Цель урока: научить применять полученные знания на практике.
Задачи:
Образовательные:
- Научиться готовить растворы с указанной массовой долей растворённого вещества, соблюдая правила ТБ;
- Показать межпредметные связи физики и химии при решении физико-химических задач с использованием понятий “масса вещества”, “плотность вещества”, “плотность раствора”.
Воспитательные:
- Совершенствовать навыки химического экспериментирования, воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу;
- Продолжить согласованное формирование практических навыков и единых требований к проведению и оформлению лабораторных и практических работ.
Развивающие:
- Развивать самостоятельность, творческую активность, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование и реактивы.
Для учителя:
- Таблички на магнитах: V, m , wр.в., m раствора, m воды, m раств. вещества;
- Цилиндр с дистиллированной водой и ареометром в ней;
- Карточки этапов работы.
Для учащихся:
- Весы, разновесы;
- Образцы солей в твердом виде;
- Мензурка;
- Вода в стакане;
- Колба коническая;
- Стеклянная палочка;
- Инструкция – задание;
- Текст контрольного задания;
- Ампулы с растворами глюкозы, хлорида кальция, анальгина, магнезии;
- Шпатели;
- Ареометры;
- Таблица плотностей растворов солей;
- Шприц медицинский.
Эпиграф к уроку:
“Теория – это хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда”.
(П.Л.Капица)
Ход урока
I. Организация.
II. Подготовка к выполнению работы.
Учитель химии.
Изучая химию, мы часто пользуемся растворами веществ. Сегодня вы научитесь готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества.
Сообщается тема и цель занятия.
Давайте вспомним, что называется раствором.
Учащиеся дают определение, на доске появляется формула:
m раствора = m растворителя + m растворенного вещества
Что называется массовой долей растворенного вещества?
Учащиеся дают определение. На доске записывается формула:
р.в. = m р.в./ m раствора*100%
Выразите из этой формулы массу растворенного вещества. Учащиеся работают у доски.
А как определить массу растворителя? Учащиеся выражают, работая у доски с табличками на магнитах.
Учитель физики.
В качестве растворителя выступает вода. Как из формулы плотности выразить массу воды?
Продолжается работа с табличками на магнитах.
Учитель химии.
Попытайтесь самостоятельно составить план практической части нашего занятия.
Учащиеся составляют план последовательных действий. Учитель записывает этапы работы на доске в виде заранее заготовленных табличек:
- Рассчитайте массу соли и воды.
- Соберите весы.
- Взвесьте рассчитанную массу соли.
- Перенесите навеску соли в колбу.
- Отмерьте мерным цилиндром вычисленный объём воды.
- Перелейте воду в колбу с навеской соли.
- Размешайте стеклянной палочкой.
- Определите плотность раствора.
- Оформите работу в удобном для вас варианте.
Учитель физики.
Для реализации этого плана необходимо вспомнить следующее:
1. Вспомните правила взвешивания.
2. Как пользоваться мензуркой?
а) как определить цену деления?
б) как определить объём жидкости?
3. Вспомните понятие плотности вещества:
а) дайте определение плотности;
б) назовите формулу для расчета плотности
(учитель записывает формулу с помощью табличек
на магнитах).
4. Назовите единицу измерения плотности в системе “СИ”.
Сегодня мы будем готовить водные растворы, поэтому должны вспомнить плотность воды.
Плотность воды = 1000 кг/м3. Как вы это понимаете?
1 м3 воды имеет массу 1000 кг. Мы будем готовить растворы, масса веществ которых измеряется в граммах.
Как перевести плотность в г /см3?
=1000 кг/м3: 1000 = 1 г/см3
Учитель химии.
У вас на столах медицинский шприц. Цена одного деления шприца равна 1 см3, а поскольку 1 см3 равен 1 мл, медики говорят: “Шприц на 3 кубика”, “Шприц на 5 кубиков” и т.д., а в аптеке иногда не понимают, что значит “Шприц на 3 мл”, зато понимают “Шприц на 3 кубика”.
