Учебно-деловая игра «Путешествие в страну выборов»

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

Повышение уровня правовой культуры будущих избирателей, побуждение к изучению избирательного права и избирательного процесса.

Задачи:

  1. Привлечь внимание будущих избирателей к специфике избирательного законодательства РФ;
  2. Показать процесс формирования выборных органов государственной власти;
  3. Способствовать становлению ответственных и политически грамотных граждан.

Актуальность: Выборы – это индикатор доверия к российской избирательной системе, проявление гражданской позиции молодёжи, её отношения к демократии, к будущему страны. Поэтому проблема правового воспитания и его производной – правового обучения становятся актуальными в свете борьбы с правовым нигилизмом, имеющим место в современной России.

Оборудование: Конституция России, избирательный кодекс Амурской области, презентация “Путешествие в страну выборов”, задания для проведения игры “Крестики – нолики”, бумага, ручки.

Участники: В игре принимают участие две команды - ученики и их родители.

Описание хода игры: Игра проходит в форме экскурсии на избирательный участок и состоит из нескольких этапов: 1. Организационный. 2. Знакомство с историей возникновения и становления выборов. 3. Просмотр сценки о значимости выборов. 4. Рассказ членов избирательной комиссии о процессе формирования выборных органов государственной власти. 5. Ответы на вопросы участников игры. 6. Игра “Крестики-нолики”. 7. Подведение итогов – награждение, чаепитие.

Ход игры

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады снова видеть вас на нашем избирательном участке.

Ведущий 2: Мы приветствуем будущих избирателей и избирателей, имеющих большой опыт участия в политической жизни страны. (Представление гостей)

Ведущий 1:

Не раствориться, быть собой,
Не плыть песчинкою в потоке;
Свою дорогу отыскать,
И не сойти уж с той дороги…

Как важно, осознать эту мысль, вам, ребята, на пороге своего совершеннолетия. Совершеннолетие - это возраст, когда гражданин получает право прикоснуться к делам государственным. По Конституции РФ 18-летний гражданин приобретает право избирать, начиная от органа местного самоуправления вплоть до Президента страны. Это называется активное избирательное право.

Ведущий 2: Чуть позже к этому праву добавится право быть избранным - пассивное избирательное право. То есть в 21 год вы сможете стать депутатом Государственной Думы, а в 35 - Президентом Российской Федерации. Правда, для этого необходима ваша гражданская зрелость.

Ведущий 1: Итак, с 18 лет вы, являясь гражданином Российской Федерации, становитесь - ИЗБИРАТЕЛЕМ, и Конституция РФ дает вам право голосовать на выборах

Ведущий 2: Выборы, как социальное явление, прочно вошли в наш обиход, стали привычным атрибутом жизни россиян. Таким образом, все мы являемся участниками избирательного процесса. Но знаем ли мы, что он собой представляет? Узнать нам поможет путешествие в страну Выборов.

Ведущий 1: Как и всякая другая страна, страна Выборов имеет свою историю. С некоторыми её событиями вас познакомят ….

Рассказ об истории возникновения и становлении выборов. Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме.

В IV-V веке до н.э. в Афинах установился государственный строй, при котором все мужчины – уроженцы Аттики – стали гражданами, имели установленные законом права и обязанности перед государством. Это была первая в мире демократия. В Древней Греции применялось и открытое голосование (народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов) и тайное с помощью жребия. "Бюллетенем" был боб: "За" – белый боб, "Против" – черный.

Римляне в III в. до н.э. создали такую государственную систему, при которой управление им стало общим делом (республика). В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов.

После этого кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – "избирательный бюллетень", писал на ней имя кандидата и опускал в урну.

Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция: французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина. Слово "гражданин" произносилось с гордостью.

Революция способствовала становлению таких понятий, как "активное право", "списки избирателей", " права человека и гражданина". Активное право, то есть право избирать, получали граждане, достигшие 21 года.

