Урок истории для 6-го класса на тему "Арабский халифат. Возникновение ислама"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Образовательные: изучить природные условия и население Аравии: познакомить учащихся с мировой  религией – ислам; изучить образование и распад арабского халифата.
  • Воспитательные: продолжить формирование у учащихся чувства уважения к культуре других народов; религиозной терпимости, толерантности.
  • Развивающие:  развивать у учащихся умения работать с исторической картой, текстом учебника; выполнение развивающего задания, направленного на развитие мышления при чтении с  последующим говорением.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию по теме «Византийская империя и ее культура»

  1. На учительском столе разложены  картинки, посвященные культуре Византии. Беседа с учащимися как они понимают понятие культура, а теперь назовите научное определение, которое мы записали (сказать, что существует более 1000 определений культуры).
  2. Учащимся предлагается выйти к доске и на магниты прикрепить к схеме эти картинки. Выделить материальные и духовные ценности культуры.
  3. Фронтальный опрос: Назовите мне особенности Византии, расскажите об императоре Юстиниане и его реформах.

II. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы отправляемся дальше путешествовать  по средневековым странам, изучая природные условия, географическое положение и образ жизни населения по привычному алгоритму. На прошлом уроке мы побывали в Византии. Скажите, а  может кто-нибудь из вас отдыхал летом в Византии? Как называется сейчас это  государство? (Турция) Из Византии мы попадаем дальше на Восток, на Аравийский полуостров, где зародилась третья по счету мировая религия – ислам. Эта религия и народы, исповедующие ее, играли значительную роль в истории средневековья и продолжают  играть ее в современном мире. Скажите, а какие еще мировые религии вам известны, и что это значит мировая? (Иудаизм, христианство)
На обратной стороне доски схема, понятие ислам выделено.

Мировые религии
Христианство                                                                            Иудаизм
Ислам

– Посмотрите в свои рабочие листы. Ислам – это одна из мировых религий, исповедующая учение, изложенное Мухаммедом.
Первый вопрос, который мы с вами рассмотрим – это природные условия и основные занятия арабов, перед вами разноуровневые задания, давайте их выполним, используя текст учебника. (Работа с параграфом № 9, пункт 1 и картой атласа). Обсуждение выполненного задания и проблемного вопроса уровня С.

Вывод. Природные условия и занятия разъединяли, а религия – объединила.

Обобщение учителя:  Бедуины делились на множество племен, занимались кочевым скотоводством, активно торговали с Африкой и Индией. Жили  разрозненно. Объединению племен способствовала борьба с внешними врагами и новая религия – ислам. Об особенностях этой религии мы узнаем, выполнив развивающие задание по ОТИ, направленное на развитие структурности мышления при чтении, с последующим говорением.

III. Алгоритм выполнения развивающего задания

  • Объявить какое качество будем развивать в этом задании. Отметить, что именно в этом задании будет еще затронута кратковременная память.
  • Зачем нам это надо? Это поможет учащимся в будущем работать со сложными историческими текстами.
  • При выполнении учитель постоянно напоминает о времени выполнения задания, комментирует этапы урока, четко определяет завершение работы.
  • Проверка может быть трех видов: самопроверка, проверка учителем, но чаще всего на уроках используется взаимопроверка.
  • Рефлексия (Обсуждение с детьми насколько понравилось это задание, легко ли его было выполнять)
  • Подведение итогов учителем: Я считаю, мы справились с заданием  форма проведения, и темп  были  на  высоком уровне. Когда класс работает хорошо, удачный подбор учеников, у учащихся хорошо работает долговременная память, возможна экономия времени на уроке и тогда можно выполнить второе задание.

– Итак, ислам – это мировая религия, исповедующая учение, изложенное Мухаммедом. Священной книгой мусульман считается Коран. Каждый мусульманин обязан свято соблюдать  предписания Корана.

Единая вера, которую Мухаммед основал, не смогла остаться в неизменном виде. После смерти Мухаммеда началась борьба за власть между его потомками и представителями светской власти. Те, кто считали, что править должны только потомки Мухаммеда, стали называться шиитами. Их противников стали называть суннитами. Шииты признают как священную книгу только Коран, а сунниты – Коран и Сунну. Сунна – это сборник толкований Мухаммедом непонятных мест в Коране. Это деление существует и до сих пор.
В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна. Суннитами является большинство мусульман мира (93 %). Сунниты нередко враждует с Шиитами: в Ираке вражда между суннитами и шиитами поставила страну на грань гражданской войны. (вспомнить определение)

Скажите мне, пожалуйста, если вы, путешествуя по миру, приезжаете в страны, где чтят мусульманскую веру и традиции, как вы будите себя вести? (Когда мы посещаем зарубежные страны, мы должны быть толерантны, должны учитывать религиозные и культурные  особенности этой страны)

IV. Подведение итогов

Посмотрите свой рабочий лист урока.

V. Домашнее задание

Параграф 9, учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков. 6 класс».  Читать вопросы письменно для уровня А – №3, для В – №5, для уровня С –  №4 письменно, по параграфу 10 составить схему по культуре.(Выписать материальные и духовные ценности).

Тезаурус

Ислам – мировая религия, исповедующая учение, изложенное Мухаммедом.
Мусульмане – последователи религии, проповедуемой Мухаммедом.
Арабы – это народы, издревле жившие в Аравии и на Ближнем Востоке.
Коран – священная книга мусульман.
Мировая религия – религиозное течение, распространившееся среди народов различных стран и континентов.
Шииты – общий термин, в широком смысле означающий последователей ряда течений ислама, признающих право только потомков пророка Мухаммеда возглавлять мусульманскую общину.
Сунниты – последователи наиболее многочисленного направления в исламе.

Приложение