С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей. В.А.Караковский, А.Н.Тубельский, Н.Е.Щуркова и другие педагоги-практики считают, что в школе должен быть налажен тесный контакт с социальным окружением, в том числе и прежде всего с родительской общественностью. Именно общение с родителями через разнообразные формы деятельности помогает им не только изучить своих детей, их интересы и привычки, но и осознать важность взаимодействия.
Ш.А.Амонашвили писал: “Главную обязанность учителей мы должны видеть не в упреках в адрес родителей и наставлениях, как им повлиять на ребенка, а в стремлении гуманизировать взаимоотношения родителей с детьми”. Названные выше авторы убеждены, что взаимодействие школы с семьей – это не замена домашнего воспитания общественным или наоборот, а их взаимодополняемость в созидании личности ребенка. Это взаимодействие, сотрудничество должно проявляться во всех видах деятельности.
Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Старый школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Поэтому главной задачей классного руководителя является установление взаимоотношений с семьей.
Cегодня уже никто не будет спорить с тем, что только коллективное воспитание может принести желаемые результаты.
Поэтому, рассчитывая именно на родительскую поддержку, я уже 27 лет стараюсь строить воспитательную работу в своих классах, так как считаю, что воспитательная работа в школе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Основа взаимодействия классного руководителя и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Представим, что семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега. Ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, чем он обязан берегу. Школа и семья – партнеры, волею судеб расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребенка желающие плыть к вполне определенному пункту движения – Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия.
Объединенность усилий школы и семьи и есть основа моего проекта, которая заключается в принципе содеянности.
Я, как опытный педагог, осмысливший воспитательный потенциал общего дела школы и семьи, всегда планирую и провожу мероприятия такого характера, вводя в организационную систему воспитания принцип содеянности.
ДЕЯНИЕ – это и поступок, и действие, и оформленное дело, и свершенное нечто, изменившее ситуацию.
СУБЪЕКТАМИ воплощения данного принципа в реальность повседневности являются педагоги и родители. Но полноправным субъектом может стать и сам ребенок. Принцип содеянности осуществляется благодаря конкретному реальному делу, которое планируется двумя партнерами. Здесь учитель, родитель и ребенок выступают в роли равных субъектов деятельности, и тогда для ребенка две противостоящие сферы жизни (школа и семья) вдруг сливаются в нечто единое под названием “ общество”, “человечество”, “родина”, “страна”, и дети восходят на ступень выше в понимании сущности жизни как таковой.
Мой ученик – это не только школьник, а, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями.
Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет?
Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. Воспитать гражданина, целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого – это мой долг как учителя-воспитателя. Решать эту задачу помогает мне хорошо продуманная система работы не только с ребятами во внеурочное время, но и с родителями.
Анализируя опыт воспитательной работы и текущее состояние дел в этой области в настоящее время, пришла к выводу, что успешно осуществлять работу в данном направлении можно только при условии активного взаимодействия и сотрудничества с семьями своих учеников.
Обоснований тому несколько.
Во-первых, накопленный в педагогике опыт свидетельствует о том, что успешность и эффективность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от степени конструктивности взаимодействия школы и семьи и от позитивного воздействия микросреды последней на ребенка.
Во-вторых, уровень позитивного воздействия семьи на ребенка, в свою очередь, имеет зависимость от культивации и сохранения в ней определенных культурных традиций.
В-третьих, идет утрата национальных культурных традиций и тенденция к обезличиванию и массовости.
Цель проекта: объединение усилий класса и семей учащихся для оптимизации процесса воспитания и создание условий для реальных совместных практических действий, содействующих счастливому развитию ребенка, для успешной социализации и самореализации детей.
Задачи:
- создать оптимальные условия для конструктивного взаимодействия с родителями учащихся;
- организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;
- организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного и пр. характера;
- через формирование социально-бытовых, хозяйственно- экономических, правовых, общетрудовых и пр. компетенций подготовить учащихся к самостоятельной жизни;
- сформировать у учащихся устойчивую гражданско-патриотическую позицию через привитие чувства дома, любви и ответственности не только по отношению к собственной семье, но и по отношению к школе как ко второму дому, к своему родному городу, своей малой родине и т.д., и к учителям, как к людям, заботящихся о них и несущих за них ответственность во время пребывания в стенах школы.
В соответствии с целями и задачами проекта были определены две основных линии проекта, которые успешно реализованы:
1. Диагностика семьи по направлениям:
- образ жизни, особенности семейного воспитания и место ребенка в системе внутрисемейных отношений (анкетирование);
- готовность родителей к конструктивному диалогу и сотрудничеству с классом и классным руководителем (аналитическая беседа);
Полученный результат: составлены характеристики каждой семьи с целью выстраивания оптимальных путей взаимодействия семьи и класса.
