Оценка работы учащихся на логопедических занятиях при помощи игрового материала

Разделы: Логопедия


В конце любого логопедического занятия в школе, логопед вместе с учащимися (учащимся) подводит итог урока. На данном этапе делаются выводы, соответствующие теме урока и оценивается работа детей.

На своих занятиях во время оценки работы детей я использую систему “Разноцветные печати”. В чем она заключается? В кабинете, на стенде я повесила следующие “рисунки-печати”.

“Рисунки-печати”

1. Красная: Отлично! Молодец!

2. Желтая: Хорошо! Но ты можешь еще лучше!

3. Зеленая: Плохо! Будь внимательней в следующий раз!

4. Синяя: Очень плохо! Ты не старался!

В конце занятия во время оценки работы ребят на нем я показываю каждому на печать, которую он заслужил за работу на уроке и на смайлик, объясняющий значение этой печати. Детям любят рассматривать смайлики, как они улыбаются, машут рукой или грустят вместе с ними. Конечно, нужно обязательно объяснить, почему именно такую печать вы выставили ребенку сегодня. В рабочих тетрадях я тоже выставляю такие же печати с помощью самоклеющейся бумаги. Зеленую и синюю печать я никогда не ставлю или ставлю в исключительных случаях. Так как основная задача логопеда, прежде всего, помочь, а не оценить и “оценки-печати” ставятся исключительно за старание, активность, желание думать, запоминать, внимательно слушать, а не за количество сделанных ошибок и четко “вызубренные” правила. Даже, если я поставила ребенку зеленую или синюю печать (ребенок плохо себя вел, мешал остальным, отказывался выполнять задания), я обязательно проведу с ним после этого индивидуальную беседу, постараюсь выяснить, в чем заключается проблема, буду огорчаться вместе с ним, ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему.

Учитель-логопед может завести специальный журнал, где данные “оценки” будут фиксироваться. Это поможет ему при планировании последующих занятий, а так же в работе с родителями.

Таким образом, такая “веселая” система “оценок” позволяет снять страх перед контролем, снизить уровень тревожности учащегося и в тоже время направляет на преодоление трудностей, оказывает поддержку ребенку, мотивирует его на дальнейшую работу. Подведение итогов работы детей на логопедических занятиях, на мой взгляд, имеет большое значение. Так как без данной части занятия урок у логопеда воспринимается ребенком как какой-то проведенный отрезок времени, а не как что-то законченное и отработанное. Да, в логопедии не существует строгой системы оценивания деятельности учащихся. Но ее и не должно здесь быть. Так как цели у логопеда несколько иные. Но совершенно другая система, ставящая перед собой главную задачу эмоциональной мотивации, а не количественной оценки, которой ребятам хватает и на основных уроках, на мой взгляд, очень уместна. С помощью нее ребята не только получают положительную мотивацию к учению, но и учатся анализировать, правильно оценивать свою деятельность, адекватно реагировать на оценку педагога.

Данный игровой момент позволяет сделать мне мои логопедические занятия более интересными, законченными, прогнозируемыми, эмоциональными, воспитательными и информационными!