Цель:
- в рамках экспериментальной площадки “Музейная педагогика” расширить представление о семейных традициях;
- прививать желание вести исследовательскую деятельность генеалогического древа семьи;
- познакомить с увлечениями и творчеством учеников класса;
Оборудование: выставка книг О.В.Поздняковой;
- выставка художественных работ юных художников;
- сочинения и рисунки учеников класса;
- генеалогическое древо семьи (плакат);
- сувениры, привезенные из поездок и путешествий;
- чемодан.
Ход занятия
1.Вступительное слово учителя.
-Существует много праздников в календаре. Одни из них более значимые, другие - менее. Но есть праздник, одинаково интересный как для взрослых, так и для детей. Это, конечно же, Новый год. Какие самые яркие впечатления от него остались в вашем сердце?
-Самым важным моментом встречи праздника является обращение Президента России. О чем он говорил?
-Действительно, он желает здоровья всем людям страны, счастья всем семьям. А 2008 год вообще был объявлен годом семьи. И мне захотелось побольше узнать о ваших семьях, ваших интересных занятиях и увлечениях. Я предложила написать сочинения. Некоторые предлагаю Вашему вниманию.
2.Чтение отрывков своих сочинений учениками (5 человек).
3.Объявление темы.
-Сегодня к нам в гости я пригласила очень яркую, творческую семью Герасимовых. Необычными, интересными и серьезными мне показались их увлечения. Урок называется “Музей в чемодане”.
4.Работа с первой группой экспонатов (Из чемодана выставляются на полку сборники стихов О.В. Поздняковой, и вывешивается генеалогическое древо семьи).
а) Родители представляют древо семьи(6 поколений), особо отмечают бабушку О.В.Позднякову - поэтессу, демонстрируют сборники ее стихов.
б) Слово учителя о поэтессе. Ей 58 лет, живет в Саяногорске. 30 лет отработала в школе учителем, завучем. Сейчас на пенсии. Сбылась ее мечта - писать стихи, писать много. А легко ли писать стихи?
в) Рассуждения детей о том, что для того, чтобы писать стихи, надо иметь талант, творческие способности, огромное желание. Это тяжелый труд.
-Сегодня будут звучать только ее стихи и первое - о Новогоднем празднике.
Ночь чудес
Новогодняя ночь чудес:
В зимней сказке кружится лес.
Вон под елкою Дед Мороз
Потирает ладошкой нос.Он Снегурочку долго ждал:
Притомился, замерз, устал.
На пороге уж Новый Год,
А девчонка все не идет!Занята девчонка собой:
Изогнула брови дугой,
Губки алые подвела,
Косу русую заплела.Смотрит в зеркало – хороша!
Только льдинкой ее душа.
А так хочется ей любить!
Счастье хочется всем дарить.Поспеши Снегурка скорей!
Ждет тебя хоровод друзей.
Только полночь часы пробьют,
Ты забудешь печаль свою!Твое счастье тебя найдет
И растопит на сердце лед
И закружится в сказке лес
В новогоднюю ночь чудес!
-Бабушка не рядом и очень всегда ждет, когда приедут к ней дети, внуки. Об этом ее следующее стихотворение.
Синичка- вещунья
Прилетела синичка ко мне под окно.
Поклевала, довольная, в плошке зерно,
Постучала в стекло, мол, встречайте гостей,
А сама поспешила умчаться скорей.
Вот и гости во двор: дети, внуки - семья,
А и вправду сказала синичка моя!
Накрываем на стол - угощенья рекой!
В доме - радость и смех, и на сердце покой.
Погостили, уехали - вновь тишина…
Я насыплю синичке побольше зерна!
Пусть она под окно прилетает скорей,
Чтобы вновь ко двору ожидать мне гостей.
-Стихами О. Поздняковой представлены ее внучки Надежда и Елизавета Герасимовы.
Надежде
Когда в славянской древности святой
В семье на свет мужчины появлялись,
Чтоб были в доме счастье и покой,
Надежами мальчишки нарекались.
