Цели:
Ознакомление учащихся с тем, как человек
влияет на природу и с какой целью создана Красная
книга.
Задачи:
- Учить учащихся правильному поведению в природе и бережному отношению к нему.
- Познакомить учащихся с профессиями людей- тружеников и помощников леса.
- Способствовать воспитанию любви к природе; уважения к людям различных профессий.
- Развивать коммуникативные навыки, творческие способности учащихся.
Оформление: Картины и фотографии леса.
Оборудование:
- Фонограмма лесных звуков.
- Диапозитивы с изображением лесных массивен, полян.
На экран проецируются диапозитивы с видами леса, включается фонограмма, учитель начинает рассказ: (слайд 1, 2). Презентация
Нашу страну можно назвать страной лесов. Велики и необозримы ее лесные просторы. Лес всегда был другом русского народа, щедро делился своими богатствами: грибами, ягодами, орехами, целебными травами, цветами, дровами.
Отгадайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Что это?
Слайд 3, 4.
Сейчас люди должны заботиться о лесе, потому что они слишком расточительно использовали его богатства: много леса вырубили для строительства, производства бумаги; неправильно собирали ягоды и грибы, лечебные травы, засорили пригородные леса.
(Отключаются запись и диапроектор)
- Сегодня вы познакомитесь с профессиями людей - тружеников и помощников леса.
- Ребята, а какие профессии тружеников леса вы знаете?
Вот мы сейчас и начнём знакомство с профессии лесника.
Выглядит лесник так: брезентовый плащ (штормовка), резиновые сапоги, на голове - форменная фуражка с зеленым околышком и кокардой - двумя дубовыми листками крест на крест, за спиной - ружье, рюкзак. Фуражка почти как у капитана, да он и есть капитан зеленого лесного моря (слайд 5, 6, 7, 8, 9).
За каждым лесником закрепляется свой участок леса, на котором он - хозяин и сторож одновременно. Сторож потому, что оберегает лес от пожаров, а лесных обитателей - от браконьеров. Большую часть времени лесник проводит в лесу и нередко может там заночевать, поэтому у него есть сторожка (слайд 10).
Ему приходится следить за “дикими” туристами.
- Как понимаете выражение “дикие” туристы? Да, после таких туристов на лесных полянах как на свалке - консервные банки, пустые коробки, рваная бумага, полиэтиленовые пакеты, кругом бутылки, яичная скорлупа и пр.
Слайд 11.
Не туристы, а настоящие вредители леса.
Как вы поступаете с мусором, когда покидаете лес?
Лесника еще называют лесным хозяином. Он вовремя заметит заболевшее дерево, сделает кормушки для зверей и птиц, искусственные гнезда для птиц.
- Как вы считаете, какими качествами должен обладать “Хозяин” леса?
Для такой работы и длительных походов по лесу нужна хорошая физическая подготовка.
Ребята, а давайте сейчас представите себя хозяевами леса и назовёте зверей, птиц и насекомых, которые живут в наших лесах (cлайды с 12 по 29) .
Молодцы! Я думаю, что в будущем вы сможете стать хозяевами леса.
Ну, а теперь продолжим.
Лесник должен знать свой участок, уметь ориентироваться в лесу по компасу, муравейникам, стволам деревьев, цветам.
А кто из вас умеет ориентироваться в лесу по муравейникам и стволам деревьев? Чтобы всё это знать, нужно быть наблюдательным человеком.
Давайте проверим вашу наблюдательность.
- Другая важная профессия в лесу - лесовод. Это человек, который занимается выращиванием леса. Маленькие деревца как дети: о них нужно постоянно заботиться до тех пор, пока они не окрепли и не подросли. То появятся сорняки и нужно подумать, как поскорее избавиться от них, то нападет страшный враг лесов - личинки майского жука или другие вредные насекомые (н-р, короед). В обязанности лесовода входит и “лечение” леса. Если нужно, то больные деревья вырубаются и удаляются, что позволяет сохранить “здоровье” леса. Лесоводы выезжают в лес, переходят через болота и завалы с тяжелым рюкзаком за спиной. Они умеют правильно поставить палатку, развести костер в безопасном для этого месте. Отправляются в лес, чтобы выяснить какие в лесу деревья и где они растут, каков их возраст, не мешают ли им вредители.
А вызнаете, как правильно разжигать огонь и что нужно сделать с костром, когда покидаете лес? Молодцы!
- А сейчас постараемся узнать, кто из вас хорошо знает лесные растения (слайды с 31 по 41).
Что можно сказать об этих растениях? (Это лекарственные растения) На какие группы можно поделить эти растения?
По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезают от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Поэтому в 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде.
Слайд 42.
У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения. В красную книгу России входят:
а) млекопитающие (выхухоль, сурок-байгак и др.);
б) птицы (чёрный аист, беркут балован, курганник, могильник и др.);
в) рыбы (подкаменщик обыкновенный и др.);
г) насекомые (бабочка аполон, шмели – армянский и др.);
д) растения (орхидеи, ветреница и др.).
Создаются заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.
- Как же надо, относится к природе, чтобы она не погибла?
Физминутка “Лес”
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
А сейчас вновь вернёмся к труженикам леса.
- Ребята, попробуйте перечислить названия тех специальностей лесного хозяйства, о которых мы не говорили. (Техники-лесоводы, трактористы, операторы лесохозяйственных машин и др.)
Слайд 43. Слайд 44.
Помощники работников лесного хозяйства - лесная авиация, специалисты по вычислительной технике.
(В этот момент раздается стук в дверь. Все смотрят в сторону двери, которая открывается и входит “лесовичок” с мешком за плечами (ученик в костюме). Ребята, кто-то к нам пришёл в гости!
Лесовичок:
- Здравствуйте, ребята! Я - старичок-лесовичок, принес вам лесные загадки. Сейчас я узнаю, кто из вас хорошо знает лес и может стать лесничим. Кто назовет все отгадки, получит от меня приз.
(Призы - кедровые шишки, орехи лежат в мешке)
Загадки лесовичка:
Стоят в поле сестрицы,
Платьица белены,
Шапочки зелены. (Березы)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Елка)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
Зимой и летом одним цветом. (Хвойное дерево)
Летом одевается, зимой раздевается. (Лиственное дерево)
Никто их не пугает, а они все дрожат. (Листья осины)
А ещё я принёс запрещающие знаки и хочу проверить, как вы их понимаете и выполняете. Слайд 45-48
“Не рвать цветы”;
“Не мять траву, ходить по тропинке”;
“Не вырубать леса ”;
“ Не уничтожать лекарственные растения”;
“Не ловить насекомых”;
“ Не брать домой из леса детёнышей животных”.
- Ребята, все ли запомнили правила вежливости? Не будите ли вы, похожи на этого мальчика?
Дикарь в лесу
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу в том каждый сук
И каждый кустик знала.Однажды в лес противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.Стал гнуть орешину - сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…Отбросил куст и, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
- Почему мальчик не понравился белочке? (Ответ детей)
Лесовичок раздает призы всем детям и присаживается к ребятам.
Учитель: Обобщение.
- Мы познакомились с трудом лесничего, лесовода, лесника - интересные, стоящие, хорошие профессии, вы можете их выбрать, если захотите. Этим и другим “лесным” профессиям можно обучиться в лесохозяйственных институтах и лесотехнических техникумах, академиях. Слайд 49
О чём вы узнали сегодня на уроке? (Ответы детей)
Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.
Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: “Охранять природу – значит охранять Родину”.
Д/з. Подготовить сообщение на тему “Они должны жить!” о животных, которые занесены в Красную книгу Новосибирской области.