формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности, любознательности;
- воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях.
Оборудование:
- состав чисел 7 и 10, числа 7 и 10;
- опора “на…больше” и “на …меньше”
- сказка “Волк и семеро козлят”
- примеры.
Ход урока
1. Организационный момент.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не может подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
2. Постановка целей урока.
- Как видите, везде, в любой работе нужна очень важная наука – математика. Начнём наш урок.
- Посмотрите на доску и подумайте, какая тема нашего урока. (прибавление числа 7)
Табличка:
3. Минутка чистописания.
- Помогать нам будут два числа. Что это за числа, вы скажите мне сами.
Нуль стаёт за единицей,
Какое число появится на странице. (десять)
- Первый наш помощник – число 10. Пропишите число 10 на листочке.
На доске: Табличка “10”.
4. Актуализация опорных знаний.
- Но чтобы оно стало нашим помощником, предлагаю поиграть в игру и дополнить числа до 10. Играем по рядам, проверим, какой ряд будет отвечать дружно и правильно.
- 9 (1), 7 (3), 8(2), - 6 (4), 5 (5) 9 (1)
- Первый наш помощник готов!
На доске: опора “Состав 10”.
- Мы не зря повторили состав 10, это нам будет помогать изучать тему урока.
- Чтобы назвать следующее число – помощник, предлагаю вам вспомнить название сказки.
“Воротится коза домой, постучит в дверь и запоёт:
- Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.”
(“Волк и семеро козлят”)
- Кто написал эту сказку? (русский народ)
- Какое число встретилось в названии сказки? (семь)
- Это число нам будет тоже помогать.
На доске: табличка “7”.
- Ушла коза в лес, развеселись козлята и стали играть в прятки. В избушке 2 комнаты. Как козлята могли спрятаться в этих 2 комнатах. Для этого вспомните состав числа 7 и выполните 1 задание на листочке.
Задание 1. (каждый ученик сам выбирает задание)
Работа по группам:
Самопроверка.
- Проверьте, так ли вы выполнили задание. Если все правильно, поставьте рядом “+”.
- Теперь и второй наш помощник готов!
Физминутка.
5. Работа по теме урока.
- Ребята, у одной мамы – козы 7 козлят и у другой тоже 7 козлят. Сколько всего козлят у 2 мам?
- Как узнать? (7 +7)
- Как посчитать? (при помощи линейки, фишек, прибавить по частям)
- Вот сегодня мы и будем учиться прибавлять число 7 по частям.
Посмотрите на опору и скажите, как удобнее число прибавлять по частям. (сначала добавить до 10, а потом прибавить оставшуюся часть)
Проверка с объяснением.
- Чему учились?
- Как прибавляли число 7? (по частям)
6. Закрепление.
1) Игра “Не зевай”.
- Сейчас поиграем. На столе возьмите карточки с примерами. Я называю ответ, а вы находите пример и кладетё его на стол первым. Следующий пример кладете за ним, чтобы у вас получились вагончики.
- 15, 16 , 14. (8 +7, 9 + 7, 7 + 7)
- А теперь переверните карточки по порядку, прочитайте, какое слово получилось? (молодцы)
- Кто пришёл к избушке козы, когда она ушла в лес? (волк)
- Испугались козлятки! Ребята, давайте поможем козлятам и прогоним волка. Для этого надо быстро и правильно решить примеры, используя таблицу сложения и вычитания.
2) Игра “Кто быстрее?”
- Откройте тетрадь на с. 22 № 7.
7 + 8 =15 9 + 7 =16 7 + 7 =14 6 + 7 =13 8 + 7 = 15 0 + 7 =7
Проверка по цепочке. (15, 13, 16, 15, 14, 7)
- Как удобнее решать примеры первого столбика? (удобнее к большему числу прибавить меньшее)
- Спасибо, вы помогли спасти козлят.
Физминутка.
7. Работа с учебником.
1) Решение задачи.
- Откройте учебник с.74 задача 4.
- Прочитайте задачу.
- Сколько лет Пете? (8)
- Сколько лет Ане? (неизвестно)
- Можно узнать, сколько лет Ане? (да)
- Что сказано про Аню? (старше на 7 лет)
- Каким близким по значению словом можно заменить слово “старше”? (больше)
- Что значит “на 7 лет больше”? (столько же да еще 7)
- Сделайте рисунок к задаче.
- Как решить задачу? (8 + 7= 15)
2) Составление задачи.
- Ребята, какое слово надо изменить в задаче, чтоб она решалась вычитанием. (на 7 лет моложе)
- Решите новую задачу. Слово “моложе” каким другим словом можно заменить? (меньше)
- Что значит “на 7 лет меньше”? (столько же, только без 7)
- Как решили? (8 – 7 = 1)
- Ребята, сегодня мы учились прибавлять число 7. А для кого число 7 играет важную роль в жизни? Или с этим числом связано какое-то событие? (Путинцева Тамара – день рождения 7 августа)
- А кому в этом году исполнилось 7 лет? Кто уезжает в отпуск 7 мая?
- Есть пословица с этим числом. (Семь раз отмерь – один отрежь)
- Объясните смысл пословицы. (Не надо торопиться, надо стараться делать всё правильно)
- У радуги сколько цветов? (тоже семь)
- А вы когда-нибудь слышали про 7 чудес света?
8. Итог урока:
- Чему учились?
- Как прибавляли число 7?
- Что понравилось выполнять? Что оказалось трудным?
- Какую сказку вспомнили?
9. Самооценка своей работы.
- Оцените свою работу.
- Быстро, правильно и самостоятельно
- Правильно, но медленно
- Правильно, но с помощью других
- Быстро, но неправильно