Интегрированный урок (физика + химия) по теме "Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества"

Разделы: Физика, Химия


Цель урока: научить применять полученные знания на практике.

Задачи:

Образовательные:

  • Научиться готовить растворы с указанной массовой долей растворённого вещества, соблюдая правила ТБ;
  • Показать межпредметные связи физики и химии при решении физико-химических задач с использованием понятий “масса вещества”, “плотность вещества”, “плотность раствора”.

Воспитательные:

  • Совершенствовать навыки химического экспериментирования, воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу;
  • Продолжить согласованное формирование практических навыков и единых требований к проведению и оформлению лабораторных и практических работ.

Развивающие:

  • Развивать самостоятельность, творческую активность, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование и реактивы.

Для учителя:

  • Таблички на магнитах: V, m , wр.в., m раствора, m воды, m раств. вещества;
  • Цилиндр с дистиллированной водой и ареометром в ней;
  • Карточки этапов работы.

Для учащихся:

  • Весы, разновесы;
  • Образцы солей в твердом виде;
  • Мензурка;
  • Вода в стакане;
  • Колба коническая;
  • Стеклянная палочка;
  • Инструкция – задание;
  • Текст контрольного задания;
  • Ампулы с растворами глюкозы, хлорида кальция, анальгина, магнезии;
  • Шпатели;
  • Ареометры;
  • Таблица плотностей растворов солей;
  • Шприц медицинский.

Эпиграф к уроку:

“Теория – это хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда”.

(П.Л.Капица)

Ход урока

I. Организация.

II. Подготовка к выполнению работы.

Учитель химии.

Изучая химию, мы часто пользуемся растворами веществ. Сегодня вы научитесь готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества.

Сообщается тема и цель занятия.

Давайте вспомним, что называется раствором.

Учащиеся дают определение, на доске появляется формула:

m раствора = m растворителя + m растворенного вещества

Что называется массовой долей растворенного вещества?

Учащиеся дают определение. На доске записывается формула:

р.в. = m р.в./ m раствора*100%

Выразите из этой формулы массу растворенного вещества. Учащиеся работают у доски.

А как определить массу растворителя? Учащиеся выражают, работая у доски с табличками на магнитах.

Учитель физики.

В качестве растворителя выступает вода. Как из формулы плотности выразить массу воды?

Продолжается работа с табличками на магнитах.

Учитель химии.

Попытайтесь самостоятельно составить план практической части нашего занятия.

Учащиеся составляют план последовательных действий. Учитель записывает этапы работы на доске в виде заранее заготовленных табличек:

  1. Рассчитайте массу соли и воды.
  2. Соберите весы.
  3. Взвесьте рассчитанную массу соли.
  4. Перенесите навеску соли в колбу.
  5. Отмерьте мерным цилиндром вычисленный объём воды.
  6. Перелейте воду в колбу с навеской соли.
  7. Размешайте стеклянной палочкой.
  8. Определите плотность раствора.
  9. Оформите работу в удобном для вас варианте.

Учитель физики.

Для реализации этого плана необходимо вспомнить следующее:

1. Вспомните правила взвешивания.

2. Как пользоваться мензуркой?

а) как определить цену деления?
б) как определить объём жидкости?

3. Вспомните понятие плотности вещества:

а) дайте определение плотности;
б) назовите формулу для расчета плотности (учитель записывает формулу с помощью табличек на магнитах).

4. Назовите единицу измерения плотности в системе “СИ”.

Сегодня мы будем готовить водные растворы, поэтому должны вспомнить плотность воды.

Плотность воды = 1000 кг/м3. Как вы это понимаете?

1 м3 воды имеет массу 1000 кг. Мы будем готовить растворы, масса веществ которых измеряется в граммах.

Как перевести плотность в г /см3?

=1000 кг/м3: 1000 = 1 г/см3

Учитель химии.

