Факультатив «Динамическое чтение» на тему «Знакомство с рифмой»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с понятием “стихотворная рифма”, учить находить её в стихотворных отрывках;
  • Давать первоначальные знания о том как пишутся стихи;
  • Учить любить и понимать их;
  • Развивать творческие способности;
  • Активно привлекать к работе слабоуспевающих детей.

Ход работы

1. Орг. Момент.

Растяжка: “Солнышко уже проснулось и приветствует нас своими теплыми лучами. Давайте и мы поприветствуем его (потягивание на носочках, руки вверх). Возьмите его лучики в себя (руки в стороны, потягивание) пусть они вам помогут в работе. Выбросите лень.

2. Артикуляционная гимнастика.

Произнести гласные А О У И Ы Э.

Сначала с голосом, потом без голоса проговаривая все буквы про себя.

Выполнить упражнение: “Сладкое варенье”, “Часы”.

Работа со скороговоркой: “От топота копыт пыль по полю летит”.

Вначале покажите, как цокают копыта. (С нарастающим темпом).

3. Прочитайте, какая история произошла в лесу (на партах текст):

“Однажды Дед Мороз ущипнул Лису за нос. А она, чтобы отомстить ему напоминает, что скоро наступит лето и ему будет плохо”.

Ущипнул Лису за нос
Невидимка Дед Мороз
А она в ответ на это:
- Погоди! Наступит лето.

Вы послушали и прочитали одну и ту же историю, но немного по-разному. Первое был рассказ иначе его можно назвать проза.

А что было второе?

А как вы догадались, что это было стихотворение?

Последние слова в стихотворении похожи по звучанию, или говоря, что они рифмуются.

“Прячет” – “скачет”, “нос” – “мороз”.

Это и называется рифмой. Без неё бы и не получилось стихотворение.

Попробуйте подобрать сами рифму:

Мышь кота на новоселье
Пригласила в ……………
- Не пройду я: узок вход; –
Говорит с досадой ……….
Веселятся в норке гости –
Кот бы слопал их от ……..!

Сегодня мы учимся подбирать рифму, сами попробуем написать небольшие стихи.

Смотрите, какой злой пират нам встретился на пути: “Если рифму не найдёшь в плен к пирату попадёшь”.

Какие слова рифмуются: (соотношение слов и картинок)

Поклон – слон

Рот – крот

Пол – стол

Капкан – стакан

Чебурашка – ромашка

Рога – нога

Картина – корзина

Мост – хвост

Неприятная встреча с Лешим:
Мы однако, вас утешим
Всем кто выполнит задание,
Скажет Леший “до свидания”.

(Соедините стрелками).

Дочь Голова
Цапля Умелый
Дверь Вдвоём
Мошка Ночь
Смелый Капля
Поём Зверь
Слова Кошка

Найдите рифму:

Баю, баю, спи малыш
Посмотри, уснула ….
Ей, наверно, сказка снится
Спит на веточке ……..
Маму слушайся с пелёнок
Вот уже уснул …………
Спи, мой милый, баю-баю.
Вот и я уже зеваю.

Но нам спать пака ещё рано. Давайте немного развеселимся. Отгадайте загадки – обманки:

Простой вопрос для малышей:
“Кого боится кот?” ………….

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …………

Хвост веером, на голове корона
Нет птицы краше, чем ………….

По сосне, как в барабан
Застучал в лесу ………….

Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая ………………….

У вас у каждого есть по одному слову, некоторые из них рифмуются, вам нужно найти товарища по команде с кем вы будете продолжать работу.

В вашей группе должно оказаться по четыре человека. Значит должны рифмоваться четыре слова, удачного поиска. (Слова: ромашка, Чебурашка, рубашка, простоквашка; коса, оса, роса, голоса; кочка, точка, дочка, ночка; снежок, дружок, лужок, пушок).

Задание по группам:

Перед вами большое стихотворение, но некоторые слова пропущены, если вы правильно подберёте рифму и вставите слова, у вас получится красивое стихотворение, которое вы нам должны будите прочитать громко, выразительно.

Работа с текстами по осознанности чтения. (Приложение 1)

А вот теперь сами попробуйте силы в написании стихов. Вернитесь к тем словам с помощью, которых вы собирались в группы. Каждое слово будет заканчивать строчку вашего стихотворения. Попробуйте сами придумать маленькое четверостишие, предлагаю вам на минутку стать маленькими поэтами. Слова: ромашка, Чебурашка, рубашка, простоквашка; коса, оса, роса, голоса; кочка, точка, дочка, ночка; снежок, дружок, лужок, пушок;

Дети в группах сочиняют свои маленькие стихи.

Вот и закончилось наше занятие, надеюсь, что вы узнали, что-то новое для себя, и надеюсь, что теперь, когда вы захотите сотворить какой- нибудь шедевр вам поможет рифма.

Помните, мы здоровались в начале урока с солнышком? Оно опять заглянуло к нам в класс. Подарите ему один из лучиков, которые лежат у вас на партах: оранжевый – занятие понравилось и у вас хорошее настроение; жёлтый - если занятие понравилось не очень; красный - если занятие не понравилось и у вас испортилось настроение.