Примером демократии в древней Руси является Новгородская республика - государство на Северо-западе и Севере Руси в 12-15 вв. высшей властью в Новгороде являлось вече – народное собрание, в котором участвовало мужское население Новгорода и его пригородов. Вече избирало и изгоняло князей, избирало посадника, тысяцкого и епископа, решало вопросы войны и мира, а иногда выносило судебные приговоры.

Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. Но выборы в Думу не были всеобщими и равными. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25 – летнего возраста. Избирательного права не получили женщины, военнослужащие, должностные лица – губернаторы, градоначальники, служащие полиции.

Ведущий 2: С особенностями современного избирательного процесса мы познакомимся в ходе экскурсии на избирательный участок. Но отправимся мы туда вместе с удивительными героями…

Ведущий 1: Во все времена были люди, которых волновали судьбы народа, страны и планеты в целом. Один из них - Антуан де Сент-Экзюпери, который считал, что каждый в ответе за то, что происходит в нашем большом доме. А наш большой дом – это планета Земля. Именно поэтому в путешествие в страну выборов мы отправляемся вместе с героями Экзюпери – лётчиком и Маленьким принцем.

(Сидит огорчённый лётчик, стоит маленький принц, звучит музыка)

Маленький принц: Отчего зависит жизнь планеты

Такой огромной, как твоя земля?

Лётчик:

Ну, пассажиры доверяют судьбы тому,
Кто оказался у руля,
А каждая страна напоминает
Огромный – преогромный самолёт.
А курс его те люди выбирают,
Кому вручит свою судьбу народ.

Маленький принц:

А как народ свою судьбу вручает?
Людей так много на большой планете…,
И как такой страною управляют?
Да и другими странами на свете…

Лётчик:

Ну, президент конечно не сумеет…
Ведь одному повсюду не попасть.
И в каждом городе, районе и деревне
Есть местная и выборная власть.
Конечно, от того, кто будет избран
Зависит то, как люди будут жить.
И коль умён избранник и достоин,
Задач немало сможет он решить.
Ну, словом, это тот, кто дело знает.
Вот для того и выборы нужны.
Выходит, каждый человек влияет
На жизнь района, области, страны.

Маленький принц:

Географа я выбрал бы навряд ли:
Всё время он проводит за столом,
Тщеславный человек, он не понятлив
И мыслит только о себе самом
Лишь верный обещаниям фонарщик
Без отдыха, на крошечной планете
Не спит и понимает: он в ответе
За всё что, происходит в мире этом!

Ведущий 1: Ну, что ж маленький друг, в путь! И ты узнаешь, как важна и ответственна роль избирателя!

Прохождение этапов – на каждом перед ребятами выступают члены избирательной комиссии, рассказывают об этапах избирательного процесса, отвечают на вопросы ребят.

1этап

Начинается избирательный процесс с решения о назначении выборов. В этот период определяется комплекс действий, связанных с созданием необходимых условий для выдвижения кандидатов и голосования. Для проведения выборов всех уровней образуются избирательные округа, а для проведения голосования - избирательные участки. Районная избирательная комиссия составляет списки избирателей и передаёт их в участковую избирательную комиссию. Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Вопросы участников экскурсии:

  • Как составляются списки избирателей на выборах?

2 этап

За 30 дней до дня голосования образуются участковые комиссии. Они независимы от государства и местных органов власти. Их задача: организовать подготовку и проведение выборов, определить итоги голосования. Именно избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Вопросы участников экскурсии:

  • Кто имеет право быть членом избирательной комиссии?

3 этап

Основным действием на стадии выдвижения кандидатов является сбор подписей в его поддержку и регистрация. Кандидатов могут выдвинуть избирательные объединения или сами граждане в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидата осуществляется путем сбора подписей под его заявлением. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом.

Вопросы участников экскурсии:

  • Кто может быть выдвинут кандидатом? Где происходит регистрация кандидатов?

