Урок окружающего мира в 3-м классе по программе «Школа XXI века» на тему «Как животные приспосабливаются к условиям жизни. Почему исчезают животные»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить детей с различными способами приспособления животных к условиям жизни;
  • Показать связь между жизнью животных и изменениями в неживой природе и в мире растений;
  • Учить детей беречь и охранять природу;
  • Расширять кругозор детей;
  • Развивать речь, мышление, умение высказывать свою точку зрения;
  • Воспитывать любовь к природе и гуманное отношение к животным.

Ход урока

I. Организационный момент.

Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.

Хочу:

  • Угадывать;
  • Отвечать на вопросы;
  • Слушать;
  • Читать;
  • Исследовать.

II. Введение в тему урока.

Приставим зоо к слову парк
И получим…

(Зоопарк).

И, действительно, сейчас мы с вами окажемся в зоопарке. Кого же мы встретим? Угадайте.

1.

Серый маленький зверюшка
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай.

(Заяц).

2.

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть!

(Волк).

3.

Очень много силы в нем,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос,
Будто сотню лет он рос.

(Слон).

4.

То не радуга, не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами
Разноцветный…

(Попугай).

5.

Свое гнездо на крыше вьет,
Чем очень радует народ.

(Аист).

6.

Этот зверь какой-то странный:
Шея – как стрела у крана.

(Жираф).

7.

Развалился, как на пляже,
Может, рядышком приляжем?
Нет, не нужно, проходи:
Загорает…

(Крокодил).

Как можно назвать одним словом этих обитателей зоопарка? (Животные)

- Установлено, что большинство животных, которых воспитывает человек, погибают на воле. Как вы думаете, почему?

- Жизнь животных в зоопарке проще. За ними ухаживают, их кормят. О том, как приспосабливаются к жизненным трудностям животные, которые живут в природе, мы сегодня поговорим на уроке.

III. Работа по теме урока.

Могу:

  • Угадывать;
  • Отвечать на вопросы;
  • Слушать;
  • Читать;
  • Исследовать.

1. Какие жилища устраивают животные, чтобы пережить долгую зиму?

Вывод: жилища:

  • Берлога (медведь);
  • Нора (лиса, мышь);
  • Дупло (белка, дятел);
  • Зарываются в снег (куропатки).

2. Чем занимаются животные в преддверии зимы и с ее приходом?

Вывод: занятия животных:

  • Улетают в теплые края (ласточки);
  • Залегают в спячку (медведь, еж, мышь, барсук);
  • Кормятся запасами (бобры, белки);
  • Передвигаются в поисках пищи (заяц, волк, лиса).

3. Как меняется внешний вид животных?

Вывод: внешний вид:

  • Меняется окрас (белка, заяц);
  • Мех и оперение становятся гуще (олень, белая куропатка, глухарь).

4. Как легче прожить животному – одному или в группе?

Вывод: группы животных:

  • Семья (муравьи);
  • Колония (северные птицы);
  • Стадо (кабаны);
  • Косяк (рыбы).

Делаю:

  • Угадываю;
  • Отвечаю на вопросы;
  • Слушаю;
  • Читаю;
  • Исследую.

5. Работа с учебником (стр. 86-87)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а.

6. Работа в группах (каждая группа детей получает проблемную ситуацию, которую обсуждают, зачитывают и объясняют)

а) Гигантские панды (бамбуковые медведи) жили в лесах Гималаев. Но вот в леса пришли люди и стали расчищать место для земледелия. Панды погибли. Почему?

Вывод: человек уничтожает места обитания животных.

б) В реках Америки проживало большое количество аллигаторов (крокодилов). Человеку понравились изделия из кожи этого животного, и крокодилы почти исчезли из рек Америки. Почему?

Вывод: неразумная охота и промысел животных приводит к их уничтожению.

в) На поле, которое распахал человек, выросла пшеница. Но полевые животные – мыши и кроты часть зерна съедали. Взял человек и обработал поле ядом. Погибли не только мыши и кроты, но и редкие насекомые: жужелица краснотел, жук-олень, кузнечики, которые жили вблизи поля. Почему?

Вывод: неосторожное применение ядов и химических веществ уничтожает всех живущих поблизости животных.

г) Приходят люди на прогулку в лес, поле, на луг, на водоем. Ловят бабочек, стрекоз, делают из них коллекции. А через несколько лет эти животные исчезают. Почему?

Вывод: неразумное собирание коллекций ведет к исчезновению животных.

Почему исчезают животные?

  • Уничтожение человеком мест их обитания;
  • Неразумная охота и промысел;
  • Неосторожное применение ядов и химикатов;
  • Неразумное собирание коллекций.

7. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц.

А что делает человек для того, чтобы сохранить все то, что осталось?

Вывод: создают заповедники, заказники, национальные парки.

Давайте посмотрим в нашем словарике, чем они различаются? (стр. 150-157)

8. Зачем человеку нужно сохранять животных?

Вывод: в природе все взаимосвязано.

Получаю:

  • Угадал;
  • Ответил на вопросы;
  • Слушал;
  • Читал;
  • Исследовал.

9. Закрепление пройденного (тренинг).

Вопросы:

  1. Жилище белки (нора, берлога, дупло);
  2. Что запасают на зиму бобры? (орехи, ветки, желуди);
  3. Летом серый, зимой белый (волк, заяц, белка);
  4. Группа рыб (семья, стадо, косяк);
  5. Территория, на которой запрещены охота, сбор трав, купание (заказник, заповедник, национальный парк).

10. Проверка работ.

Встаньте, пожалуйста, у кого нет ошибок. Какую оценку вы себе поставите?

Встаньте, пожалуйста, у кого есть одна ошибка. Какую оценку вы себе поставите?

Спасибо, ребята, вам за хорошую работу на уроке.

Приложение.