Прошли века - крестила Ольга Русь,
И имена хозяев поменяли.
С тех пор (я знаю, что не ошибусь)
Надеждами девчонок называли.
Ты тоже при рождении навсегда
Святое имя это получила.
Неси его достойно чрез года!
В нем все: Любовь, Надежда, Вера, Сила.
Будь благодарна маме и отцу
За имя нестареющее это.
Оно прекрасно! И тебе к лицу!
С ним жить тебе на этом долгом свете.
Лизоньке
Девочка - красавица
С длинными косами,
Сумными, лукавыми
Карими глазами.
Что это за лапонька
Кто она, откуда
Эта внучка - Лизонька-
Маленькое чудо!
Хитро улыбаются
Бусинки-глазенки,
За спиною прячутся
Шустрые ручонки.
Подрастает девочка
Лиза - Лизаветочка.
Мамина помощница-
Тоненькая веточка.
Из чемодана взяты их художественные работы, другие заранее размещены в зале музея. (Девочки являются учащимися художественной школы).
5.Экскурсия по залу музея. Рассказ авторов о своих работах, технике написания, об участии в пленерах.
6. С группой учащихся они исполняют песню, т.к. занимаются в музыкальной школе.
7.Выступление заведующей музеем.
-“В любом человеке может расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если просто дать ему такую возможность”,- писал Д.Лессинг. И добавление от себя - “если человек не ленится”. Об этом беседа с мамой Ольгой Владимировной.
8.Интервью.
-Испытывали ли Вы когда – либо лень и как ее побеждали?
-Должны ли люди заставлять себя трудиться, если совсем не хочется этого делать?
-Как поступаете Вы, если к дочерям пришла лень?
Согласны ли Вы с мыслью, что заниматься любимым делом - это счастье?
9.Рассказ О.В.Герасимовой о своих увлечениях (дизайнерские находки в оформлении квартир, путешествия) с демонстрацией слайдов, сувениров (из чемодана), а также рассказ об увлечениях папы (горные лыжи, дайвинг)
10. Составление цветка счастья.
-Для того чтобы увлечься интересным делом, надо сначала помечтать. О чем мечтают люди?
Вот как об этом пишет О.В.Позднякова.
Сквозь толщу лет
Из века в век
О чем мечтает Человек?
О поле чистом-чистом,
О солнышке лучистом,
О теплых летних грозах,
Об изумрудных росах.
О речке шаловливой,
О радуге игривой,
О добром теплом море,
О радости без горя,
О ясном чистом небе
И о душистом хлебе.
-А затем человек начинает воплощать мечты в жизнь. И если это получается - человек счастлив. Мы составим сейчас цветок счастья. Выберите те лепестки, где записаны качества характера, нужные для достижения цели.
Счастье:
- Упорство
- Внимание
- Лень
- Терпение
- Зависть
- Сосредоточенность
- Забывчивость
- Трудолюбие
- Воля
- Необязательность
-Представьте, что вы дотронулись до этого цветка. Что вы ощутили?
-Конечно, тепло. Это хорошие качества перетекают в вас маленьким ручейком. У вас и так уже есть и любимые занятия, и увлечения.
11.Демонстрация рисунков ребят и беседа по ним на тему “Наши увлечения” (Из чемодана)
12. Заключительное слово учителя.
-Ваши учеба и увлечения - это ваш труд. Какие пословицы о труде помните?
“Суди о прожитом дне не по урожаю, который ты собрал, а по тем семенам, что ты посеял в этот день”.
“Дело мастера боится”
“ Каков уход, таков и плод”
“ Всякий человек в деле познается”
13.Вручение благодарственного письма семье Герасимовых. О.В.Поздняковой мы отправляем сияющее сердце, в которое мы поместили 30 наших сердец с пожеланиями добра, здоровья, счастья (Выполнена коллективная работа на уроке технологии).