2. Взаимодействие с родителями учащихся по направлениям:
- организация психолого-педагогического просвещения семей по разделам:
- культурно-досуговая деятельность ребенка
- здоровьесбережение в семье и школе (в т. ч. профилактика школьной и социальной дезадаптации)
- гражданско-патриотическая позиция
- одаренный ребенок
- организация совместной деятельности с родителями в сфере проведения детского досуга, в сфере трудового воспитания и т.д. – т.е. включение семьи в воспитательный процесс;
- оказание психологической помощи и поддержки родителям и детям в трудной жизненной ситуации, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.
Полученный результат:
- уже к концу 5 класса все родители осознанно признали важность приоритета родительского воспитания и активно включились в учебно-воспитательный процесс;
- к 11 классу завершено формирование взаимоотношений и наблюдался рост конструктивного стиля общения и взаимодействия в системе ребенок – взрослый, что способствовало оптимизации семейного микроклимата;
- создан и постоянно поддерживался благоприятный психологический климат в системе взаимоотношений семья – школа, учитель – родитель.
Партнеры проекта:
- учителя-предметники;
- семейный центр кинотеатр “Космос”;
- предприятие, где работают родители учащихся.
Имеющиеся необходимые ресурсы:
- Опыт педагогической работы классного руководителя.
- Родители с активной жизненной позицией.
- Учащиеся с высокой ответственностью.
- Методические и дидактические материалы.
- Материально-техническая база (необходимые площади, видео и аудиотехника, спортинвентарь, расходные материалы и др. оборудование).
Механизм реализации проекта.
- Развитие системы отношений: организация совместных мероприятий, создание классных традиций.
- Использование приемов, связанных с применением наглядных, дидактических и технических средств, игровых форм, сценариев мероприятий, опора на семейные традиции.
- Использование приемов, учитывающих внутриколлективные отношения, организация коллективной работы, применение сочетания различных форм совместной работы, создание ситуации успеха, эмоционального фона.
- Использование приемов, стимулирующих социальную активность.
- Использование средств положительной мотивации для предоставления родителям и учащимся возможности активного проявления себя в различных видах совместной деятельности.
- Диагностика участия родителей в учебно-воспитательном процессе.
Действия по реализации проекта
Основные направления в работе с родителями
№ | Наименование направления | Наименование деятельности |
1. |
Повышение психолого-педагогических знаний. | - составление характеристик семей обучающихся; - консультации педагога-психолога; - индивидуальные беседы; - тематические консультации; |
2. |
Вовлечение в учебно-воспитательный процесс. | - совместные творческие дела; - совместная досуговая деятельность; - родительские собрания; |
3. |
Активизация и коррекция семейного воспитания. | - диагностика, анкетирование; - круглые столы по обмену опытом; |
4. |
Обобщение и распространение опыта семейного воспитания. | - обобщение опыта семейного воспитания; - семейные праздники; |
5. |
Участие родителей в управленческой деятельности. | - родительский комитет |
Реализация совместной деятельности
Родители вместе с детьми и классным руководителем организуют какое-нибудь педагогическое значимое дело. Дело организуется как элемент воспитания. Более того, дело осуществляется вместе даже не потому, что его трудно одному исполнить, а потому, что совместная деятельность, доступная детскому зрительному восприятию, сохраняющая свою материализованную форму в виде предметного результата, чрезвычайно важна ребенку для его развития: он явственно воспринимает образ “Общества”, а себя самого видит помещенным в эту новую и широкую сферу – общество.
Предлагаю организационный алгоритм совместного с родителями дела в работе в 5-м классе. Дела – в котором принимают участие дети, классный руководитель и родители.
Первый шаг – обсудить замысел с детьми и получить общее согласие детей на такое грандиозное дело.
Второй шаг – приготовить и переслать через детей приглашения родителям принять участие в мероприятии.
Третий шаг – получив положительный отклик, сообщить о программе деятельности с просьбой активного индивидуального участия.
Четвертый шаг – определить вместе с детьми роль, место, объем участия каждого, в том числе и родителей, а также субъекта задуманного дела.
Пятый шаг – уделить персональное внимание каждому из родителей , выразить благодарность за отклик и участие.
Можно отметить, что в данном алгоритме ведущую роль играет учитель, он как бы вовлекает родителей в общее с детьми дело. Такой алгоритм правомерен на первых порах взаимодействия учителя с родителями. Однако же по происшествии некоторого времени и обретения соответственного опыта, что и наблюдалось мною в работе с 5 по 11 классы, позиция родителей и педагога меняется кардинальным образом. И уже родители выступают активными организаторами мероприятий. А затем и сами дети по мере их взросления.
Предлагаю организационный алгоритм совместного с родителями дела в работе в 11-м классе.
Первый шаг – дети предлагают и обсуждают с классным руководителем замысел совместного дела.
Второй шаг – дети приглашают своих родителей принять участие в задуманном мероприятии.
Третий шаг – на родительском собрании определяется объем участия каждого в данном мероприятии.
Четвертый шаг – за отклик, помощь или участие в мероприятии каждому родителю и учащемуся выражается благодарность или поощрение.
Большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Ведь умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.
Родительские собрания проходят в нестандартной форме – это круглые столы, обмен опытом, беседы, родительский капустник, посиделки “Приглашение к чаю”.
