Цели
1. Повторить, закрепить и углубить знания учащихся по культуре античности.
2. Способствовать повышению познавательного интереса к истории.
3. Способствовать укреплению дружбы между учащимися, чувства сопереживания за успех товарищей.
Оборудование
1. Листы с заданиями отборочного тура (1 тур) и перфокарты для проверки.
2. Система Werdikt с вопросами 2 тура для основных участников.
3. Листы с тестами (вопросы 2 тура) для проведения интеллектуального марафона среди тех, кто не набрал достаточное количество баллов для личного участия по итогам первого тура и перфокарты для проверки.
4. Компьютерная презентация для финалистов по типу “Своя игра” (3 тур).
5. Таблица учёта результатов участников турнира.
Рекомендации по проведению игры
Игра проводится среди учащихся пятых классов после изучения курса истории Древнего мира и экскурсии в Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина по теме “Культура античности” или изучения аналогичной темы по программе МХК.
Учащиеся заранее оповещаются о проведении турнира красочным объявлением.
Игра проводится в три тура. Вся игра по времени занимает урок в 45 минут.
В первом туре участвуют все учащиеся. Для тестирования предлагается 25 утверждений (за каждый правильный ответ – 1 балл). Производится отбор 10 лучших результатов. Образец перфокарты см. <Приложение 1>
Отбор во втором туре производится по результатам 20 вопросов с вариантами выбора ответов с использованием системы Werdikt (за каждый правильный ответ – 1 балл).
Одновременно учащиеся, не прошедшие во второй тур, объединяются в команды по 4-5 человек, отвечая коллективно по тем же вопросам. Проверка ответов осуществляется путём использования перфокарты (образец см. <Приложение 2>). Затем группы делегируют наиболее успешного учащегося по сумме набранных баллов для участия в третьем туре.
В третий тур отбираются шесть наиболее успешных финалистов по сумме двух первых туров. Тур проходит по типу “Своя игра” с использованием компьютерной презентации. Каждый игрок получает возможность выбора трёх вопросов различной сложности (оценка за каждый от 2 до 10 баллов) по объявленным темам.
Три лучших результата по итогам трёх туров выявляют победителя.
В заключение жюри проводит награждение победителей.
Вопросы отборочного тура знатоков культуры античности (1 тур) с ответами
№ |
Высказывания |
Да |
Нет |
1 | Архитектура является одним из видов изобразительного искусства | + |
|
2 |
Ионические колонны имели наверху завиток | + |
|
3 |
Самая известная работа Мирона - статуя дискобола | + |
|
4 |
Статуя Афины блестела на солнце и хорошо была видна издалека, т.к. была сделана из золота | + |
|
5 |
Портик в Пропилеях поддерживали колонны в виде девушек | + |
|
6 |
Для греческих скульпторов важно было передать портретное сходство с изображаемым человеком | + |
|
7 |
Первоначально, рисуя на вазах, греки закрашивали фон чёрным лаком, потом, когда его запасы стали иссякать, фон ваз оставляли незакрашенным, а рисунки прорисовывали лаком | + |
|
8 |
Автором статуи Венеры Милосской является Пракситель | + |
|
9 |
Согласно мифам, Зевс-громовержец сделал людей из глины | + |
|
10 |
Большинство работ греческих скульпторов дошло до наших дней в виде римских копий с них | + |
|
11 |
Портик здания, в котором расположена наша гимназия “Логос”, имеет ионические колонны | + |
|
12 |
Дифирамбы греки исполняли в честь бога Аполлона | + |
|
13 |
Архаическая статуя юноши-атлета, обычно обнажённого, называется каре. | + |
|
14 |
Задумав похитить Европу, Зевс принял облик прекрасного белого быка | + |
|
15 |
Архаическая статуя прямостоящей девушки в длинной праздничной одежде называется кариатида. | + |
|
16 |
Аполлон часто появлялся в окружении семи муз | + |
|
17 |
Храм всех богов в Риме назывался Пантеон | + |
|
18 |
Многословие в Спарте презирали так же, как и трусость | + |
|
19 |
Римские скульпторы раскрашивали мраморные статуи, чтобы придать им большее сходство с изображаемыми людьми | + |
|
20 |
Греки были создателями перекрытия в виде арки | + |
|
21 |
Декорации для театра придумал Софокл | + |
|
22 |
На вопрос: “Что легче всего на свете?” древнегреческий философ Фалес ответил: “Дать совет другим”. | + |
|
23 |
Лев – немейский, птицы – стимфалийские, кабан – эрифманский, а лернейской была…лань? | + |
|
24 |
Среди олимпийских богов близнецами (братом и сестрой) были Аполлон и Афродита | + | |
25 |
Строительством Афинского Акрополя руководил Фидий | + |
Вопросы для интеллектуального марафона (2 тур) – с ответами
1. В 227 году страшное землетрясение разрушило одно из семи чудес света – Фаросский маяк. Каким образом его изображение дошло до потомков?