4 этап

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации за 28 дней до дня голосования, путем проведения предвыборных мероприятий (в том числе собраний, встреч с избирателями), публичных предвыборных дебатов, выпуска и распространения информационных печатных материалов. При проведении предвыборной агитации не допускается агитация, возбуждающая расовую, социальную, национальную вражду, насильственное изменение Конституционного строя и нарушение целостности государства, а также пропаганда войны. Агитация прекращается за сутки до дня голосования.

Для финансирования предвыборной агитации избирательные фонды могут создаваться за счет:

  • собственных средств кандидата;
  • средств, выделяемых кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением;
  • добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Вопросы участников экскурсии:

  • Можем ли мы принимать участие в предвыборной агитации?

5 этап

Следующая стадия избирательного процесса - это голосование и определение итогов выборов. Голосование проводится во второе воскресенье октября и во второе воскресенье марта. Не менее чем за 20 дней до выборов участковая избирательная комиссия извещает граждан через СМИ о точной дате и времени голосования. Также члены избирательной комиссии вручают гражданам специальные приглашения. (Рассказ о процедуре голосования) Голосование проводится с 8 до 20 часов местного времени. Сразу начинается подсчет голосов избирателей. При определении итогов голосования и результатов выборов могут присутствовать наблюдатели, кандидаты, СМИ. Итоги голосования оформляются протоколом и вывешиваются для ознакомления избирателей.

Вопросы участников экскурсии

  • Человек пришел на выборы, но его нет в списках избирателей. Как быть?

6 этап

Завершающей стадией избирательного процесса является регистрация избранных депутатов или других выборных лиц. Здесь же предусматривается опубликование в СМИ результатов выборов.

Итог: Игра “КРЕСТИКИ - НОЛИКИ”

Цель: закрепить знания, полученные в ходе экскурсии.

Ведущий:

Вот экскурсия к концу и подошла,
Но не все еще мы сделали дела:
Подвести итоги нам пора -
Ожидает публику игра.

У нас получилось две команды: команда будущих избирателей (нолики) и команда избирателей со стажем (крестики). Молодость против опыта.

Правила игры: В начале игры команды разыгрывают право первого хода: на слайде - определение, игрокам надо из букв, лежащих на столах, составить понятие. Команда, выигравшая право первого хода, выбирает квадраты игрового поля с заданием. Переворачивает карточку, отвечаете на вопрос, делает соответствующую отметку, если ответит, нет – право хода переходит к другой команде. Побеждает та команда, которая сможет выполнить три задания (по горизонтали, вертикали, диагонали)

Ведущий:

Каждая клеточка – это портрет,
Каждая клеточка – это загадка,
Ну, ничего невозможного нет.
Всем вам удачи, все будет в порядке.

Задания для игры

Старик:

Ситуация тут не простая,
Дворянка приказала столбовая,
Чтобы взял старик её паспорт
И один шагал на участок.
Ничего сама сделать не хочет,
Издевается лишь и хохочет.
Он давно привык с нею мучиться…
А что сегодня скажите получиться?

Чичиков:

Не уж то Чичиков?
Да он.
Ах, душка, его лицо, его глаза и уши,
Не появлялся в городе давно.
Он мертвые скупал в деревне души.
Взял бюллетень, в кабину прошагал походкой чинною,
Как будто генерал.
Ну, кандидаты приглянулись оба,
И он без всякой зависти и злобы,
Решив, что никого не обесславил,
Напротив каждого по крестику поставил.
Раскланялись ему со всех сторон…
Да вот не знал, что зря старался он.
А вы ответьте мне, а почему?
Что надо было объяснить ему?

Ромео и Джульетта:

Огромная любовь врагов соединила.
Все время вместе, друг без друга никуда.
В одну кабину их, однако, не впустила комиссия
Вот худо! Вот беда!
И как влюбленным поступать тогда?

