Урок-соревнование по информатике по теме «В поисках сокровищ: тайна неизвестного клада»

Разделы: Информатика


Дидактичная цель:

  • Изучить возможные способы кодирования информации;
  • Осуществить пропедевтику изучения раздела “Представление информации в компьютере” (числовой, текстовой, графической).

Задачи урока:

Обучающая:

  • Обеспечить повышение интереса к изучению раздела “Представление информации в компьютере”;
  • Обеспечить применение знаний и способов действий в реальной жизни.

Развивающая:

  • Активизировать взаимодействие между учащимися, развить навыки коллективной работы;
  • Обеспечить развитие навыков быстрого мышления и ответственности за коллективное решение;
  • Продолжить развитие творческой активности детей;
  • Помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала;
  • Продолжить развитие культуры речи (умение грамотно, лигически выстраивать свои ответы).

Воспитывающая:

  • Закрепить способность следовать нормам поведения;
  • Продолжить воспитание уважительного отношения к труду.

Методы:

  • Объяснение;
  • Иллюстративный;
  • Практикум за ПК.

Средства обучения:

  • Компьютеры, проектор, экран;
  • Раздаточный материал, презентация;
  • ПО: MS PowerPoint 2003.

Ход урока

Ход урока сопровождается демонстрацией презентации (Приложение 1)

I. Подготовительный этап (3 мин.)

- Доброе утро!

На проходе в кабинет учитель предлагает ученика вытянуть листок бумаги с эмблемой команд (Черная метка, Летучий Голландец) и занять места за соответствующими столами.

- Все мы любим читать увлекательные романы про пиратов, а еще больше любим смотреть приключенческие фильмы о похождениях этих смелых людей. История знает много имен покорителей водных просторов, и сегодня мы с вами более подробно познакомимся с одним из бравых корсаров. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Учитель демонстрирует слайд с видеороликом из фильма “Пираты Карибского моря”. В видеофильме учащиеся узнают пирата.

- Ребята, кто узнал этого пирата? Как его зовут?
- Это капитан Джек Воробей.
- Молодцы! Действительно, это капитан Джек Воробей. Наверняка вы видели некоторые из его приключений в трилогии “Пираты Карибского моря”. Но мало кто знает, что у этого пирата была тайна, вернее тайные сокровища, которые нам и предстоит сегодня найти.

Учитель демонстрирует слайд с названием урока “В поисках сокровищ!”.

- Работать вы будете в командах. За первым столом у нас сидит команда Черная метка, за вторым столом – Корабль-призрак “Летучий голландец”. Ребята, во всех предстоящих испытаниях члены команды могут совещаться и помогать друг-другу, помните об этом.

II. Игровой этап (25 мин.)

- В давние времена, когда у людей появлялись золото, драгоценности или деньги и у их обладателя не было надежного хранилища (раньше ведь не было банков), богатство необходимо было как-то сохранить. Как вы думаете, что в этом случае могли предпринять хозяева богатства?
- Они могли спрятать их. Возможно, где-нибудь закопать.
- Отлично. Я думаю, что именно это и сделал капитан Джек Воробей. А что бы в дальнейшем найти, спрятанный клад, Джек составил карту.
- Но подробная карта с точным описанием маршрута поиска и местонахождения сокровища – это слишком заурядная вещь для столь неординарной личности как Джек Воробей.

Демонстрация слайда с картой.

- Именно по этой причине на карте изначально присутствует только начало маршрута. И мы видим, что наше путешествие начинается с посещения Горной цепи компьютерного языка.

- Туземцы, вождем которых недолгое время являлся Джек Воробей, научили пирата одной хитрости. Что бы содержимое карты осталось известно только узкому кругу лиц, племя сохранило у себя зашифрованную подсказку возможного местонахождения клада (Приложение 2).

Учитель раздает командам раздаточный материал с алгоритмом решения задания (Приложение 3), маркеры и листы ватмана, лежат на компьютерных столах.

