Цели:
- Познакомить с понятием “стихотворная рифма”, учить находить её в стихотворных отрывках;
- Давать первоначальные знания о том как пишутся стихи;
- Учить любить и понимать их;
- Развивать творческие способности;
- Активно привлекать к работе слабоуспевающих детей.
Ход работы
1. Орг. Момент.
Растяжка: “Солнышко уже проснулось и приветствует нас своими теплыми лучами. Давайте и мы поприветствуем его (потягивание на носочках, руки вверх). Возьмите его лучики в себя (руки в стороны, потягивание) пусть они вам помогут в работе. Выбросите лень.
2. Артикуляционная гимнастика.
Произнести гласные А О У И Ы Э.
Сначала с голосом, потом без голоса проговаривая все буквы про себя.
Выполнить упражнение: “Сладкое варенье”, “Часы”.
Работа со скороговоркой: “От топота копыт пыль по полю летит”.
Вначале покажите, как цокают копыта. (С нарастающим темпом).
3. Прочитайте, какая история произошла в лесу (на партах текст):
“Однажды Дед Мороз ущипнул Лису за нос. А она, чтобы отомстить ему напоминает, что скоро наступит лето и ему будет плохо”.
Ущипнул Лису за нос
Невидимка Дед Мороз
А она в ответ на это:
- Погоди! Наступит лето.
Вы послушали и прочитали одну и ту же историю, но немного по-разному. Первое был рассказ иначе его можно назвать проза.
А что было второе?
А как вы догадались, что это было стихотворение?
Последние слова в стихотворении похожи по звучанию, или говоря, что они рифмуются.
“Прячет” – “скачет”, “нос” – “мороз”.
Это и называется рифмой. Без неё бы и не получилось стихотворение.
Попробуйте подобрать сами рифму:
Мышь кота на новоселье
Пригласила в ……………
- Не пройду я: узок вход; –
Говорит с досадой ……….
Веселятся в норке гости –
Кот бы слопал их от ……..!
Сегодня мы учимся подбирать рифму, сами попробуем написать небольшие стихи.
Смотрите, какой злой пират нам встретился на пути: “Если рифму не найдёшь в плен к пирату попадёшь”.
Какие слова рифмуются: (соотношение слов и картинок)
Поклон – слон
Рот – крот
Пол – стол
Капкан – стакан
Чебурашка – ромашка
Рога – нога
Картина – корзина
Мост – хвост
Неприятная встреча с Лешим:
Мы однако, вас утешим
Всем кто выполнит задание,
Скажет Леший “до свидания”.
(Соедините стрелками).
Дочь | Голова |
Цапля | Умелый |
Дверь | Вдвоём |
Мошка | Ночь |
Смелый | Капля |
Поём | Зверь |
Слова | Кошка |
Найдите рифму:
Баю, баю, спи малыш
Посмотри, уснула ….
Ей, наверно, сказка снится
Спит на веточке ……..
Маму слушайся с пелёнок
Вот уже уснул …………
Спи, мой милый, баю-баю.
Вот и я уже зеваю.
Но нам спать пака ещё рано. Давайте немного развеселимся. Отгадайте загадки – обманки:
Простой вопрос для малышей:
“Кого боится кот?” ………….Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …………Хвост веером, на голове корона
Нет птицы краше, чем ………….По сосне, как в барабан
Застучал в лесу ………….Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая ………………….
У вас у каждого есть по одному слову, некоторые из них рифмуются, вам нужно найти товарища по команде с кем вы будете продолжать работу.
В вашей группе должно оказаться по четыре человека. Значит должны рифмоваться четыре слова, удачного поиска. (Слова: ромашка, Чебурашка, рубашка, простоквашка; коса, оса, роса, голоса; кочка, точка, дочка, ночка; снежок, дружок, лужок, пушок).
Задание по группам:
Перед вами большое стихотворение, но некоторые слова пропущены, если вы правильно подберёте рифму и вставите слова, у вас получится красивое стихотворение, которое вы нам должны будите прочитать громко, выразительно.
Работа с текстами по осознанности чтения. (Приложение 1)
А вот теперь сами попробуйте силы в написании стихов. Вернитесь к тем словам с помощью, которых вы собирались в группы. Каждое слово будет заканчивать строчку вашего стихотворения. Попробуйте сами придумать маленькое четверостишие, предлагаю вам на минутку стать маленькими поэтами. Слова: ромашка, Чебурашка, рубашка, простоквашка; коса, оса, роса, голоса; кочка, точка, дочка, ночка; снежок, дружок, лужок, пушок;
Дети в группах сочиняют свои маленькие стихи.
Вот и закончилось наше занятие, надеюсь, что вы узнали, что-то новое для себя, и надеюсь, что теперь, когда вы захотите сотворить какой- нибудь шедевр вам поможет рифма.
Помните, мы здоровались в начале урока с солнышком? Оно опять заглянуло к нам в класс. Подарите ему один из лучиков, которые лежат у вас на партах: оранжевый – занятие понравилось и у вас хорошее настроение; жёлтый - если занятие понравилось не очень; красный - если занятие не понравилось и у вас испортилось настроение.