А) по мозаике с его изображением
Б) по монетам с его изображением +
В) по статуэткам-сувенирам
- Этруски на погребальных урнах и саркофагах делали скульптурные изображения головы или фигуры покойного. Эти изображения выполнялись :
- Известно, что один из греческих философов жил в пифосе (большой бочке). Имя этого философа:
- Гибель этого храма – одного из чудес света – связывают с рождением великого полководца древности:
- Рельеф “Львиных ворот” - единственный пример монументальной скульптуры периода эгейской культуры. Где находился этот рельеф?
- В эпоху царей Рим превращается в большой многолюдный город. Именно в этот период здесь создаётся главная подземная канализационная труба, которая служит городу и поныне. При каком из римских царей она была сооружена?
- Греки побаивались этого бога и не поклонялись ему. Имя этого бога:
- 16 малышей на статуе “Нил” означают количество:
- Имя скульптора, которому Афродита помогла оживить созданную им скульптуру:
- Слово керамика возникло:
- Каким образом в Древнем Риме отмечали прославленного поэта?
А) из дерева
Б) из терракоты (обожженной глины) +
В) из мрамора
А) Сократ
Б) Демокрит
В) Диоген +
А) Александра Македонского +
Б) Ганнибала
В) Гая Юлия Цезаря
А) в Тиринфе
Б) в Пилосе
В) в Микенах +
А) при Нумиторе
Б) при Ромуле
В) при Тарквинии Гордом +
А) Зевс
Б) Арес +
В) Аид
А) притоков Нила
Б) локтей, на высоту которых мог подниматься Нил во время разлива +
В) рукавов, на которые делился Нил при впадении в Средиземное море, образуя дельту
А) Пигмалион +
Б) Пракситель
В) Лисипп
А) от названия инструмента для изготовления гончарных изделий
Б) от названия места, где осуществлялось гончарное производство +
В) от названия одного из гончарных изделий
А) увенчивали его лавровым венком +
Б) ставили в честь него статую
В) дарили ему красивую тогу (одежду)
12. Этот зодчий обобщил опыт античного строительства, выведя формулу архитектуры: “польза, прочность и красота”. Его имя:
А) Витрувий +
Б) Флавий
В) Вергилий
- В честь морских побед римляне стали возводить ростральные колонны. Своё название они получили по названию:
- В эту статую, как в живую, влюблялись многие юноши Эллады. Её автор – известный скульптор IV века до н.э.:
- Знаменитый храм в Афинах с колоннами в виде девушек был построен на месте спора Афины с Посейдоном, при котором присутствовал основатель города – легендарный царь:
- Автором Фаросского маяка был архитектор, спрятавший своё имя под слоем штукатурки с надписью правителя, при котором маяк был сооружён. Имя этого архитектора:
- Греческие колонны строились в соответствии с определёнными пропорциями между основанием колонны и её высотой. Эта соразмерность достигалась соотношением:
- На одном из фронтонов Парфенона помещена сцена, изображающая:
- Вершиной римской архитектуры считается Колизей. Его колоссальные размеры и огромная вместимость арены поражают и в настоящее время. Сколько зрителей мог вместить Колизей?