Учитель физики.
Каким прибором измеряется плотность жидкости?
Демонстрируется ареометр и принцип его действия, основанный на законе Архимеда.
А если нет ареометра? = m/V . Масса вещества взвешивается на весах. Объём измеряется
мерным цилиндром (мензуркой).
III. Инструктаж учителя химии о размещении оборудования.
Инструктаж об этапах выполнения работы.
Инструктаж о вариантах оформления работы.
Учитель физики.
После приготовления раствора вы измерите его плотность ареометром и сравните результат с табличным.
Плотность водных растворов некоторых солей, кг/м3
Соль | 1% | 2% | 4% | 6% | 8% | 10% | 20% | 30% | 40% |
AlCl3 | 1007 | 1016 | 1034 | 1052 | 1071 | 1090 | |||
CaCl2 | 1007 | 1014 | 1031 | 1048 | 1065 | 1083 | 1177 | 1281 | 1395 |
K2CO3 | 1007 | 1016 | 1034 | 1052 | 1071 | 1090 | 1189 | 1414 | 1540 |
KCl | 1004 | 1011 | 1036 | 1050 | 1063 | 1132 | |||
KMnO4 | 1006 | 1013 | 1027 | 1041 | |||||
K2SO4 | 1006 | 1014 | 1031 | 1047 | 1064 | 1081 | |||
MgSO4 | 1018 | 1039 | 1060 | 1081 | 1103 | 1219 | |||
Na2CO3 | 1008 | 1019 | 1039 | 1060 | 1081 | 1102 | |||
NaCl | 1005 | 1012 | 1026 | 1041 | 1055 | 1070 | 1147 |
Учитель химии.
Растворы будете готовить, пользуясь, инструкцией – заданием. Она вам выдана и находится у вас на столе. Работать будете в парах.
После того как раствор будет приготовлен, вам предстоит выполнить контрольное задание, текст которого также находится у вас на столе и набран шрифтом красного цвета.
Работать будете индивидуально.
Инструкция – задание для приготовления растворов.
Вариант 1. Приготовьте 80 граммов 2%-ного раствора
карбоната натрия для аптечки школьного
химического кабинета.
Вариант 2. Приготовьте 50 граммов 20%-ного раствора
хлорида кальция.
Вариант 3. Приготовьте 120 граммов 1%-ного раствора
перманганата калия, применяемого для смачивания
повязки при ожогах электрическим током.
Вариант 4. Приготовьте 60 граммов 8%-ного раствора
хлорида натрия.
Текст контрольного задания.
Вариант 1. Глюкоза применяется в медицине как средство усиленного углеводного питания, как компонент различных кровезамещающих и противошоковых жидкостей, при отравлениях угарным газом и анилином. Определите массу глюкозы, которую получит пациент при инъекции одной ампулы 40%-ного раствора объёмом 10 мл.
Плотность раствора равна 1,54 г/мл.
Вариант 2. Сульфат магния широко применяется в медицине при гипертонической болезни, при отравлениях солями ртути и мышьяка. Определите массу магнезии, которую получит пациент при инъекции одной ампулы 25%-ного раствора объёмом 5 мл.
Плотность раствора равна 1,98 г/мл.
Вариант 3. Хлорид кальция применяется в медицине в хирургии для повышения свёртывае – мости крови, а также при аллергических заболеваниях. Определите массу хлорида кальция, которую получит пациент при инъекции одной ампулы 10%-ного раствора объёмом 10 мл. Плотность раствора равна 2,51 г/мл.
Вариант 4. Анальгин применяется в медицине как болеутоляющее, жаропонижающее и противовоспалительное средство при головных болях, радикулите, гриппе, ревматизме.
Определите массу анальгина, которую получит пациент при инъекции одной ампулы 50%-ного раствора объёмом 2 мл. Плотность раствора 1,47г/мл .
IV. Практическая деятельность учащихся.
V. Оформление результатов работы и решение
контрольного задания.
VI. Уборка рабочих мест.
VII. Подведение итогов. Определение домашнего
задания.