Урок математики в 1-м классе "Прибавление числа 7"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • формирование умения прибавлять число 7 разными способами;
  • совершенствовать знания состава числа 7 и 10, умения решать задачи с отношениями “на…больше” и “на …меньше”;

Развивающие:

  • развитие познавательной активности учащихся; умения работать дружно и сообща, развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
  • совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь, эмоции; мелкую моторику кистей рук;
  • развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение;
  • расширение кругозора и словарного запаса;

Воспитательные:

  • создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка;
  • формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности, любознательности;
  • воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях.

Оборудование:

  • состав чисел 7 и 10, числа 7 и 10;
  • опора “на…больше” и “на …меньше”
  • сказка “Волк и семеро козлят”
  • примеры.

Ход урока

1. Организационный момент.

Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не может подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

2. Постановка целей урока.

- Как видите, везде, в любой работе нужна очень важная наука – математика. Начнём наш урок.

- Посмотрите на доску и подумайте, какая тема нашего урока. (прибавление числа 7)

Табличка:

3. Минутка чистописания.

- Помогать нам будут два числа. Что это за числа, вы скажите мне сами.

Нуль стаёт за единицей,

Какое число появится на странице. (десять)

- Первый наш помощник – число 10. Пропишите число 10 на листочке.

На доске: Табличка “10”.

4. Актуализация опорных знаний.

- Но чтобы оно стало нашим помощником, предлагаю поиграть в игру и дополнить числа до 10. Играем по рядам, проверим, какой ряд будет отвечать дружно и правильно.

- 9 (1), 7 (3), 8(2),
- 6 (4), 5 (5) 9 (1)

- Первый наш помощник готов!

На доске: опора “Состав 10”.

- Мы не зря повторили состав 10, это нам будет помогать изучать тему урока.

- Чтобы назвать следующее число – помощник, предлагаю вам вспомнить название сказки.

“Воротится коза домой, постучит в дверь и запоёт:

- Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.”
(“Волк и семеро козлят”)

- Кто написал эту сказку? (русский народ)

- Какое число встретилось в названии сказки? (семь)

- Это число нам будет тоже помогать.

На доске: табличка “7”.

- Ушла коза в лес, развеселись козлята и стали играть в прятки. В избушке 2 комнаты. Как козлята могли спрятаться в этих 2 комнатах. Для этого вспомните состав числа 7 и выполните 1 задание на листочке.

Задание 1. (каждый ученик сам выбирает задание)

Работа по группам:

Самопроверка.

- Проверьте, так ли вы выполнили задание. Если все правильно, поставьте рядом “+”.

- Теперь и второй наш помощник готов!

Физминутка.

5. Работа по теме урока.

- Ребята, у одной мамы – козы 7 козлят и у другой тоже 7 козлят. Сколько всего козлят у 2 мам?

- Как узнать? (7 +7)

- Как посчитать? (при помощи линейки, фишек, прибавить по частям)

- Вот сегодня мы и будем учиться прибавлять число 7 по частям.

Посмотрите на опору и скажите, как удобнее число прибавлять по частям. (сначала добавить до 10, а потом прибавить оставшуюся часть)

 

 Проверка с объяснением.

- Чему учились?

- Как прибавляли число 7? (по частям)

6. Закрепление.

1) Игра “Не зевай”.

- Сейчас поиграем. На столе возьмите карточки с примерами. Я называю ответ, а вы находите пример и кладетё его на стол первым. Следующий пример кладете за ним, чтобы у вас получились вагончики.

- 15, 16 , 14. (8 +7, 9 + 7, 7 + 7)

- А теперь переверните карточки по порядку, прочитайте, какое слово получилось? (молодцы)

- Кто пришёл к избушке козы, когда она ушла в лес? (волк)

- Испугались козлятки! Ребята, давайте поможем козлятам и прогоним волка. Для этого надо быстро и правильно решить примеры, используя таблицу сложения и вычитания.

2) Игра “Кто быстрее?”

- Откройте тетрадь на с. 22 № 7.

7 + 8 =15 9 + 7 =16 7 + 7 =14
6 + 7 =13 8 + 7 = 15 0 + 7 =7

Проверка по цепочке. (15, 13, 16, 15, 14, 7)

- Как удобнее решать примеры первого столбика? (удобнее к большему числу прибавить меньшее)

- Спасибо, вы помогли спасти козлят.

Физминутка.

7. Работа с учебником.

1) Решение задачи.

- Откройте учебник с.74 задача 4.

- Прочитайте задачу.

- Сколько лет Пете? (8)

- Сколько лет Ане? (неизвестно)

- Можно узнать, сколько лет Ане? (да)

- Что сказано про Аню? (старше на 7 лет)

- Каким близким по значению словом можно заменить слово “старше”? (больше)

- Что значит “на 7 лет больше”? (столько же да еще 7)

- Сделайте рисунок к задаче.

- Как решить задачу? (8 + 7= 15)

2) Составление задачи.

- Ребята, какое слово надо изменить в задаче, чтоб она решалась вычитанием. (на 7 лет моложе)

- Решите новую задачу. Слово “моложе” каким другим словом можно заменить? (меньше)

- Что значит “на 7 лет меньше”? (столько же, только без 7)

- Как решили? (8 – 7 = 1)

- Ребята, сегодня мы учились прибавлять число 7. А для кого число 7 играет важную роль в жизни? Или с этим числом связано какое-то событие? (Путинцева Тамара – день рождения 7 августа)

- А кому в этом году исполнилось 7 лет? Кто уезжает в отпуск 7 мая?

- Есть пословица с этим числом. (Семь раз отмерь – один отрежь)

- Объясните смысл пословицы. (Не надо торопиться, надо стараться делать всё правильно)

- У радуги сколько цветов? (тоже семь)

- А вы когда-нибудь слышали про 7 чудес света?

8. Итог урока:

- Чему учились?

- Как прибавляли число 7?

- Что понравилось выполнять? Что оказалось трудным?

- Какую сказку вспомнили?

9. Самооценка своей работы.

- Оцените свою работу.

  • Быстро, правильно и самостоятельно
  • Правильно, но медленно
  • Правильно, но с помощью других
  • Быстро, но неправильно