Наташа Ростова:

Первый бал и первое свиданье.
В жизни первое голосованье
Вызывает робость и волненье,
Только вот Наташе, к сожаленью,
О процедуре этого процесса
Заранее никто не рассказал.
А выборы ведь это вам не бал!
Пожалуйста, Наташе помогите.
Как голос свой отдать ей объясните?

Шариков:

Наш Полиграф, не доктор и не граф,
И не кончал он университетов,
Но он решил:
Ничуть не меньше прав есть у него.
И заявил об этом.
Пришел в комиссию и требует совета:
Пущай расскажут мне про кандидатов!
Кто уваженья заслужил? Кто нет?
И должен обойтиться без мандатов,
Чтоб кому, попадя, он крестик не поставил.
А может он совсем не знает правил?

Чацкий:

Немало верст наш Чацкий проскакал,
И хоть с каретой он не раз перевернулся,
Но вовремя он все же не вернулся,
В Москву на выборы приехать опоздал.
А, вот теперь отгадку говори.
А может он голосовать в Твери?

Обломов:

Он не против был бы голос свой отдать,
Да с дивана уж давно не может встать:
Ломит кости, голова болит опять.
Видно будут без него голосовать.
Может, есть какой-то выход или нет?
Вы подумайте и дайте мне ответ!

Герасим:

Он глух и нем, но выбор сделать хочет.
Нарядный на участок он приходит,
Заходит в зал, находит нужный стол,
Он просит бюллетень, как все хлопочет,
Он о рождении свидетельство приносит,
Чтоб было все всерьез…
Его комиссия в кабину не пускает.
Чего ей интересно не хватает?

Пимен:

Он слаб и стар, и немощны движенья.
Он написал последнее сказанье,
Хотя глаза уже от напряженья,
Почти не видят… Просто наказанье.
Однако понимаем мы отлично,
Судьба Руси святой ему небезразлична.
Только буквы и строчки сливаются…
Комиссия помочь, конечно, рада,
Но знает – это делать ей не надо.
Что делать старцу, надо выход отыскать.
И если не помочь то подсказать?

Ведущий:

Сегодня в этом зале собрались избиратели и будущие избиратели. Мы – пока будущие избиратели, а кто знает, может кто-то из нас и будет избранником народа. Поэтому немаловажно, каким мы видим будущий мир, ведь это нам его строить.

(Исполнение песни на мотив песни “Звездная страна”)

Русь моя, родина речек и берёз,
Пусть не увидишь ты бед и детских слёз.
Станешь ты сильною,
Станешь счастливою,
Если поверим мы в это всерьёз.

Пусть вам встречается больше добрых лиц,
Пусть не останется споров и границ.
Если мечтается, всё получается
Даже встречается маленький принц
(Или вам повстречается ветреным вечером маленький принц).

Чтобы мечтания все осуществить
Знаем, придётся нам силы приложить.
Девочки, мальчики, словно фонарщики,
Самоотверженно будут светить.

Дети (хором): И пусть с каждым годом всё больше фонарщиков будет на свете,

Пусть будет согласие и счастье, и мир на огромной планете.

Литература

  1. Конституция РФ
  2. Климова Ю.Н., Кругленя А.Н., Суворина Е.В. Я знаю, что такое выборы: учебное пособие для будущих избирателей/ РЦОИТ при ЦИК России. – М., 2006
  3. Подготовка и проведение учебно-деловой игры “Выборы президента”: практические рекомендации. – М., 2003
  4. Повышение правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучение организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации: СБ. документов, 1995-2006/ РЦОИТ при ЦИК России. – М., 2006
  5. “Журнал о выборах” /Приложение к журналу “Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации” - М., 2007-2009
  6. “Право выбора”/ газета Избирательной комиссии Иркутской области – Иркутск, 4 мая-17 мая 2009 года.
  7. Материалы Интернета.