Цели:
- познакомить детей с зимующими птицами,
- учить различать их,
- раскрыть важность заботы о птицах зимой,
- воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование: мультимедийные средства обучения, иллюстрации с изображением птиц, коробочки с кормом для птиц, конверты с заданиями, кормушки для птиц, тетрадь, цветные карандаши, ручка, запись музыки Чайковского "Январь".
Ход урока
Оргмомент.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Книжка, карандаш, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Сегодня на уроке окружающего мира, мы, с вами не выходя из классного кабинета, совершим путешествие. Какое время года? Вы любите зиму? Почему? Вот мы сегодня и отправимся в зимний лес.
Но сначала посмотрим, с каким настроением мы туда отправимся. (Рисунки на столе)
Итак, можно отправляться:
Слайд 1.
Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев можно увидеть необыкновенные "цветы". Что это за цветы? Угадайте!
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это:
Правильно, эти цветы - птицы зимнего леса, они называются зимующие.
Птицы везде - над нами, вокруг нас, рядом. Их можно встретить в лесу, в поле, на речке и в горах. Чтобы только посмотреть на всех птиц человеку не хватит целой жизни. Но тех, которые рядом с нами нужно обязательно знать.
Мы сделаем остановку на полянке "Угадай-ка!" и попробуем угадать, каких птиц можно сейчас встретить.
Слайд 2. Загадка про синицу.
Кто видел эту птицу? Кто попробует рассказать как она выглядит. (ответы учащихся).
Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, чёрная полосочка на шее, крылья и хвост серые, спина жёлто - зелёная, а брюшко жёлтое.
Слайд 3. Загадка про поползня.
Эта птица ползает по деревьям вниз головой, отсюда получила своё название.
Слайд 4. Загадка про воробья.
Все знают воробья. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Они очень чистоплотные, охотно купаются зимой в снегу.
Слайд 5. Загадка про свиристелей.
Вот такая красивая гордая птица. Эта птица украшает наш учебник. Она издаёт звуки: свири - свир! Отсюда получила своё название.
Слайд 6. Загадка про снегиря.
Кто попробует рассказать про эту птицу? Есть народная примета: выпал снег, увидишь снегирей.
У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные; спина голубовато - серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. Очень нарядная птица.
Загадка про ворону.
Это крупная птица. Почти вся серая, имеет хищный. Опасный клюв. Поведение охотника. Ходит большими шагами. Клюв крепкий большой. Хочет всё время что-то схватить.
Издаёт: кар, кар, кар.
Загадка про сороку.
Яркая чёрно - белая окраска, заметна по длинному зеленоватого оттенка хвосту. Хвост длинный, прямой как стрела. Ловкая, суетливая птица. Всё время стрекочет.
Гуляя по опушке, мы немного замёрзли и сейчас на остановке "Отдыхай-ка" немного согреемся.
Остановка: "Отдыхай-ка!"
Физминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится
Прыг - скок, прыг - скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень
Прямо - в тень.
Остановка: "Помогай-ка!"
Морозы жестокие в этом году
Тревожно за яблоньку в нашем саду
Тревожно за Жучку в её конуре
Такой же морозище как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц
За наших воробышков,
Галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Как же мы можем им помочь, чтобы они не голодали?
Действительно, зимой для птиц страшнее голод, чем холод. За короткий зимний день они едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на деревьях и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают.
В суровую зиму из 10 синичек выживает одна. Поэтому необходимо помочь птичкам в суровое время года.
Слайд 7.
Мы кормушки смастерим
И столовую откроем
Воробей, снегирь - сосед
Будет вам зимой обед!
Посмотрите в учебник. Какие ещё здесь мы видим кормушки?
Кормушки можно сделать из отходов. Вот, например кормушка сделана из упаковки от молока.
Демонстрация кормушек учителем.
А сейчас каждый из вас нарисует свою кормушку.
Работа в тетради.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, -
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А чем можно накормить птиц? (работа с коробочками)
А давайте же узнаем и ещё раз скажем какие птицы прилетят на нашу кормушку. У вас в большом конверте мозаика. Соберём и посмотрим какая у кого получится птица.
Работа по учебнику.
Письмо - приглашение.
Но ещё есть и природные столовые.
Это птицы дрозды. А ещё очень любят рябину снегири, они вытаскивают из плодов семечки.
А зачем надо помогать птицам?
Есть места где птицы и другие животные взяты под особую охрану и заботу. Такие места называются Заповедники. Такой заповедник находится на территории нашего района.
Остановка: "Подумай-ка!"
Сложить, прочитать пословицы и народные приметы о птицах.
Загадки о птицах, приготовленные детьми дома. Слайд 8.
Итог урока.
О каких птицах мы с вами говорили?
Почему надо помогать птицам?
Как мы можем помочь нашим птицам?
Чтение рассказа учителем "Избушка - кормушка", В.Бианки.
С каким настроением возвращаемся? (картинки с изображением солнышка и тучки)
Оценивание учащихся.