На родительских собраниях мы обсуждаем задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируем и обсуждаем построение воспитательного процесса, определяем планы сотрудничества родителей и школы, решаем проблемы классного коллектива, подводим итоги работы за год. Такие встречи помогают во многом разобраться, создать атмосферу доверия, установить психологический контакт. Беседы с родителями провожу и после родительских собраний, и планирую по мере необходимости. Разговор о каждом ребенке ведется индивидуально.
Во внеклассной работе, а это проведение и организация праздников, чаепития, экскурсий, поездок, встреч, участие родителей необходимо и обязательно. Видя, что, как классный руководитель, я много делаю для их детей, они в свою очередь оказывают всестороннюю поддержку во всех моих начинаниях. Будь то автобус для экскурсионной поездки в город Красноярск или классный праздник, цветочные горшки для кабинета или общий ремонт классной комнаты, интеллектуальная игра или спортивные соревнования, написание сценария или организация похода – “мои” родители всегда рядом со мной и “нашими” детьми.
За довольно большой период работы с одним классом хорошо узнаешь не только учеников, но и их родителей. Поэтому вся наша совместная деятельность строится как деятельность одной слаженной и дружной большой семьи.
Мероприятия, проведенные совместно, вспоминаются после окончания школы и учащимися, и их родителями. Например:
5-й класс
- праздник “Посвящение в пятиклассники”;
- конкурс букетов и цветочных композиций;
- классный час “Семейное хобби”;
- мини-спектакль “Про удалого туриста и посла”;
- конкурсная программа “Мамы и дочки”.
6-й класс
- осенний поход “Насладимся осенью”;
- выездные классные часы “В гостях у коллекционеров”;
- праздник “Самый нежный день”;
- родительское собрание “Семейные праздники”, “Только раз в году” (совместное празднование дней рождений).
7-й класс
- классный час “Народные промыслы”;
- новогодний концерт “Гороскоп”;
- мини-спектакль “Как царь дочку замуж отдавал”;
- праздник “Мама и я – спортивная семья!”;
- родительское собрание “Домашнее задание: за и против”.
8-й класс
- вечер “Новогодний калейдоскоп”;
- классный час “Русская красавица на все руки мастерица”;
- родительское собрание “Суд над пассивностью”.
9-й класс
- классный час “Наши любимые мамы”;
- выставка “Славим руки мамы”;
- родительское собрание за чашкой чая “И мы когда-то были молодыми…”;
- веселый капустник “Прощай, 9 класс!”.
10-й класс
- вечер “Хеллоуин”;
- вечер гаданий у одноклассницы “Раз в крещенский вечерок…”;
- конкурсная программа “Настоящие рыцари”.
11-й класс
- выезд за город “Дым костра и шашлыки”;
- вечер “Как-то раз под Новый год…”;
- классный час “Поговорим о том о сем…”;
- последний классный час “Дорогие наши учителя”;
- последний школьный поход “Прощание с детством”.
Активная жизненная позиция родителей, безусловно, сказывается и на позиции их детей. За последние три года учащиеся моего класса были победителями школьного конкурса “Самый классный класс”.
В течение всех лет работы с классом веду наблюдения за деятельностью учащихся и их родителей. Разработанная мною система рейтинговой оценки помогает видеть результаты моего труда, что позволяет своевременно корректировать работу с учащимися и их родителями и с учетом возникающих проблем составлять планирование на следующий учебный год.
Итак, позитивные результаты моей деятельности как классного руководителя исходят из определенных составляющих:
- школа (классный руководитель) информирует семью о планах работы, семья оценивает влияние данной работы на детей,
- школа (классный руководитель) раскрывает сложные проблемы, семья определяет меру содействия решению их,
- школа (класс) приглашает принять участие, семья откликается на приглашение, участвует,
- школа (классный руководитель) сообщает о необходимости помощи, семья предлагает помощь, выдвигает предложения,
- школа (класс) организует общее дело, семья участвует в общих делах.
Реализация поставленных задач отражена в проведенных мероприятиях, из которых видно, что моя задача, как классного руководителя, сделать семью помощником и другом как для самого ребенка, так и для класса и классного руководителя, осуществима. Только вместе с родителями общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой, умел любить и быть любимым. И в этом я и окружающие убедились, увидев, какими стали мои учащиеся на выпуске из школы: у них развиты нравственные качества, они добры и с уважением относятся к своим родителем, учителям, одноклассникам, мои выпускники были готовы и всегда желали участвовать в общественной деятельности, проявляли ответственность, исполнительность, показывая активную жизненную позицию.
В свою очередь родители заинтересованно относились к результатам учебы, участию детей в различных делах. Родители почувствовали себя коллективом, коллективом взрослых людей, заинтересованных в том, чтобы детям их класса в школе жилось хорошо и интересно; приобщение родителей к школьным заботам в хорошем смысле слова повлияло на взаимоотношения детей и взрослых в семье и во многих семьях укрепились доверительные отношения детей и родителей.
Классное руководство – это не работа, это образ жизни. Считаю, что силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, на работу с родителями никогда не будут потрачены напрасно.