- “Око Пантеон” представляет собой:
А) кораблей римлян
Б) корабельному носу +
В) имени флотоводца, одержавшего первую морскую победу
А) Фидий
Б) Поликлет
В) Пракситель +
А) Эней
Б) Эгей
В) Эрехтей +
А) Сострат +
Б) Герострат
В) Птолемей
А) 1: 5 +
Б) 1: 6
В) 1: 7
А) главных богов Олимпа
Б) миф о Пелопсе и Гипподамии +
В) Троянскую войну
А) 45 тысяч
Б) 56 тысяч +
В) 64 тысячи
А) вход в здание
Б) проём в стене
В) отверстие в купольном перекрытии +
Вопросы для тура “Своя игра” - 3 тур
Животные | 2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
Обо всём | 2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
Звёздное небо | 2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
Азбука искусства | 2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
Животные
- Именно это в подборке, состоящей из коров Гериона, пса Цербера, Троянского коня, киренейской лани, является лишним.
- Этот памятник является одним из лучших анималистических памятников римского искусства. Назовите его.
- Её молоком был вскормлен Зевс, за что позднее она была вознесена на небо, а её случайно сломанный рог стал рогом изобилия. Назовите это животное.
- Именно эти два животные “участвовали” в изготовлении лиры. Кто они?
- В греческой мифологии Химера имела хвост дракона, туловище козы, а голову и шею …Чью?
(Троянский конь)
(Капитолийская волчица)
(Коза Амалфея)
( Панцирь черепахи и два рога козы)
( Льва)
Обо всём
- Именно это стало причиной многолетней Троянской войны.
- Древние греки верили: именно он принёс огонь человечеству.
- Попробуйте найти связь между названием одного из греческих сосудов и объектом, изучаемым на уроках физической географии.
- У мифической бочки, которую наполняли 50 дочерей царя Даная за убийство своих мужей, была одна конструктивная особенность, отличавшая её от всех обычных бочек. В чём была эта особенность?
- После смерти богатого человека в Древнем Риме с него снимали посмертную маску. Если умирал ещё один знатный родственник, то в погребальном шествии маски одевали на людей, походивших на умерших ростом и телосложением. Как называли тех, кто надевал на себя посмертные маски?
( Яблоко с надписью “Прекраснейшей”)
( Прометей)
( Кратер – посуда для смешивания вина и воды, жерло вулкана)
( У неё не было дна)
( Их называли актёрами)
Звёздное небо
- В древнеримской мифологии бог морей и всех водоёмов (у древних греков – Посейдон). Изображался бородатым старцем в короне, с трезубцем в руках, на морской раковине, запряжённой четвёркой морских коней. Его имя носит планета.
- До недавнего времени его имя носила самая дальняя и самая маленькая из планет солнечной системы. В религии римлян этот бог, владыка преисподней, является аналогом греческого бога Аида.
(Нептун)
( Плутон)
3. Герой, победивший горгону Медузу и спасший от страшного морского чудовища дочь эфиопского царя, в благодарность за это ставшую его женой. Его имя носит одно из созвездий.
(Персей)
- В переводе с греческого её имя означает “прекраснейшая из всех”. Её мать, похвалявшаяся красотой перед морскими нимфами, разгневала Посейдона. Для спасения страны от страшного чудовища, посланного владыкой морей, её дочь приковали к скале в качестве жертвы. Но она была спасена, её имя носит одна из туманностей на небосклоне. Аналогичное название носит книга фантаста И. Ефремова.
( Андромеда)
5. Этот красавец прислуживал на пирах богов-олимпийцев, а теперь он самый знаменитый спутник Юпитера.
(Ганимед)
Азбука искусства
Определите термин по описанию:
- Искусство строить и украшать здания.
- Скульптурное изображение головы и верхней части тела человека (по грудь или по пояс).
- Верхняя часть фасада здания, имеющая треугольную форму.
- Поддерживаемое колоннами перекрытие, которое может оформлять фасад здания или быть самостоятельным сооружением.
- Выпуклое скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона не более чем наполовину.
(Архитектура)
(Бюст)
( Фронтон)
(Портик)
(Барельеф)
Литература
- Энциклопедия для детей (т. 7). Искусство. Часть первая, - ООО “Мир энциклопедий Аванта+”, 2007.
- Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. Книга для чтения, - изд. “Просвещение”, М., 1971.
- Драхлер А.Б. Мировая художественная культура – М., “Владос-пресс”, 2002.
- Гоголев К.Н, Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. Тесты. Задачи – М., ИЦ “Международный союз книголюбов”, 2000.