Внеклассное мероприятие "Пой, гармоника, вьюге назло!". Материал к конкурсу патриотической песни

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Задача: инсценировать знаменитую песню Великой Отечественной войны «В землянке» и ознакомиться с историей её создания.

Цели:

  • Патриотическое воспитание учащихся;
  • Активизация их познавательной и творческой деятельности;
  • Формирование кругозора, интереса к культуре и истории страны.

Примерная схема расположения учащихся на сцене в момент выступления:

Наименьшее число участников в данном мероприятии -8. В зависимости от количества  учащихся в классе роли можно распределить иначе.

Сценарий выступления:

1 боец:

Бьётся в тесной печурке огонь.
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Кто из бывших фронтовиков не помнит одну из самых известных песен Великой Отечественной войны «В землянке». Её авторы – поэт Алексей Сурков и композитор Константин Листов.

2 боец, пишущий письмо домой: Когда поэт писал стихотворение «Бьётся в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек письма жене с фронта. Написал их А.Сурков действительно в землянке, в «белоснежных полях под Москвой», в районе Истры, в конце ноября 1941 года под живым впечатлением очень трудного дня, когда ему- корреспонденту фронтовой газеты – пришлось вместе с штабом одной из гвардейских частей вести тяжёлый бой с гитлеровцами.

3 боец, играющий на гармони у печки: В начале 1942 года в столицу проездом с Балтийского флота на Северный на несколько дней заехал Листов.
– Я позвонил Алексею Суркову, – рассказывал композитор, – и попросил дать что-нибудь «певческое». В ответ Сурков, характерно окая, сказал: «Костюша, «что-нибудь» – нет. А вот я написал тут один стишок – письмо жене, она в эвакуации. Прочти, может, что получится…»

4 боец,  следящий за печкой: Листов поехал в типографию «Гудок», где в то время размещалась редакция фронтовой газеты «Красноармейская правда». Стихи Суркова захватили его своей лирической силой, искренностью, глубоко отозвались в сердце.

3 боец, играющий на гармони: Через неделю Листов пришёл в редакцию, попросил гитару и спел только что написанную песню.
– Сотрудник газеты, – продолжал он, – известный ныне писатель Евгений Воробьёв, попросил её оставить. Нотной бумаги у меня не было, и я взял обыкновенный лист бумаги, начертил на нём пять линеек, записал мелодию и ушёл.

5 боец, чистящий автомат: Откровенно говоря, композитор не очень был уверен в том, что песня получилась. Казалось, в те дни нужны были песни, зовущие на бой с врагом, а он написал музыку лирическую, немного грустную.

Медсестра, делающая перевязку тяжелораненому бойцу: Но композитор ошибался. Песня пошла. В особенности после того, как неожиданно для авторов была напечатана в «Комсомольской правде». Оказывается, Воробьёв отдал в редакцию «Комсомолки», где работал до войны, стихотворение и разлинованный листок с нотными строчками.

(Все ученики-бойцы исполняют песню «В землянке».  Поют, сидя, каждый выполняя своё дело.)

6 боец, раненый: «В землянке» пользовалась любовью на всех фронтах и особенно у тех воинов, которые воевали под Москвой, кто гнал ненавистного врага от стен родной столицы.

4 боец,  следящий за печкой: Надо сказать, что поначалу песня вызывала и критические замечания. Некоторым казалось, что строки: «До тебя мне дойти далеко, А до смерти четыре шага» – упаднические, разоружающие. Высказывались даже пожелания, чтобы эти слова были замечены другими.

2 боец, пишущий письмо домой: Но Сурков категорически отказался от переделок. (Далее читает по письму-треугольнику.) «О том, что с песней «мудрят», дознались воюющие люди, – писал в своих воспоминаниях  поэт. – В моём беспорядочном армейском архиве есть письмо, подписанное шестью гвардейскими танкистами. Сказав несколько добрых слов по адресу песни и её авторов, танкисты пишут, что слышали, будто кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага».

6 боец, раненый, которому медсестра делает перевязку головы: Так думали фронтовики. И песня исполнялась в первоначальном виде. Ведь, как известно, «из песни слова не выкинешь».

5 боец, чистящий автомат: Случалось, что пели её перед атакой, её пели, идя в бой. Интересный случай приводил в своих воспоминаниях К.Листов. Композитору привелось попасть в Новороссийск сразу же после его освобождения. Здесь ему рассказали, что «В землянке» была любимой песней десантников под командованием Героя Советского Союза Цезаря Куникова. В самые напряжённые минуты боя куниковцы, идя на штурм, кричали: «Пой, гармоника, вьюге назло!»

2 боец, пишущий письмо домой: Да, «Землянка» – произведение лирическое, чуть-чуть грустное. Но не уныние вызывала она у бойцов, не тоску. Нет, она воодушевляла на подвиг, звучала как вызов врагу, как презрение к смерти.

3 боец, играющий на гармони: «Я горжусь тем, – вспоминал народный артист   РСФСР К.Я.Листов, – что «Землянка» была бойцом, участвовала в борьбе и помогала победе».

Использованная литература: «Друзья-однополчане». Автор-составитель – А. Луковников – М: Музыка, 1985-256 с.