- На компьютерных столах лежат задания, в виде таблиц, в правом столбце которых записаны цифры. Цифры объединены по группам, каждая группа цифр разгадывается одним членом команды. Ваша задача, расшифровать рисунок, созданный хитрым пиратом. Разумеется, вы можете помогать друг-другу.

Учитель объясняет способ решения задания:

- Ребята, давайте на примере рассмотрим алгоритм нахождения спрятанной подсказки.

- Когда вы сядете за компьютеры, откройте, пожалуйста, программу Калькулятор. Вызов калькулятора осуществляется с помощью пункта Пуск – Все программы – Стандартные – Калькулятор. После этого вам необходимо задать внешний вид калькулятора, выбрав вид Инженерный. Для этого воспользуйтесь главным меню программы Вид – Инженерный. Обратите внимание, что калькулятор сразу же приобретет новый вид. У вас появится много новых кнопок, с которыми вы раньше не работали. Но нас интересует только 2 кнопки Dec и Bin, которые находятся в верхнем левом углу.

- Итак, когда перед вами будет раскрыт инженерный калькулятор, ваша задача, убедившись, что включен пункт Dec, вводить цифры из правого столба вашего задания. После того, как одна цифра введена необходимо нажать на кнопку Bin. Обратите внимание, что введенное вами число поменяется, и теперь будет состоять только из нулей и единиц. Вам необходимо записать получившееся число в карточку с заданием. Но вписывать вы будете это число с выравниванием по правому краю. После того, как вы выполните перевод одного числа из привычной нам формы в нули и единицы, необходимо мысленно переместить 0 и 1 в таблицу с учетом выравнивания по правой стороне. Клеточки, содержащие 0 мы не трогаем, клетка содержащая 1 закрашивается крестиком. После того как все участники команд справятся со своей частью задания, подсказку нужно будет сложить, соединив все части ватмана и склеить скотчем.

Конкурс будет закончен, как только хотя бы одна из команд расшифрует подсказку. Количество “веселых Роджеров”, которое вы получите за данное задание, будет равно количеству строк рисунка, которые вы правильно закрасите.

- Ребята, вам все понятно? Есть вопросы по выполнению задания?

При необходимости учитель отвечает на вопросы учащихся.

- Итак, если вопросов нет, можете садиться за компьютеры и выполнять задание.

Ученики выполняют задание, учитель ходит по классу, следит за ходом работ, при необходимости помогает школьникам. После того, как одна из команд закончила рисовать, конкурс заканчивается. Учитель, по очереди вызывает учащихся доске, и вся группа проверяет правильность рисования подсказки (построчно), подсчитывая количество баллов, заработанное командами.

- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, расшифровали подсказку, спрятанную капитаном Джеком Воробьем.

Демонстрация слайда с картой.

- И вы видите, что она указывает на корабль. И теперь наш путь лежит на корабль “Жемчужина кодирования”.

- Да! При составлении следующего задания, Джек Воробей вспомнил историю, рассказанную его подругой Элизабет Свон. Как-то она побывала на корабле, команда которого во главе с капитаном оказались мертвецами. Истинный вид пиратов можно было увидеть только в лунном свете. Именно эта идея стала ключевой при составлении очередной подсказки, для решения которой Вам необходимо будет пересесть за компьютеры. Но в начале выслушайте, пожалуйста, алгоритм решения задания.

