Цели:
- Образовательные: изучить природные условия и население Аравии: познакомить учащихся с мировой религией – ислам; изучить образование и распад арабского халифата.
- Воспитательные: продолжить формирование у учащихся чувства уважения к культуре других народов; религиозной терпимости, толерантности.
- Развивающие: развивать у учащихся умения работать с исторической картой, текстом учебника; выполнение развивающего задания, направленного на развитие мышления при чтении с последующим говорением.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию по теме «Византийская империя и ее культура»
- На учительском столе разложены картинки, посвященные культуре Византии. Беседа с учащимися как они понимают понятие культура, а теперь назовите научное определение, которое мы записали (сказать, что существует более 1000 определений культуры).
- Учащимся предлагается выйти к доске и на магниты прикрепить к схеме эти картинки. Выделить материальные и духовные ценности культуры.
- Фронтальный опрос: Назовите мне особенности Византии, расскажите об императоре Юстиниане и его реформах.
II. Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы отправляемся дальше
путешествовать по средневековым странам,
изучая природные условия, географическое
положение и образ жизни населения по привычному
алгоритму. На прошлом уроке мы побывали в
Византии. Скажите, а может кто-нибудь из вас
отдыхал летом в Византии? Как называется сейчас
это государство? (Турция) Из Византии мы
попадаем дальше на Восток, на Аравийский
полуостров, где зародилась третья по счету
мировая религия – ислам. Эта религия и народы,
исповедующие ее, играли значительную роль в
истории средневековья и продолжают играть ее
в современном мире. Скажите, а какие еще мировые
религии вам известны, и что это значит мировая? (Иудаизм,
христианство)
На обратной стороне доски схема, понятие ислам
выделено.
Мировые религии
Христианство
Иудаизм
Ислам
– Посмотрите в свои рабочие листы. Ислам – это
одна из мировых религий, исповедующая учение,
изложенное Мухаммедом.
Первый вопрос, который мы с вами рассмотрим – это
природные условия и основные занятия арабов,
перед вами разноуровневые задания, давайте их
выполним, используя текст учебника. (Работа с
параграфом № 9, пункт 1 и картой атласа).
Обсуждение выполненного задания и проблемного
вопроса уровня С.
Вывод. Природные условия и занятия разъединяли, а религия – объединила.
Обобщение учителя: Бедуины делились на множество племен, занимались кочевым скотоводством, активно торговали с Африкой и Индией. Жили разрозненно. Объединению племен способствовала борьба с внешними врагами и новая религия – ислам. Об особенностях этой религии мы узнаем, выполнив развивающие задание по ОТИ, направленное на развитие структурности мышления при чтении, с последующим говорением.
III. Алгоритм выполнения развивающего задания
- Объявить какое качество будем развивать в этом задании. Отметить, что именно в этом задании будет еще затронута кратковременная память.
- Зачем нам это надо? Это поможет учащимся в будущем работать со сложными историческими текстами.
- При выполнении учитель постоянно напоминает о времени выполнения задания, комментирует этапы урока, четко определяет завершение работы.
- Проверка может быть трех видов: самопроверка, проверка учителем, но чаще всего на уроках используется взаимопроверка.
- Рефлексия (Обсуждение с детьми насколько понравилось это задание, легко ли его было выполнять)
- Подведение итогов учителем: Я считаю, мы справились с заданием форма проведения, и темп были на высоком уровне. Когда класс работает хорошо, удачный подбор учеников, у учащихся хорошо работает долговременная память, возможна экономия времени на уроке и тогда можно выполнить второе задание.
– Итак, ислам – это мировая религия, исповедующая учение, изложенное Мухаммедом. Священной книгой мусульман считается Коран. Каждый мусульманин обязан свято соблюдать предписания Корана.
Единая вера, которую Мухаммед основал,
не смогла остаться в неизменном виде. После
смерти Мухаммеда началась борьба за власть между
его потомками и представителями светской власти.
Те, кто считали, что править должны только
потомки Мухаммеда, стали называться шиитами. Их
противников стали называть суннитами. Шииты
признают как священную книгу только Коран, а
сунниты – Коран и Сунну. Сунна – это сборник
толкований Мухаммедом непонятных мест в Коране.
Это деление существует и до сих пор.
В настоящее время последователи различных
шиитских общин существуют практически во всех
мусульманских странах. Шиитского вероучения
придерживается подавляющее большинство
населения Ирана
и Азербайджана, более половины
населения Ирака,
значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна.
Суннитами является большинство мусульман мира
(93 %). Сунниты нередко враждует с Шиитами: в Ираке вражда
между суннитами и шиитами поставила страну на
грань гражданской войны. (вспомнить
определение)
Скажите мне, пожалуйста, если вы, путешествуя по миру, приезжаете в страны, где чтят мусульманскую веру и традиции, как вы будите себя вести? (Когда мы посещаем зарубежные страны, мы должны быть толерантны, должны учитывать религиозные и культурные особенности этой страны)
IV. Подведение итогов
Посмотрите свой рабочий лист урока.
V. Домашнее задание
Параграф 9, учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков. 6 класс». Читать вопросы письменно для уровня А – №3, для В – №5, для уровня С – №4 письменно, по параграфу 10 составить схему по культуре.(Выписать материальные и духовные ценности).
Тезаурус
Ислам – мировая религия, исповедующая
учение, изложенное Мухаммедом.
Мусульмане – последователи религии,
проповедуемой Мухаммедом.
Арабы – это народы, издревле жившие в Аравии
и на Ближнем Востоке.
Коран – священная книга мусульман.
Мировая религия – религиозное течение,
распространившееся среди народов различных
стран и континентов.
Шииты – общий термин, в широком смысле
означающий последователей ряда течений ислама,
признающих право только потомков пророка
Мухаммеда возглавлять мусульманскую общину.
Сунниты – последователи наиболее
многочисленного направления в исламе.