Цели урока:
- Наблюдать за значением синонимов в речи, учить правильно использовать синонимы, сочетая их с другими словами;
- Учить анализировать значение слов; развивать речь детей;
- Воспитывать культуру речи.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
Упр. 4, стр.42
Давайте прочитаем текст.
Как вы его озаглавили? (Дети предлагают свои варианты)
Что еще нужно было сделать к этому упр.? (Выписать синонимы)
Назовите синонимы, которые вы нашли в упр. (слайд №1)
III. Сообщение темы урока.
1. Сегодня мы с вами продолжим работать с синонимами. Давайте вспомним, какие слова называют синонимами? Правило (слайд №2)
Что означает слово синоним в переводе с греческого языка? (Одноименный).
2. Знакомый нам с вами мальчик Сережа сказал, что синонимы помогают разнообразить речь, они могут передать различные оттенки того, о чем мы хотим сказать. Согласны ли вы с Сережей?
Сегодня мы постараемся это доказать. А поможет нам в этом Винни-Пух.
3. Работа с учебником (с. 43)
Упр.1 (устно)
Отгадайте загадки, найдите в них синонимы (дождь, путь – дорога; молния, мчится – бежит).
Докажите, что это синонимы (они отвечают на один вопрос и близки по значению).
4. Упр.2 (с.44) письменно, по рядам.
1 ряд – друг (товарищ, приятель);
2 ряд – жара (зной, пекло);
3 ряд – горячий (жаркий, знойный, жгучий).
Проверка. Винни-Пух вами очень доволен, но у него есть к вам вопрос:
Почему слова друг – товарищеский не являются синонимами? (Отвечают на разные вопросы).
Физкультминутка.
5. Посмотрите, какое задание предлагает нам Винни-Пух: правильно ли употреблены слова в предложениях. Как лучше сказать? (Упр.3, стр.44-45)
1) Умолять, просить, клянчить (слайд №3)
Миша клянчил у учителя, чтобы его спросили на уроке. (Просил или умолял т.к. клянчить – “надоедливо выпрашивать”)
2) Хихикать, гоготать, смеяться, хохотать (слайд №4)
Вера с Ниной тихонько гоготали над ним. (Хихикать или смеяться, т.к. гоготать и хохотать – “громко смеяться”)
3) Дурачиться, шалить, озорничать (слайд №5)
Когда Карлсон прилетал к Малышу, они все время шалили. (Ошибки нет, можно использовать любое слово)
4) Изучать, зубрить, учить (слайд №6)
Космонавты зубрят космическое пространство. (Изучают)
Вывод: что вы заметили при выполнении данного упражнения? Какой вывод можем сделать?
6. Домашнее задание.
Упр.4, с.45 (подобное задание).
Какой зимний месяц встретился в упр.? (Декабрь).
Что знаете об этом месяце? (Декабрь год кончает, зиму начинает; новогодний праздник).
Декабрь – словарное слово. Внимательно посмотрите, как пишется это слово. Запишите в тетрадь. Закройте глаза, мысленно напишите это слово, запомните его правописание.
7. Работа в парах (упр.5,стр.45) (слайд №7)
Подобрать синонимы, используя слова для справок.
Вежливый – …, …,… .
Злой – …, …, … .
Опрятный – …, …, … .
Слова для справок: учтивый, сердитый, любезный, жестокий, чистый, аккуратный.
Проверка: Винни-Пух рад, что вы справились с заданием (слайд №8)
8. Творческая работ (упр.6, стр45) (слайд №9)
Какое время года за окном?
Художники в своих картинах передают красоту этого времени года, поэты посвящают волшебнице зиме свои стихи, композиторы дают нам возможность понять ее особенность своей прекрасной музыкой. Попробуйте представить себе, что вы очутились в зимнем лесу. Слушая композицию “Зимний лес”, передайте при помощи текста то, что вы увидели, используя слова-синонимы, данные в скобках.
Зимний лес.
Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).
Чтение полученного текста.
Помогли нам синонимы передать красоту зимнего леса?
IV. Итог урока (слайд №10)
Что мы сегодня делали на уроке?
Что такое синонимы?
Для чего они нужны в речи?