- У каждого из Вас на рабочем столе находится web-страничка под названием Кодекс (Приложение 4). При открытии этого документа вы увидите непонятный набор символов. Но, как и пираты на проклятом корабле могли проявить свою истинную сущность, так и спрятанное послание являет свое значение только при определенных обстоятельствах. Что бы узнать содержимое послания необходимо воспользоваться пунктами главного меню Вид – Кодировка – Автовыбор. Получившиеся словосочетания Вы запишите на листах бумаги, лежащими на системном блоке. У каждого члена команды свои слова. Затем, из получившихся словосочетаний необходимо составить фразу. Обращаю Ваше внимание, что слова в словосочетаниях нельзя менять местами, местами можно менять только целые словосочетания. Победит команда, которая быстрее разгадает фразу. Победителю в этом соревновании достанется 5 баллов. Команда, выполнившая задание второй не получит баллов. Поэтому постарайтесь выполнить задание как можно быстрее. тканичка под названием Послание., для решения которой вас необходимо будет пересесть за компьюетры. д которых можно было увид

- Ребята, вам все понятно? Есть вопросы по выполнению задания?

При необходимости учитель отвечает на вопросы учащихся.

- Итак, если вопросов нет, можете садиться за компьютеры и выполнять задание.

Ученики выполняют задание, учитель ходит по классу, следит за ходом работ, при необходимости помогает школьникам. После того, как одна из команд выполнила задание первой, учитель проверяет его правильность. После окончания выполнения задания второй командой, участники команды озвучивают свои фразы и сверяют их с правильным ответом на экране. Учитель подсчитывает набранное количество баллов и раздает соответствующее количество “веселых Роджеров” командам.

- Расшифрованная фраза, отражающая сущность корсаров, записана в кодексе, следовать которому обязан каждый пират. Кодекс пиратов был составлен баронами пиратства на самом первом собрании. Наш друг Капитан Джек Воробей побывал на 4-ом собрании и узнал тайну “Языка морских волков”. С помощью которого Капитан Джек Воробей и передаст нам местонахождение спрятанных сокровищ.

Учитель раздает ребятам раздаточный материал с флажковой азбукой и карточкой с заданием (Приложение 5).

- Вы видите, что каждой букве соответствует свое положение рук и флажков. Вам будет продемонстрировано зашифрованные с помощью языка морских волков слово, которое вы запишите в карточки с заданием. Каждая буква должна размещаться в своей клеточке и под своим номером. Я советую Вам заранее распределить между членами команды кто какие буквы будет расшифровывать. Внимательно следите за демонстрацией и схематично зарисуйте обозначение вашей буквы. Если вы не успели этого сделать, дождитесь конца – демонстрация начнется сначала. Ваша задача как можно скорее разгадать послание от капитана Джека Воробья. В нем зашифровано местоположение клада. Игра будет остановлена как только хотя бы одна из команд закончит это задание и получит 9 веселых Роджеров. Команда – проигравшая получит веселых Роджеров по числу разгаданных букв.

- Ребята, вам все понятно? Есть вопросы по выполнению задания?

При необходимости учитель отвечает на вопросы учащихся.

- Итак, если вопросов нет, можем приступать к выполнению задания.

Демонстрация слайда с шифром (ответ: учительский стол).

Ученики выполняют задание, учитель ходит по классу, следит за ходом работ, при необходимости помогает школьникам. После того, как одна из команд выполнила задание первой и взяла свой приз, все ждут пока команда-соперник закончит декодирование слов и возьмет свой приз.

Демонстрация слайда с картой.

III. Подведение итогов соревнования (2 мин.)

- Молодцы! Поздравляю Вас! Вы нашли спрятанные сокровища, мы с Капитаном Джеком Воробьем вами гордимся! Но у нас остались “черные метки”, которые вы с таким энтузиазмом выигрывали в течении урока. Давайте же посмотрим, кто получит дополнительный приз, у какой команды число “веселых Роджеров” больше.

Учитель вместе с учениками подсчитывает количество “веселых Роджеров”, выявляя команду – победитель и награждает их дополнительным призом.

- Ну вот и все. Наша игра подошла к концу, все загадки разгаданы, все призы розданы. Мне очень понравилось работать с вами. Как говорят пираты, попутного ветра Вам! Ну а Джек Воробей поплывет на встречу к приключениям!

- Спасибо за урок!