У вас на столах медицинский шприц. Цена одного деления шприца равна 1 см3, а поскольку 1 см3 равен 1 мл, медики говорят: “Шприц на 3 кубика”, “Шприц на 5 кубиков” и т.д., а в аптеке иногда не понимают, что значит “Шприц на 3 мл”, зато понимают “Шприц на 3 кубика”.

Учитель физики.

Каким прибором измеряется плотность жидкости?

Демонстрируется ареометр и принцип его действия, основанный на законе Архимеда.

А если нет ареометра? = m/V . Масса вещества взвешивается на весах. Объём измеряется

мерным цилиндром (мензуркой).

III. Инструктаж учителя химии о размещении оборудования.

Инструктаж об этапах выполнения работы.

Инструктаж о вариантах оформления работы.

Учитель физики.

После приготовления раствора вы измерите его плотность ареометром и сравните результат с табличным.

Плотность водных растворов некоторых солей, кг/м3

Соль 1% 2% 4% 6% 8% 10% 20% 30% 40%
AlCl3 1007 1016 1034 1052 1071 1090      
CaCl2 1007 1014 1031 1048 1065 1083 1177 1281 1395
K2CO3 1007 1016 1034 1052 1071 1090 1189 1414 1540
KCl 1004 1011 1036 1050 1063 1132      
KMnO4 1006 1013 1027 1041          
K2SO4 1006 1014 1031 1047 1064 1081      
MgSO4   1018 1039 1060 1081 1103 1219    
Na2CO3 1008 1019 1039 1060 1081 1102      
NaCl 1005 1012 1026 1041 1055 1070 1147    

Учитель химии.

Растворы будете готовить, пользуясь, инструкцией – заданием. Она вам выдана и находится у вас на столе. Работать будете в парах.

После того как раствор будет приготовлен, вам предстоит выполнить контрольное задание, текст которого также находится у вас на столе и набран шрифтом красного цвета.

Работать будете индивидуально.

Инструкция – задание для приготовления растворов.

Вариант 1. Приготовьте 80 граммов 2%-ного раствора карбоната натрия для аптечки школьного химического кабинета.
Вариант 2. Приготовьте 50 граммов 20%-ного раствора хлорида кальция.
Вариант 3. Приготовьте 120 граммов 1%-ного раствора перманганата калия, применяемого для смачивания повязки при ожогах электрическим током.
Вариант 4. Приготовьте 60 граммов 8%-ного раствора хлорида натрия.

Текст контрольного задания.

Вариант 1. Глюкоза применяется в медицине как средство усиленного углеводного питания, как компонент различных кровезамещающих и противошоковых жидкостей, при отравлениях угарным газом и анилином. Определите массу глюкозы, которую получит пациент при инъекции одной ампулы 40%-ного раствора объёмом 10 мл.

Плотность раствора равна 1,54 г/мл.

Вариант 2. Сульфат магния широко применяется в медицине при гипертонической болезни, при отравлениях солями ртути и мышьяка. Определите массу магнезии, которую получит пациент при инъекции одной ампулы 25%-ного раствора объёмом 5 мл.

Плотность раствора равна 1,98 г/мл.

Вариант 3. Хлорид кальция применяется в медицине в хирургии для повышения свёртывае – мости крови, а также при аллергических заболеваниях. Определите массу хлорида кальция, которую получит пациент при инъекции одной ампулы 10%-ного раствора объёмом 10 мл. Плотность раствора равна 2,51 г/мл.

Вариант 4. Анальгин применяется в медицине как болеутоляющее, жаропонижающее и противовоспалительное средство при головных болях, радикулите, гриппе, ревматизме.

Определите массу анальгина, которую получит пациент при инъекции одной ампулы 50%-ного раствора объёмом 2 мл. Плотность раствора 1,47г/мл .

IV. Практическая деятельность учащихся.
V. Оформление результатов работы и решение контрольного задания.
VI. Уборка рабочих мест.
VII. Подведение итогов. Определение домашнего задания.