Цели:
- Сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края;
- Познакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоёмов и их охраной, развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
- Прививать любовь к родному краю.
Оборудование: глобус, физическая карта России, карта Саратовской области, фотографии Волги, Хопра. Презентация “Пруды п.Соцземледельский.” <Приложение 1>
Ход урока
I. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы приступили к изучению темы “Наш край”.
Родной край – это часть большой страны.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём!
- А где же мы с вами живём? Назовите.
- Представьте себе, что к нам приехали иностранцы.
“Что я расскажу иностранцам о своём крае?” (географическое
положение, тепловой пояс, природная зона, самый
главный город в Саратовской области).
- Покажите на карте. Как называется карта, где
изображены формы поверхности земли?
- Покажите на карте Саратовской области
Балашовский район.
- Назовите соседей
- Дайте характеристику поверхности нашего края.
III. Новый материал.
Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка, и туман, я – река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.
(Вода).
Посмотрите на глобус. Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим).
- Раскрутим наш глобус. Какого цвета кажется
Земля? (Синим. Потому что 2/3 земной поверхности
занимает вода).
- Если мы сегодня говорим о родном крае и о воде,
попробуйте назвать тему урока. Что мы
постараемся узнать на уроке?
- Какая самая большая река протекает по
территории Саратовской области?
Волга! Волга!
Из всех, пожалуй, рек на свете
Тебе нет равных по судьбе
Семь тысяч рек, совсем как дети,
Не от тебя бегут, к тебе.
- Красавица Волга - самая большая река и самая
красивая. О ней сложено много стихов и песен.
Недаром её называют Волга-матушка.
- Волга разделяет Саратовскую область на две
части: левобережье и правобережье. Мы с вами
живём в правобережье.
- Самый длинный (почти 3км) и самый красивый саратовский мост соединяет берега двух городов Саратова и Энгельса. Этот мост – оригинальное произведение строительного искусства. Ажурный рисунок конструкций, подобие взлетающей чайки. (Слайд)
- Посмотрите на следующую фотографию. (Слайд 3)
Какая река изображена? Как вы догадались?
(Это река Хопёр. С этого моста мы наблюдали за течением реки, когда посещали Балашовский краеведческий музей).
Сообщение о Хопре. (Песков Женя)
Посмотрите, какие красивые пейзажи реки Хопёр, на котором стоит наш светлый город Балашов.
Это исток реки Хопёр, который берет начало в Пензенской области. (Слайды 5-18)
- Что значит исток?
Слайды фотографий реки Хопёр.
- Назовите лишнее слово. (Слайд 19)
Океан;
Море;
Река;
Пруд;
Родник.
Почему? Естественные водоёмы – созданы природой, искусственные – человеком.
- Что такое пруд?
- Какие водоёмы в посёлке Соцземледельский, история их создания и назначение. Об этом нам расскажет Красников Артём, который провёл исследование “Состояние водоёмов п. Соцземледельский”.
- Презентация (Слайды 20-34)
- Работа по учебнику стр. 154- 155
- Найдите материал о том, как сельское хозяйство
влияет на жизнь водоёмов?
IV. Закрепление.
1. Тест “Водоёмы нашего края”.
2. Беседа.
- Какое значение в природе и в жизни человека
имеют водоёмы?
- Сколько прудов в нашем посёлке?
- На каких прудах бывали вы? Понравились вам
фотографии наших прудов?
- Какие чувства испытывали вы, когда смотрели эти
фотографии? Почему?
- Какая экологическая проблема возникает с
нашими водоёмами?
- Они зарастают и загрязняются.
- Как мы можем спасти и сохранить водоёмы?
- Давайте вместе составим памятку “Как правильно
вести себя у водоёмов?”
- Помните, что зимой пруды покрываются льдом. Не
играйте на неокрепшем льду. Будьте осторожны!
- Помните, что значение водоёмов велико. Без воды
не могут существовать ни человек, ни растения, ни
животные.
Михаил Пришвин сказал замечательные слова: “Охранять природу - значит охранять свою Родину”. И мы должны любить свой край, свою Родину, беречь и охранять её.
V. Итог урока.
Рефлексия.
- Что нового узнали?
- Где пригодятся эти знания?
- Кто из ребят больше всего нам помог?
- Кому помог ты?
- Как ты оцениваешь свою работу на уроке?
VI. Домашнее задание.
Стр.153-156, задания на стр.156, нарисовать запрещающие знаки для водоёмов.